Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций

Конституция провозгласила отделение церкви от государства, а на практике осуществление этого акта растянулось на годы и шло поэтапно, через ряд промежуточных решений и постановлений. Формы, методы и темпы конституционно-правового обеспечения свободы совести в первые годы советской власти существенно отличались от таковых в центральной России. Первым же своим пунктом провозгласив отделение церкви от государства, декрет СНК от 23 января 1918г. разграничил сферу государственной и религиозной деятельности. [50, с.11].

Так же постепенно введение актов гражданского состояния мусульманской части населения Дагестана было передано из ведения духовенства советским отделам записи актов гражданского состояния. В первые годы советской власти в силу ряда причин в Дагестане оставались ненационализированными вакуфные земли и имущество, являвшиеся экономической опорой мечети. До революции в Дагестане мечети принадлежало свыше 13 тысяч десятин вакуфных земель, и это при остром земельном голоде. Эти земли сдавались в аренду крестьянам и приносили мечети огромный доход. В 1926 - 1927 гг. доходы дагестанского духовенства от вакуфов и закиятов (ежегодных взносов верующих мечети) составили 1,5 млн. руб. Для сравнения: единый сельскохозяйственный налог за этот год по всему Дагестану исчислялся лишь в 538 тыс. руб., т.е. в 3 раза меньше.

Декрет "О земле" и декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" еще в 1917-1918 годах однозначно решили вопрос национализации церковных земель. Однако только 23 января 1927 года ЦИК и СНК ДАССР приняли постановление "О национализации вакуфного имущества". Имущество, имеющее историко-художественное значение, подлежало передаче народному комиссариату просвещения, имущество простого материального характера подлежало передаче как в непосредственную эксплуатацию АОВ (аульских обществ взаимопомощи), так и через последние - малоземельным и безземельным трудовым хозяйствам сельских обществ. К ноябрю 1927 года в целом по Дагестану было изъято вакуфного имущества на общую сумму 212702 руб., а также 6958 десятин земельных угодий, 42 мельницы, 88 домов и здания 5 медресе. 5500 десятин были распределены среди бедноты. Процесс изъятия вакуфного имущества продолжался и после 1927 года.

Мероприятия советской власти по национализации вакуфов многочисленное дагестанское духовенство встретило открытым сопротивлением. Оно скрывало вакуфные земли и имущество, организовывало массовые выступления против изъятия вакуфов. Органы ЧК в Дагестане к 1928 году зарегистрировали до 150 таких выступлений. Нередко при этом причиной являлись многочисленные ошибки и перегибы, допускавшиеся при конфискации вакуфного имущества местными органами.

В некоторых местах вместе с вакуфным отбирали и культовое имущество мечетей. Это не могло не вызвать недовольства людей. В 1928-29 гг. вакуфная кампания вступила в завершающую стадию. В ноябре 1929 г. был проведен месячник по изъятию вакуфного имущества - его было изъято на 1.5 млн. руб. Окончательно вакуфное землевладение было ликвидировано при осуществлении земельно-водной реформы в конце 20-х годов.

Вопрос о массовой атеистической работе в Дагестане был поставлен на объединенном пленуме ДК и ДКК в феврале 1928 г., впервые специально обсуждавшем вопрос о мусульманском духовенстве. С этого времени атеистическая пропаганда стала носить всеохватывающий характер. Допускалось все больше и больше ошибок и искривлений в религиозном вопросе. Стали игнорироваться местные особенности, методы административные пришли на смену идейной работе. Сама идея необходимости учета местной специфики при решении религиозного вопроса стала подвергаться гонениям. А те дагестанские партийные и советские работники, которые поддерживали эту идею, были позднее репрессированы и объявлены врагами народа.

К концу 20-х годов религиозный актив в Дагестане был по-прежнему очень велик. По данным Дагестанского областного Совета СВБ (Союза воинствующих безбожников), в 1930г. в республике было: мечетей - 2000, мулл - 2500, муталимов - 2000, а также несколько десятков тысяч мюридов во главе с шейхами. Кроме того, в Дагестане действовали 8 еврейских синагог, 1 польский костел, 2 армянские церкви, 1 немецкий молитвенный дом и 19 православных церквей. В отдельных районах, особенно в отдаленных аулах, продолжали действовать религиозные школы, где муллы обучали за плату Корану и арабскому языку. В Дербентском районе существовали также хейдеры для обучения еврейских детей.

Такое положение дел никак не совмещалось со сложившимся к 30-м годам у большинства партработников мнением о безусловной вредности религии как пережитка буржуазного общества, и необходимости быстрейшего ее изживания. Поэтому с этого времени начинается форсирование антирелигиозной работы.

Со второй половины 30-х годов начался неоправданно быстрый рост количества закрывающихся мечетей и других молитвенных домов. Страх подвергнуться преследованиям, репрессиям не позволяли людям выступать против решения о закрытии того или иного молитвенного здания, хотя они и не были согласны с ним. Отсюда - подписи в протоколах общих сходов и голосование "за" закрытие мечетей. Например, только на одном заседании комиссии по делам культов при Президиуме ЦИК ДАССР (действовала с июля 1931 г.) 25 ноября 1936 года было заслушано и удовлетворено ходатайство Акушинского райисполкома о закрытии сразу 39 (!) мечетей.

В результате усиленной кампании к началу Великой Отечественной войны в Дагестане, согласно официальным источникам, не осталось ни одной действующей мечети. По данным ЦГА РД, в 1937 году в Дагестане было закрыто 101 молитвенное здание, в 1938 г. - 136, в 1939 - 125, в 1940 - 33, в 1941 - 9. На 30-е годы приходится наиболее активная антирелигиозная пропаганда среди дагестанского населения.

Лишь с началом Великой Отечественной войны отношение к церкви, мечети претерпело некоторые изменения. Патриотическую позицию, занятую практически всеми религиозными организациями страны, их помощь в организации отпора врагу невозможно было игнорировать, и руководство страны пошло на некоторые шаги по улучшению положения религиозных организаций и нормализации государственно-церковных отношений. Шагом навстречу верующим во время войны было воссоздание старых и создание новых религиозных центров, в том числе и ДУМСКа - Духовного управления мусульман Северного Кавказа.

В мае 1944 г. в г. Буйнакск состоялся съезд представителей мусульманских объединений Северного Кавказа, на котором был разработан и утвержден устав внутреннего устройства ДУМСКа, определявший его структуру и компетенцию.

До 1945 г. в Дагестане не было официально зарегистрированной действующей мечети. Все недействующие молитвенные здания были заняты под клубы, склады, школы, а то и просто пустовали. Данные ЦГА РД свидетельствуют, что лишь в 1945 году начали открываться первые молитвенные здания. На 1 января 1951 года в Дагестане действовали уже 28 молитвенных зданий. Из них 26 мечетей и 2 синагоги. Обслуживали их 57 служителей культа. За короткий промежуток времени восстанавливались мечети, безбоязненно стали исполняться религиозные обряды.

Задачи ускоренного построения коммунизма, поставленные руководством во главе с Н.С. Хрущевым перед советской страной, прервали процесс нормализации религиозной жизни верующих. Резко усилилось давления на религиозные организации и верующих. Те ответили расширением неофициальной деятельности. В основной массе нарушения со стороны религиозных объединений и духовенства были спровоцированы несовершенством и запретительным характером законодательства о религиозных культах и практикой контроля за его исполнением. Например, крупными нарушениями законодательства считались организация кружков по обучению детей Корану, организация паломничества к "святым местам". Даже благотворительная деятельность мечети и верующих, такая, как строительство водопровода и мостов в некоторых селах, считалась незаконной.

Ущемляющий верующих характер носил также порядок регистрации религиозных объединений и священнослужителей.

Неизменно стабильное на протяжении десятилетий, начиная с 50-х годов, количество официально зарегистрированных и огромное количество незарегистрированных, но действующих молитвенных домов свидетельствовало не об экстремистских устремлениях дагестанских верующих, а о несовершенстве порядка регистрации религиозных объединений, ставившего часто непреодолимые препятствия на пути законной деятельности религиозных объединений.

Такого же характера был и порядок регистрации служителей культа, определенный инструкцией Совета по делам религий от 31 января 1966 года "О регистрации исполнительных органов религиозных объединений и служителей культа" и оставшийся неизменным вплоть до принятия закона СССР о свободе совести 1990 года.

В 60-е-80-е годы осуществление принципов свободы совести в Дагестане носило половинчатый характер. По данным Совета по делам религий на 1987 год, в Дагестане действовали 27 мечетей в 12 районах и 4 городах республики, 5 православных церквей, 3 религиозных объединения иудейского культа, 3 общества ЕХБ в Махачкале, Кизляре и Хасавюрте. Каждые три года, хоть и в небольшом количестве, издавался Коран, ежегодно - лунные календари, в Ташкенте издавался журнал "Мусульмане Советского Востока" на шести языках и т.п. Однако внутри религиозных объединений, как и среди большинства верующих, постепенно зрело недовольство несовершенным законодательством о религиозных культах и системой мелочной опеки со стороны государства.

Кроме Совета по делам религий, в лице его уполномоченного по республике, контроль за деятельностью религиозных организаций осуществлялся и по общественной линии - комиссиями содействия исполкомам Советов народных депутатов по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах. Исполкомы местных Советов народных депутатов не только обладали правом ставить вопрос о снятии религиозных объединений с регистрации и закрытии молитвенного здания в случае систематического нарушения религиозными объединениями законодательства о религиозных культах, но и напрямую вторгались во внутренние дела религиозных объединений. Исполкомы давали разрешение на проведение собраний верующих для обсуждения вопросов, связанных с управлением делами религиозных объединений. Им же было предоставлено право отвода отдельных лиц из состава исполнительного органа религиозного объединения. Основанием для этого могли быть: недееспособность, ограниченная правоспособность, компрометирующие данные (судимость, например) и т. д.

Такой порядок противоречил принципам отделения церкви от государства и их невмешательства в дела друг друга. Это противоречие, как и многие другие в религиозной области, начали преодолеваться лишь в процессе демократизации нашего общества, начало которого относится к середине 80-х годов. Так же, как и по всей стране, настоящий перелом в положении религиозных организаций и всех верующих Дагестана наступил в годы так называемой перестройки советского общества. Этот перелом включил в себя позитивные изменения по всем направлениям государственно-церковных отношений. Каждый год регистрировались десятки мусульманских и других религиозных общин, появилась возможность получать религиозное образование, не только начальное, но и высшее.

В республике за годы перестройки было открыто множество примечетских школ, медресе, несколько мусульманских институтов, к работе в которых были привлечены ученые-богословы не только из Дагестана, но и из других республик и стран. В селах и городах началось бурное строительство и реставрация старых мечетей и церквей. Причем местные власти стали оказывать не только моральную, но и материальную помощь при реставрации и строительстве молитвенных зданий.

В центре Махачкалы именно в годы перестройки было начато строительство соборной мечети, которая сегодня является центральной мечетью республики. Началось свободное издание религиозной литературы. С 1990 года в Махачкале стала издаваться первая независимая мусульманская газета "Исламские новости". Изменилась и психологическая ситуация в обществе, когда верующие перестали скрывать свою веру, свое желание получить религиозное образование или организовать религиозное общество, когда они почувствовали себя равноценными и полноправными членами общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты