Несостоятельность (банкротство) отдельных юридических лиц в современных условиях

Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное имущество.

При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества.

Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.

В случае неисполнения собственником имущества, изъятого из оборота, обязанности, по истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества.

Дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (далее - социально значимые объекты), продаются путем проведения торгов в форме конкурса.

Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов. Иные условия проведения конкурса определяются собранием кредиторов (комитетом кредиторов) по предложению органа местного самоуправления[49].

Цена продажи социально значимых объектов определяется независимым оценщиком. Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу.

После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.

В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.

В случае расторжения судом указанных соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.

Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Передача в собственность муниципального образования осуществляется с учетом фактического состояния без каких-либо дополнительных условий на возмездной основе по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых является убыточной. Источниками финансирования содержания указанных объектов являются соответствующие бюджеты.

Средства, выплаченные органом местного самоуправления, включаются в конкурсную массу.

В Законе о банкротстве акцентируется внимание на необходимости проведения оценки имущества предприятия с целью определения его реальной рыночной стоимости и подсчета конкурсной массы. Акт оценки в некоторых случаях может оказать поддержку конкурсному управляющему при заключении сделки о продаже по соответствующей цене[50].

Оценке может быть подвергнут как весь бизнес должника, так и имущественный комплекс или имущество по категориям, что зависит от задач конкурсного производства. В общем случае оценка имущества должника проводится независимым оценщиком. Однако, если балансовая стоимость движимого имущества составляет менее чем сто тысяч рублей, на основании решения собрания или комитета кредиторов оценка может быть проведена без привлечения независимого оценщика.

При проведении оценки имущества должника – унитарного предприятия или должника – акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, требуется также представление заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке.

Следующий шаг конкурсного управляющего – продажа предприятия или имущества должника. Под предприятием в данном случае понимается единый имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности. Продажа предприятия (бизнеса) – наиболее сложная задача, которую приходится решать управляющему. Она требует привлечения высококвалифицированных специалистов – аудиторов, оценщиков, юристов и т.д. и является весьма трудоемкой по оформлению пакета документов для государственной регистрации сделки[51].

Вместе с тем – это и наиболее благодарная задача, ведь при продаже бизнеса сохраняется предприятие, как хозяйствующий субъект, не возникает социального конфликта, потому что трудовой коллектив продолжает работать; как правило, сохраняется и предмет деятельности предприятия.

Нужно отметить, что продажа бизнеса приносит и ощутимые экономические выгоды кредиторам должника, так как действующее предприятие, «живое дело», как правило, стоит дороже, нежели сумма составляющих его имущественного комплекса, зачастую весьма изношенного.

Денежные обязательства и обязательные платежи должника не включаются в состав предприятия, за исключением обязательств, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и могут быть переданы покупателю.

При продаже предприятия как имущественного комплекса все трудовые договоры сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.

Аналогичным образом происходит продажа имущества организации-должника. Однако, при этом необходимо учитывать следующее обстоятельство. В Законе о банкротстве сказано, что имущество должника продается по отдельности в том же порядке, который установлен для продажи предприятия должника как целого. Вместе с тем, для продажи предприятия как целого необходимо ходатайство собственника его имущества, а продажная цена в любом случае не может быть ниже цены, установленной собственником. Уже сейчас суды и управляющие активно сталкиваются с проблемой завышения собственником начальной стоимости, в результате чего продажа предприятия оказывается не осуществимой. Если же требование о минимальной цене продажи сохранить и для остального имущества должника, банкротство может застопориться притом, что эффективных путей преодоления данной коллизии практика пока не выработала. Встречается также проблема нежелания собственника имущества принимать какое-либо решение.

Важным вопросом, решаемым при ликвидации организации в процессе конкурсного производства, является увольнение работников предприятия-должника. При этом необходимо учитывать требования Трудового кодекса РФ о гарантиях увольняемым работникам. В частности о том, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения.

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или прекращается предпринимательская деятельность гражданина. Данная процедура в деле о признании должника банкротом не является новой для российского законодательства о несостоятельности. Еще Закон о банкротстве 1992 г. содержал положения, которые регулировали порядок принудительной ликвидации предприятия-должника по решению арбитражного суда. По мнению О.А. Никитиной, "конкурсное производство представляет собой специальную форму ликвидации, используемую в случаях признания должника несостоятельным (банкротом), цели которой состоят в соразмерном удовлетворении требований кредиторов, а также в охране интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга". [52] Стоит заметить, что подобная позиция отражена и в Законе о банкротстве 2002 г.

Закон о банкротстве 2002 г. четко закрепляет правовые последствия открытия конкурсного производства, которые в значительной степени изменяют правовое положение должника.

Во-первых, с открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей. Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам, даже если срок исполнения указанных обязательств еще не наступил, вправе предъявить к должнику свои требования в срок не менее двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом.[53]

Во-вторых, после открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника.

В-третьих, сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной.[54]

В-четвертых, вводятся ограничения на совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам.

В-пятых, при открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника. Например, меры по обеспечению требований кредиторов действуют до момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. В данной ситуации арбитражный суд и суд общей юрисдикции не вправе налагать новые аресты на имущество должника, а также вводить иные ограничения по распоряжению его имуществом.

В-шестых, с момента открытия конкурсного производства могут быть предъявлены все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований:

·                   о признании права собственности;

·                   о взыскании морального вреда;

·                    об истребовании имущества из чужого незаконного владения;

·                   о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности.[55]

В-седьмых, открытие конкурсного производства влечет определенные правовые последствия для руководителя должника: с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства руководитель должника не вправе осуществлять какие-либо функции, отнесенные к ведению руководителя, если на стадии наблюдения и финансового оздоровления и в период внешнего управления отстранения руководителя должника от занимаемой должности произведено не было.

Наконец, введение процедуры конкурсного производства влечет утверждение арбитражным судом конкурсного управляющего, а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты