Направления развития гражданского общества в Республике Казахстан на современном этапе

Таким образом, государственный суверенитет в самом общем виде означает независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Это четко определено п. 2 ст. 2 Конституции: "Суверенитет республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории". [4]

Конституция Республики Казахстан учреждает в Казахстане президентскую форму правления (п. 1 ст.2). Разработчики данной Конституции не стали указывать, что это "президентская республика" и в этом состоит особенность Конституции Республики Казахстан, что можно усмотреть путем анализа соответствующих статей Конституции. Так, Президент Республики Казахстан избирается населением путем прямых выборов (ст.41); правительство образуется внепарламентским путем (п. 3 ст. 44; 65), то есть как в президентской республике. Однако президент не возглавляет правительство, а его премьер-министр назначается с согласия парламента. Парламент может выразить вотум недоверия правительству (п. 6 ст. 53), а Президент может распустить парламент (п. 1 ст. 63). Поэтому Республика Казахстан - смешанная по форме правления республика, с большими полномочиями Президента. [4]

В соответствии с п. 2 ст. 3 Конституции народ реализует принадлежащую ему власть непосредственно и через своих выборных представителей. Таким образом, народный суверенитет осуществляется в различных организационных формах.

Конституция государств, в которых признается и утверждается идея принадлежности всей власти народу, устанавливают такие институты социальной, экономической, политической и духовной жизни, которые формируют демократический конституционный строй. В частности, Конституция Республики Казахстан уже в преамбуле указывает на то, что верховной и суверенной политической волей, определяющей содержание всех устанавливаемых Конституцией институтов, обладает народ Казахстана. Эта центральная идея содержательно и конкретно развивается в ст. 1, 2, 3, 4, 5 и др.

Власть в современном демократическом и цивилизованном обществе сложный социально-экономический, политико-правовой и духовно-нравственный феномен, обеспечивающий организованное, упорядоченное и управляемое развитие общественной жизни. Антиподом власти является анархия (хаос), то есть такое состояние, когда каждый сильный управляет каждым слабым. Во время безвластия и хаоса основанная на законе власть народа уступает место охлократии - власти толпы, не признающей законов.

Власть и человеческое общество неразрывны. С появлением человеческого общества возникла и власть. Первоначально это были все его члены. С появлением государства природа власти изменилась, она приобрела государственную оболочку и стала государственной властью, которая осуществляется специально на то уполномоченными государственными органами.

Реализуемая в обществе публичная власть представляет собой весьма сложное явление, в котором можно выделить моральное, социальное, экономическое и правовое содержание.

Моральное содержание власти заключается в ее авторитете. Понимание власти как авторитета, с помощью которого возможно управление людьми, -наиболее распространенная в науке концепция.

Конституция Республики Казахстан законодательно закрепляет: государственная власть едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы издержек и противовесов [4].

В повседневной общественно-политической практике государственная власть выполняет три основные функции. Это: 1) разработка и принятие законов; 2) исполнение законов; 3) непосредственное применение законов путем разрешения конкретных юридических дел в соответствии с установленными процессуальными формами. Согласно названным функциям все органы государства делятся на законодательный, исполнительные и судебные.

Законодательным органом государственной власти в Республики Казахстан является - высший представительный орган Республики Казахстан Парламент Республики Казахстан.

Исполнительные органы государственной власти в Республики Казахстан: образуемые Президентом Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан, министерства.

Судебные органы государственной власти в Республики Казахстан: общегражданские суды, в том числе Верховный Суд Республики Казахстан; военные суды; подотчетные лишь Президенту Республики — органы прокуратуры.

Таким образом, все вышеперечисленные органы образуют в Республики Казахстан общую систему государственной власти [4].

При всем увлечении теорией разделения властей необходимо иметь в виду, что государственная власть едина по горизонтали, ибо все, что касается разделения, - это лишь формы ее реализации. Государственная власть едина и по вертикали, так как нет государственной власти высшей и местной, она осуществляется лишь разнящимися по объему компетенции государственными органами, которые осуществляют свои полномочия поскольку, поскольку наделены таковым народом. В ряде случаев народ осуществляет государственную власть непосредственно.

Государственная власть производна от народа и осуществляется им непосредственно, либо через специально на то уполномоченные государственные органы. Но и во втором случае народ не отстраняется от реализации государственной власти, так как законодательно предусмотрены и широко развиты на практике различные формы представительной и непосредственной демократии, обеспечивающие участие в ней граждан. Кроме того, ст. 89 Конституции признает местное самоуправление как институт народовластия, предлагающий самостоятельное решение населением достаточно широкого круга проблем преимущественно местного значения.

Высшей формой непосредственного выражения власти народа п. 2 ст.З Конституции называет референдум чем, как и при выборах, устанавливается высший авторитет принятых на нем решений. В Республике Казахстан, предметом референдума может быть:

1)      принятие и изменение Конституции, конституционных законов, законов РК;

2)      решение иных наиболее важных законов, законов РК. «Принимает решение о проведении республиканского референдума» Президент Республики Казахстан.

Местное самоуправление - глубоко демократический институт. Оно реализуется в Республике Казахстан с учетом следующих особенностей:

1. институты и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия только в пределах самоуправляющихся территорий - сельских и городских местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения [6];

2. они наделены правом решать лишь вопросы местного значения, а участвовать в решении общегосударственных задач могут только в случае, если отдельные государственные полномочия делегированы им органами государственной власти и при условии, что реализация этих полномочий подконтрольна государству;

3. институты и органы местного самоуправления не обладают правом принимать законы, они действуют на их основе и во исполнение.

Необходимость и возможность конституционного регулирования отношений гражданского общества обусловлены тем, что Конституция Республики Казахстан является Основным Законом не только государства, но и всего общества. Она содержит естественно-правовые установления, соответствующие международным актам о правах человека и гражданина и принята всенародным голосованием (референдумом).

Под конституционным регулированием понимается целенаправленное регулятивное воздействие на общественные отношения путем закрепления в нормах Основного Закона правовых принципов, условий, прав и обязанностей субъектов конституционного права и гарантий их реализации. При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать действие не только Конституции, но и конституционных законов. Кроме того, следует помнить о том, что в первых разделах речь идет лишь о конституционных основах гражданского общества [7].

Согласно Сагиндыковой А.Н. юридическая специфика позволяет выделить четыре направления конституционного регулирования общественных отношений:

1)      Конституция Республики Казахстан закрепляет основные принципы функционирования гражданского общества. Так, в п. 1 ст. 1 говорится о том, что человек, его жизнь, права и свободы являются высшими ценностями государства, а п. 1 ст. 3 носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Республике Казахстан провозглашается ее народ.

2) Конституция устанавливает правовые условия, в соответствии с которыми могут возникнуть определенные правовые отношения. Например, согласно п. 1 ст. 1 закона «О гражданстве Республики Казахстан» [8] приобретается и прекращается в соответствии с законом, является единым и равным, независимо от оснований его приобретения.     

3) Конституция фиксирует права и обязанности субъектов конституционных отношений. В ст.33 п. 1, 2 закрепляются право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей; право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме.

4) Конституция содержит гарантии осуществления прав и свобод граждан. Например, в ст. 30 устанавливается, что «гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях ...».

Как уже говорилось в первом разделе система гражданского общества отличается развитой структурой. В эту систему входят следующие основные структурные части: гуманитарный; социальный; экономический; духовный; информационный; территориально — управленческий; организационный [9].

Все эти перечисленные институты гражданского общества затрагивают все сферы жизнедеятельности человека нуждаются в конституционном регулировании.

Институты гражданского общества в науке конституционного права рассматриваются либо как общественно-политические категории, либо как самостоятельные конституционные институты. Например: институты экономических отношений, социальных отношений и т.д.

К конституционно-правовым основам социальных отношений относят регулирование отношений между трудом и капиталом, межнациональных отношений, отношений семьи и брака, по сохранению окружающей среды, охране жизни и здоровья человека, защите прав потребителя.

Отношения между трудом и капиталом в демократических странах строятся на базе правовых норм, которые предусматривают социальное партнерство и сотрудничество работодателей и работников. Они основаны на конституционных и отраслевых нормах.

Основополагающие принципы социальных отношений нашли свое отражение в статьях Конституции Республики Казахстан. Она зафиксировала все общепризнанные мировым сообществом социально-экономические права и свободы человека. Среди них: право на свободный труд (п. 1 ст. 24); право на трудовые споры и на забастовку (п. 3 ст. 24); право частной собственности и свобода предпринимательской деятельности (ст. 26); право на социальное обеспечение (ст. 28); право на жилище (ст. 25); право на охрану здоровья (ст. 29); право на образование (ст. 30) и др. Всем этим правам соответствуют обязанности государства принимать меры по их реализации.

Межнациональные отношения регулируются прежде всего на основе конституционного закрепления равенства всех граждан независимо от национальности, расы, языка и религии, а также путем признания и гарантированности коллективных прав национальных меньшинств.

Учитывая многонациональный характер Республики Казахстан и равноправие всех наций, Конституция в ст. 19 установила, что каждый сам вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.

Охране семьи и брака отводится большое место в конституционном законодательстве. Семья, материнство, детство пользуются защитой государства, ибо она является важнейшей ячейкой гражданского общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты