Основные положения средневекового мусульманского права

     г) Находка, или муката. К ним относятся найденные вещи или люди. Присвоение их зависит от времени и места, где они найдены. Лицо, нашедшее какую—либо вещь, сокровища на собственной земле, по общему правилу, является их собственником. Вещи, найденные в других местах, присвоить нельзя. Нашедший должен призвать столько свидетелей, сколько может. Кроме того, через глашатаев необходимо публично объявлять   о найденной вещи в течение года. Если хозяин не найдется, нашедший может присвоить вещь. Некоторые правоведы считают, что если вещь—находка не превышает стоимости 10 дирхемов, то нашедший может сразу, без объявления, присвоить ее себе.     Присвоение тесно связано со временем, прошедшим с момента потери вещи.

     Если она была потеряна до возникновения ислама и найдена после этого, нашедший может сразу ее присвоить. Хозяин вещи может потребовать свое имущество в любой момент. Если находка употреблена или испорчена по вине нашедшего, последний отвечает возмещением убытка .Шиитские правоведы делят находки на 3 категории: люди, животные и вещи. К первой категории относятся несовершеннолетние и сумасшедшие. Если найденный человек убежит или погибнет не по вине нашедшего, то последний за это не отвечает. Если нашедший не в состоянии содержать найденное лицо, то его можно предоставить губернатору (хакиму) или лицу, которое в состоянии ухаживать за ним. Расходы на содержание найденного должны оплатить члены его семьи или хаким. Нашедший рабов и животных может держать их у себя и пользоваться ими. По истечении годового срока можно сделать находку своей собственностью. Если обнаруживается бывший владелец, то новый хозяин должен выплатить стоимость животных, рабов по ценам, установленным в момент потери. По щиитскому праву для этих вещей не требуется годовой срок. В случае если найдется бывший хозяин, нашедший также обязан возвратить вещь или оплатить ее стоимость за вычетом средств, израсходованных на ее содержание.[155]

     Общественную собственность на воду мусульманский закон превращает в божественный догмат, не отрицая, однако, полностью индивидуальное присвоение воды. Различают 2 вида пользования водой: утоление жажды человека и животных и орошение полей.     Первому виду соответствует положение, называемое в мусульманском праве шефет, которое можно определить как «право жажды». В силу шефета любое лицо имеет право утолить свою жажду и напоить своих животных водой из больших водоемов (морей, рек, озер), принадлежащих мусульманской общине. Но когда речь идет о колодцах, канавах или источниках, дающих воду благодаря труду, затраченному человеком, то вода признается предметом частной собственности, «по крайней мере, пока говорится о преимущественном праве пользования ею». Маликиты считают, что даже если человек умирает от жажды, пользование водой может быть безвозмездным только, когда потребитель является бедняком. Ханифиты считают, что крайняя нужда исключает в данной области отношений всякую возможность применения наказания за кражу.

     Второй вид пользования водой называется ширб. Согласно ему, человек получает право не только утолить жажду и напоить животных, но и запастись некоторым количеством воды для орошения. Права собственника земель, на которых расположены источники, фонтаны, колодцы и пруды, являются неограниченными: «собственнику принадлежит такое же исключительное право пользования ими, как и водой, которая содержалась бы в принадлежащим лично ему сосуде» (халил).[156]

     В отношении проточных вод право ширба осуществляется прибрежными собственниками в порядке, определяемом близостью их участков к этим водам. Никто не имеет права покрыть проточной водой поверхность своей земли более, чем до уровня лодыжки: водам, превышающим этот уровень, должен быть открыт естественный сток. Распределение воды может быть предметом специальных соглашений между пользователями. Все споры, относящиеся к водному режиму, находятся в ведении только кади (общепринятое название мусульманского судьи-чиновника, назначаемого правителем и отправляющего правосудие на основе шариата)[157], а не органов административной власти.[158]

  Мусульманские принципы общей собственности аналогичны европейским: каждый собственник обладает в отношении своей идеальной доли правами владения, пользования и распоряжения.  Если другие собственники сделают невозможным пользование вещью, он может потребовать выдела или раздела, т.к. никто не обязан навсегда оставаться нераздельным собственником.

     Раздел может быть осуществлен либо по добровольному соглашению, либо, в случае спора между заинтересованными сторонами или если в числе собственников оказываются несовершеннолетние или безвестно отсутствующие, — по суду.  Кади обращает имущество в продажу только в случаях, когда урегулирование пользования оказалось безрезультатным или невозможным. Отрицательное отношение мусульманского законодательства к дроблению имущества определяется тем, что, поскольку семья представляет собой социальную ячейку, речь идет о сохранении имущества семьи. До настоящего времени общая собственность достаточно распространена в мусульманских странах, особенно в сельских местностях.

     Институт так называемого шефаа тоже основан на идее обеспечения сохранности имущества семьи. Фикх предусмотрел выкуп доли в общей собственности на недвижимое имущество, для того чтобы дать возможность другим собственникам в случаях, когда один из них уступает свою долю третьему лицу, устранить приобретателя, возместив ему покупную цену доли. Это преимущественное право покупки доли в общей собственности, предназначенное для исключения всякого вторжения посторонних лиц, признано тремя мусульманскими толками лишь за собственниками и не относится к случаям, когда один из собственников уступает свою долю другому.

     Лишь ханбалитский толк отрицает право зимми (иноверцев — подданных мусульманского государства) на шефаа. Согласно маликитскому толку, все лица, имеющие право на «выкуп общей собственности», осуществляют его пропорционально принадлежащим им долям в общем праве — однородным (т.е. приобретенным в результате совместного призвания к наследованию наследников данной категории или в результате совместного заключения несколькими покупателями договора купли—продажи) и притом возникшим из одного и того же основания (т.е. из одного факта наследования или из одной и той же сделки). Шефаа может осуществляться лишь в течение определенного срока, различного в зависимости от религиозно—юридического толка, и если лицо, намеренное произвести выкуп, не отказалось от своего права.     Шефаа применяется только к возмездным уступкам доли в общем праве, этот вид принудительного отчуждения в интересах семьи не применяется, если речь идет о переходе права к наследнику или одаряемому. Предполагается, что они были избраны с расчетом на сохранение семейного согласия. Шефаа не применяется также в случае продажи имущества с торгов по взысканию, обращенному на долю в общем имуществе. В данном случае определяющую роль играет момент судебной морали. Для того, чтобы не сводилось на нет судебное решение, купивший с торгов должен видеть, что его право уважаются. Шефаа осуществляется с полным и быстрым возмещением приобретателю всех его издержек, в том числе и связанных с принудительной реализацией имущества. В случае спора между заинтересованными сторонами дело, согласно маликитскому толку, передается на рассмотрение кади.  Последствия, возникающие для лица, производящего выкуп, могут быть неблагоприятными. Это лицо не может требовать ни возвращения ему недвижимого имущества в том состоянии, в котором оно было у первоначального продавца, ни возвращения полученного дохода, ни расторжения заключенных незадолго до выкупа договоров найма.

     Поэтому практика мусульманского права изобрела приемы, делающие выкуп невозможным. Например, применяемый в Северной Африке порядок заключения договора об уступке доли, в котором наряду с указанием определенной цены делается упоминание о «горсти неких денег», брошенной беднякам в момент заключения договора. Создаваемая таким образом неопределенность размера общей суммы платежа за уступку доли в общем имуществе влечет в дальнейшем невозможность осуществления шефаа.[159]




3.2.Регулирование отношений земельной собственности в мусульманском праве.

     В шариате широко разработана теория права собственности на землю. Но каждый правовед по своему усмотрению классифицирует земельную собственность, т.к. в исламе она разнообразна и изменяется в зависимости от конкретно—исторических условий. Голландский востоковед Фан ден Берг разделял землю в мусульманском обществе на святую землю (Хиджаз), государственную и землю, составляющую собственность живущих на ней поселенцев.[160] Выделение земель Хиджаза более характерно для первого периода развития ислама. На основе учения Корана, земли Хиджаза считаются священными. Эти земли состоят из двух частей: городской и остальной части Хиджаза. Для города Мекки установлен особый режим: туда не имеет права входить ни один из неверующих; любая охота или ловля зверей в этих местах запрещена, также как и сбор растений. Недопустимы вооруженные столкновения. Другая часть Хиджаза имеет значительно меньшие ограничения. Например, «неверный» может находиться там в течение трех дней каждого месяца. Но в случае смерти «неверного» погребение его на этой территории не разрешается.

     Мусульманские правоведы (в частности, ливанский ученый Махмасани Субхи) признают классификацию земельной собственности на следующие основные категории:

     а) Мамлюка — имущество, находящееся во владении частных лиц.[161] Как правило, эта земля принадлежит владельцу на праве полной собственности, ее можно свободно отчуждать, завещать в вакф и передавать по наследству потомкам. Частновладельческие земли подразделяются на 2 основных вида:

1)   Земли, владельцы которых отказались от права собственности на них в пользу мусульман. Налагаемая на них земельная подать (харадж) — это арендная плата, которая сохраняется и после принятия их владельцами ислама. Пользующиеся этими землями сохраняют на них преимущественное право, пока соблюдают договор, независимо от веры. Эти земли нельзя отобрать так же, как арендуемые у арендатора. Если владельцы становятся зимми и избирают новое место жительства, они платят подушный налог — джизьи.

2)    Земли, владельцы которых отказались от права собственности на них при условии уплаты хараджа в пользу мусульман. Налог снимается при принятии ислама. С владельцев таких земель дозволено не брать подушный налог. Им разрешено свободно продавать свои земли. В случае продажи участков мусульманам харадж снимается.[162]

б) Эмирия — государственное имущество. Государственные земли находились непосредственно под контролем властей и выдавались служащим в качестве «лена», а также сдавались в аренду крестьянам. Чиновники финансового дивана (ведомства) взимали с крестьян харадж. Полученные таким образом доходы шли в государственное казначейство, которое выплачивало из них жалование и пенсии потомкам пророка, военным и гражданским чинам.[163]К этой категории относилось также все имущество, находящееся в общем пользовании: дороги, улицы, государственные учреждения. Такие земли в халифате были преобладающей и основной категорией земель (прежде всего в Ираке, Египте)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты