Новое в миграционном законодательстве от регистрации до получения российского гражданства

Кроме того, органы миграционной службы могут лишить беженца его официального статуса, если он: осужден по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации; сообщил заведомо ложные сведения, либо предъявил фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустил иное нарушение положений Федерального закона "О беженцах". Это сразу же перечеркивает право беженца на получение российского гражданства в сокращенный годичный срок вместо пяти лет проживания, установленных для остальных категорий иностранцев и лиц без гражданства.

Особо следует отметить, что наряду с группой беженцев в данной категории иностранных граждан существует группа лиц, которым предоставлено временное убежище в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О беженцах" и Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации". Основным отличием данной группы лиц от беженцев является то, что временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания их беженцами, но ограничиваются письменным заявлением о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации или не имеют оснований для признания их беженцами по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом "О беженцах", но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы Российской Федерации.

Как и в случае с беженцами, лицо, обладающее правом на временное убежище, может его утратить или лишиться (п. 5, 6 ст. 12 Федерального закона "О беженцах"). Лицо утрачивает временное убежище в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища; при получении права на постоянное проживание в Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства; при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации. Основанием для лишения иностранца временного убежища является решение органов миграционной службы, если данное лицо осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации, либо сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления данному лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение положений Федерального закона "О беженцах".

В заключение исследования и рассмотрения правового статуса беженцев и лиц, обладающих правом на временное убежище в Российской Федерации, следует отметить, что Федеральный закон "О беженцах" не распространяется на иностранцев, которые вынуждены искать убежища в Российской Федерации по причине тяжелой социально-экономической обстановки, голода, эпидемий или эпизоотий, чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.


Приобретение гражданства Российской Федерации в порядке оптации (выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации)


Данная возможность изменения своего гражданства предусмотрена действующими международно-правовыми актами и ст. 21 Закона о гражданстве. Однако на практике она предоставляется крайне редко.

Конвенция о сокращении случаев безгражданства и иные межгосударственные соглашения закрепляют принцип гражданства лицами, имеющими гражданство (подданство) двух или более государств, устанавливаемый соглашением заинтересованных государств или их национальными законодательствами. Оптация чаще всего осуществляется при территориальных изменениях и образовании новых государств по специальным соглашениям, предоставляемым гражданам договаривающегося государства. Дети, как правило, при оптации следуют гражданской принадлежности родителей.

Оптация - один из способов приобретения и прекращения гражданства, заключающийся в его выборе при изменении государственной принадлежности территории. Лица, проживающие на территории, переходящей от одного государства к другому, получают право оптации в порядке и в сроки, которые определяются договором между государствами или установленные государством в одностороннем порядке.

В связи с этим любой договор между государствами, который предусматривает передачу территории, должен включать установления, которые гарантировали бы, что никто не станет апатридом в результате этой передачи. Конкретное государство гарантирует, что любой подобный договор, заключенный им с иным государством, содержит такие положения. При отсутствии данных положений государство, которому передается территория (по общему правилу) или которое иным образом приобретает территорию, дарует свое гражданство лицам, которые иначе стали бы апатридами в результате этой передачи или приобретения.

При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены международным договором Российской Федерации. Так, согласно ст. 21 Закона о гражданстве, при территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором России Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство по условиям данного международного договора.

Таким образом, гражданство при изменении территории государства будет изменяться по законодательству того государства, к которому отошла та или иная территория. Примером того, как это может осуществляться в международной практике, возможно, послужит ситуация, сложившаяся в Косово, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровской и Молдавской Республиках.


Приобретение российского гражданства в упрощенном порядке


Несмотря на ужесточение Закона о гражданстве, российский законодатель предусмотрел некоторые категории граждан, которые вправе получить российское гражданство в упрощенном порядке, т.е. без наличия или прохождения определенных процедур и временных сроков. К данным категориям иностранных граждан и лиц без гражданства следует относить:

а) граждан Республики Беларусь, Республики Кыргызстан и Республики Казахстан (Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства. Москва, 1999 г.);

б) лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией (п. 3 ст. 13 Закона о гражданстве);

в) лиц, являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" ; п. 7 ст. 14 Закона о гражданстве);

г) лиц, добившихся высоких достижений в области науки, техники и культуры либо обладающих профессией и квалификацией, представляющими интерес для современной России (п. 2 ст. 13 Закона о гражданстве);

д) лиц, находящихся в Российской Федерации и получивших здесь политическое убежище либо статус беженца (п. 2 ст. 13 Закона о гражданстве);

е) граждан государств, входивших в состав СССР, проходящих не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах, где предусмотрена воинская служба по контракту (п. 4 ст. 13 Закона о гражданстве);

ж) лиц, подавших заявления о приеме в гражданство до 1 июля 2002 г., однако заявления которых до настоящего момента не рассмотрены (ст. 43 Закона о гражданстве);

з) лиц, которые имеют хотя бы одного родителя - гражданина Российской Федерации, проживающего в России (п. 1 ст. 14 Закона о гражданстве);

и) лиц, которые имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, но не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства (п. 1 ст. 14 Закона о гражданстве);

к) лиц, которые являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г. (п. 1 ст. 14 Закона о гражданстве);

л) лиц, которые родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР (п. 2 ст. 14 Закона о гражданстве);

м) лиц, состоящих в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (п. 2 ст. 14 Закона о гражданстве);

н) нетрудоспособных лиц, имеющих дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации (п. 2 ст. 14 Закона о гражданстве);

о) нетрудоспособных иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. (п. 3 ст. 14 Закона о гражданстве);

п) иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство (п. 4 ст. 14 Закона о гражданстве);

р) ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство бывшего СССР и проживающих на территории Российской Федерации (п. 5 ст. 14 Закона о гражданстве);

с) детей, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации или над которыми установлены опека или попечительство (п. 6 ст. 14 Закона о гражданстве).

Рассмотрение заявлений о вопросах гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство России в упрощенном порядке на основании ст. 14 Закона о гражданстве осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Указав выше категории иностранцев, которые по тем либо иным основаниям имеют право на льготный порядок получения гражданства, остановимся на них подробнее.

Заявление о принятии в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по аналогии с общим порядком подается по месту жительства заявителя лицом, проживающим:

а) на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций контроля и надзора в сфере миграции;

б) за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящееся за пределами России.

Заявление подается заявителем лично. Однако, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, поставленной на заявлении, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями.

Некоторые группы граждан Республики Беларусь, Республики Кыргызстан и Республики Казахстан имеют право на получение российского гражданства в упрощенном порядке вследствие ратификации Российской Федерацией Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 18-ФЗ  Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства, подписанного в 1999 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты