Организация работы с приемными семьями как направление деятельности органов опеки и попечительства (на примере Муниципального Округа Озеро Долгое)

Многих граждан от приема в свою семью ребенка-сироты сдерживает состояние здоровья детей, обусловленное их наследственностью. Особенно настораживают граждан такие диагнозы как гепатит, носительство антител гепатита, контакт по сифилису, неокончательный тест на ВИЧ-инфекцию, пиелонефрит, инфекция мочевыводящих путей, атопический дерматит, задержка психического развития.

После устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение органы опеки и попечительства самоустраняются от обязанности по организации их устройства в семьи граждан и не ведут поиск потенциальных усыновителей, опекунов, патронат-ных воспитателей. Передав сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, выявленных или зарегистрированных на их территории, в региональный банк данных, органы опеки и попечительства не используют их в дальнейшей работе и не предлагают обратившимся гражданам кандидатуры этих детей. В частности, об этом свидетельствует тот факт, что до 20% граждан выбирают в региональном банке данных о детях ребенка, находящегося на той территории, откуда их и направили специалисты органов опеки и попечительства. Недостаточна работа муниципальных образований по информированию населения о детях, подлежащих устройству в семьи.

На сегодняшний день российское общество еще не готово к этому процессу. Для наглядности приведем результаты социологических опросов населения, посвященных этой проблеме.

По данным Фонда “Общественное мнение” 16% участников опроса в принципе допускают для себя возможность усыновить ребенка из детского дома. Чаще прочих это молодые люди в возрасте до 35 лет (26%), граждане с высшим образованием (22%) и обладатели сравнительно высоких – более 3000 рублей на члена семьи – ежемесячных доходов (21%), то есть представители групп, располагающих определенными социальными ресурсами. Причем почти две трети опрошенных, допускающих возможность усыновить ребенка из детдома (61%), говорят, что такое желание у них возникало (в целом по выборке – 21%, среди исключающих для себя возможность усыновления – 14%). Показательно и то, что респонденты, допускающие возможность усыновления, значительно чаще, чем остальные, заявляют о личном знакомстве с людьми, уже усыновившими детдомовцев (31% – при 21% по выборке в целом).

Большинство россиян (54%) полагают, что сегодня в России усыновить ребенка из детского дома сложно; противоположное мнение – что это просто – высказывается втрое реже (18%). И 59% опрошенных выступают за облегчение процедуры усыновления детдомовцев россиянами, причем среди тех, кто допускает возможность усыновления для себя, – 71%.

Когда же речь заходит об усыновлении российских детей-сирот иностранцами, ситуация меняется: только 18% опрошенных высказываются за облегчение процедуры усыновления, тогда как 62% – напротив, за ее ужесточение. Очевидно, во многом такое распределение мнений обусловлено тем вниманием, которое отечественные СМИ уделяют случаям, когда российские дети оказываются жертвами жестокого обращения со стороны зарубежных усыновителей.

По мнению 40% опрошенных, в иностранных семьях с усыновленными детьми из России часто обращаются жестоко, 32% – полагают, что такие случаи редки, 1% – что такого не бывает вообще. На аналогичный вопрос о ситуации в российских семьях респонденты ответили иначе: 22% полагают, что с усыновленными детьми часто обращаются жестоко, 38% – что это происходит редко, 5% – что такого не бывает.

Показательно, что наши сограждане значительно увереннее судят о положении усыновленных российских детей за границей, чем в российских семьях: если на вопрос о распространенности практики жестокого обращения с этими детьми в России затруднились ответить 36% респондентов, то на вопрос о ее распространенности в семьях иностранных усыновителей – 26%.

Большинство респондентов (52%) полагают, что для ребенка из детского дома лучше, если его усыновляет российская, нежели иностранная семья (противоположное мнение высказали 11% опрошенных, остальные – затруднились с ответом). Впрочем, сравнительно немногие (6%) аргументировали эту точку зрения ссылками на жестокое обращение с российскими детьми за рубежом (там над нашими детьми издеваются; русские люди лучше, а они – звери; у нас хоть своей смертью, а там – убивают). Значительно чаще (15% ответов) речь шла о том, что детям легче жить в знакомой, привычной среде (в российской семье ребенку привычнее, ему знаком и язык, и обычаи, и нравы; дома и стены помогают; ребенку легче будет адаптироваться в российской семье). Еще чаще (20%) респонденты говорили, что дети должны оставаться на Родине, причем в части таких высказываний акцент делался на интересах самих детей (Родина – родная стихия; пусть в своей стране живут), а в части – на государственных соображениях (он здесь родился и должен принести пользу; мы должны сохранять свой генофонд, это же вопрос национальной безопасности). Респонденты, полагающие, что для ребенка лучше, если его усыновят иностранцы, как правило, объясняли свою точку зрения тем, что за рубежом выше уровень жизни, качество медицины, социальной защиты и т.д.

Значительная часть россиян (39%) полагает, что иностранцам в принципе не следует разрешать усыновлять российских детей (противоположного мнения придерживаются 49%), причем если среди молодежи за такой запрет высказываются 29%, то среди тех, кто старше 55 лет, – 51% опрошенных. Показательно, что респонденты, допускающие для себя возможность усыновления детдомовцев, высказываются против усыновления их иностранцами значительно реже, нежели те, кто для себя лично такую возможность полностью исключают (30% и 42% соответственно)[57].

За несколько лет проведения в Российский Федерации политики деинституционализации были определены сильные и слабые стороны этого явления, возможности и опасности, связанные с внешними обстоятельствами. По результатам ряда исследований, проведенных различными общественными организациями, занимающимися вопросами воспитания детей-сирот, в том числе "Кидсейв Интернешенл" были сделаны выводы. Вот некоторые из них:

1) интернатные учреждения и их воспитанники закрыты от общества, о них мало информации, либо она искажена;

2) приемная семья доказала свою эффективность как способ деинституционализации детей, оставшихся без опеки родителей, особенно в адаптации к взрослой жизни;

3) в обществе распространены необоснованные предубеждения против детей-сирот;

4) институционализация в силу сложившихся обстоятельств остается основной формой жизнеустройства детей-сирот[60].

При всех очевидных преимуществах таких форм устройства детей как популярные в России формы опеки, попечительства и приемной семьи можно следующие пока существует много проблем в этой сфере.

Работа с кандидатами в опекуны и усыновители ведется формально, так как органы опеки и попечительства не имеют соответствующего ресурсного обеспечения для психологической и юридической подготовки граждан, желающих принять ребенка-сироту в свою семью, консультанта по вопросам оздоровления приемных детей.

Не развивается такая форма устройства детей-сирот как приемная семья. До сих пор не решен ряд вопросов федерального уровня, касающихся обеспечения социальных гарантий приемных родителей, в частности, порядка их пенсионного обеспечения. Не способствуют созданию приемных семей и жилищно-экономические условия граждан.

Многие опекунские семьи испытывают многочисленные трудности, а именно:

материальные - основной доход таких людей - небольшая пенсия. Имеют место случаи, когда алименты и пособия на подопечных являются основным источником существования для всей семьи.

социальные - зачастую дети продолжают совместное проживание и общение с родителями, ведущими асоциальный образ жизни. Пожилой опекун не в состоянии помочь ребенку определить перспективы в будущей учебе, работе. Опека и попечительство сводятся в таких случаях к единственной цели: накормить и одеть ребенка.

психолого-педагогические - опекаемые и подопечные дети, как правило, не имеют возможности и не получают должной установки на получение основного и дополнительного образования, не имеют условий для развития своих способностей. Постоянное общение с пожилыми людьми иногда оказывает даже вредное влияние на психическое развитие ребенка.

Обязательные проверки два раза в год специалистами органов опеки и попечительства условий жизни этой категории детей превращаются в формальность, а если и проводятся, то по их результатам никакой действенной помощи таким семьям не оказывается. Органы опеки и попечительства не хотят заниматься принудительным разменом площади.

Поэтому, такое устройство часто оказывается неудачным, и органы опеки и попечительства вынуждены отстранять опекуна от воспитания.

Несвоевременное выявление органами опеки и попечительства детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, приводит к тому, что они оказываются дезадаптированными и к условиям проживания в учреждении, и к условиям проживания в семье усыновителей или опекунов.

Необходимо отметить, сегодня, в период социально-экономического и демографического кризиса, социальная защита детей-сирот становится одним из ведущих направлений деятельности государства, важнейшей его заботой. Система политических, законодательных, исполнительных, судебных мероприятий, проводимых в рамках этого направления социальной политики, должна способствовать приоритетному решению проблем детей-сирот и всего общества в целом.

В Российской Федерации социальная защита детей-сирот никогда не рассматривалась как одно из важнейших направлений стратегии развития государства, несмотря на большое количество принятых документов. Кроме того, социальная защита детей-сирот не является поступенчато реализуемым и логически построенным процессом. Как правило, это набор действий не всегда грамотно обоснованных, структурированных и взаимосвязанных. Причин этому достаточно много:

1.   Частое невнимание к проблемам семьи, материнства и детства со стороны общества и государства.

2.   Отсутствия четкого разграничения полномочий между субъектами социальной защиты детей-сирот.

3.   Отсутствие достаточного финансирования социальной сферы

4.   Отсутствие алгоритма разработки и реализации политики управления социальной защитой детей-сирот.

Стратегической целью социальной защиты детей-сирот является гармоничное развитие личности ребенка, способствующее его социализации и адаптации к внешним условиям.

Достижение этой цели потребует решения следующих задач:

совершенствование системы управления социальной защитой детей-сирот, включая осуществление обоснованного разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

·       развитие социальных институтов и социальных организаций, осуществляющих деятельность по социальной защите детей-сирот;

·       реформирование и развитие системы профилактики социального сиротства и выявления «скрытых сирот»;

·       проведение постепенного реформирования налоговой системы, направленного на развитие благотворительности;

·       совершенствование экономических и финансовых механизмов социальной защиты детей-сирот;

·       проведение научных исследований, развитие новых методов управления социальной защитой детей-сирот;

·       создание и поддержание государственных и общественных институтов, обеспечивающих управление экологической безопасностью;

·       обеспечение лицензирования всех экологически опасных (в том числе - потенциально) видов деятельности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты