Источники, реализация, толкование права

в-пятых, – это причины социально-личностного характера, наиболее сложные в своей субъективности.


5.                   Закономерности и формы возникновения государства у различных народов

Государство как новая форма организации общества возникает на определенном этапе истории с необходимостью, прежде всего, в силу потребностей экономического развития общества в процессе изменения материальных условий жизни, а также формирования его классовой структуры

С изложенных позиций можно выделить закономерности возникновения государства, которые характеризуются следующими основными связями.

1. Экономическое развитие общества в силу объективных причин достигает определенного уровня, при котором: а) усложнившиеся формы организации хозяйственно-экономического процесса выживания общества не могут обеспечиваться устаревшей родоплеменной организацией; б) в силу развития производительных сил

2. Социальное имущественное расслоение общества означает деление общества на классы и приводит к сознательному стремлению экономически господствующих классов к закреплению в их руках накопленной частной собственности, к закреплению экономического влияния внеэкономическим, политическим, то есть влиянием через государственное устройство общества.

3. Возникает потребность в особой силе – государстве, возвышающейся над обществом в качестве посредника для умерения столкновения классов и решения на этом фоне общих хозяйственных и других наиболее важных организационных вопросов.

Государство- политическая организация общества, опирающаяся на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовых, так и общечеловеческих задач на определенной территории: оно есть проявление объективной закономерности общественного развития в связи с определенными историческими условиями и сознательной деятельностью людей, преследующих определенные цели и решение поставленных задач.

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира протекал по-разному. На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как “азиатский способ производства” (Египет, Вавилон, Китай, Индия). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства. По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. Афины – это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов и плебеев против римской родовой аристократии (патрициев). Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.


6.                   Соотношение формационного и цивилизационного подходов в типологии государства

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество Г. Исторический тип гос-ва – это совокупность общих признаков, характеризующих гос-во на определенном этапе его развития. Тип Г - это вид Г. Вид который характеризуется наиболее существенными признаками присущими различным гос-ам. Понятие «тип Г» очень емко выражает исторически изменяющуюся социальную природу Г, позволяет достаточно точно определить характер Г самых разнообразных эпох истории. Тип Г представляет собой строгую систему его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой. Типология – способ научного познания, заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или иных явлений. Типология - разновидность классификации. По средствам типологии различные Г подразделяются на определенные типы. Формационный подход: С точки зрения марксизма, под историческим типом Г понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же экономич формации, к одному и тому же экономич базису. Согласно данной типологии четырем типам общественно-экономич формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем типам экономич базиса соответствуют 4 типа Г – рабовладельч, феодальное, буржуазное, социалистическое, - каждое со своим набором признаков. Смена одного историч типа другим – процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип Г должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. Диалектика соотношений формационного и цивилизационного подходов. В 80-90 ых годах делалась попытка отказа от формационного подхода в типологии государств. Но каждый из подходов имеет как свои достоинства, так и слабые стороны. Формационный подход слишком идеологизирован, имеет большой классовый налет, не выдерживает критики теория об отмирании государства, но эта теория основана на научной базе, теоретически обоснована. Цивилизационный подход избавляет от классовости в теории о государстве, уделяет внимание духовным критериям, но не имеет прочной научной доказательности, недооценивает социально-экономические факторы, предлагает множество критериев для типизации, в этом его слабая сторона. Поэтому следует использовать достоинства обеих подходов.


7.                   Государство азиатского способа производства

Государство - политическая организация общества, опирающаяся на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовых, так и общечеловеческих задач на определенной территории: оно есть проявление объективной закономерности общественного развития в связи с определенными историческими условиями и сознательной деятельностью людей, преследующих определенные цели и решение поставленных задач.

Степень влияния различных исторических факторов (разделение труда, частная собственность, классы) на формирование государства у различных народов проявляется по-разному. Неравномерность возникновения государственности у разных народов в теоретическом плане обычно раскрывается через характеристики так называемого восточного (азиатского) пути возникновения государства и права (с его “азиатским способом производства”) и западного пути. Так, к восточному (азиатскому) типу возникновения государства относят наиболее древние государства, образовавшиеся в конце IV – начале III тыс. до н.э. в долине реки Нил – Египетское царство, в Азиатском Междуречье рек Тигра и Евфрата – Шумерийские и другие государства Древнего Вавилона, а также Ассирийское государство (III тыс. до н.э.), Хеттское государство (конец II тыс. до н.э.), в долинах рек Инда и Ганга – Древнеиндийские, в долинах Янцзы и Хуанхэ – Древнекитайские государства (II тыс. до н.э.) и др. Они составили пояс первичных цивилизаций в наиболее благоприятных для земледелия и скотоводства климатических и ландшафтных условиях, простиравшийся от Средиземного моря до Тихого океана в полосе приблизительно между 20-40 градусами северной широты.


8.                   Легитимность государственного принуждения

Легализованностъ означает соответствие мер принуждения закону. Принуждение может выражаться в наложении уголовного наказания, административных, имущественных и других санкций, разгоне демонстраций, запрете политических объединений и т. п. Право выступает способом, средством легализации принуждения. И если власть находит поддержку у населения, то презюмируется, что население доверяет ей и применение мер принуждения. Легитимность государственного принуждения может быть подтверждена данными общественного мнения, репрезентативных опросов, плебисцитов, голосований, общегосударственных и местных опросов. Для политической элиты принципиально важно установить, насколько государственное принуждение соответствует интересам общества (причем не только его большинства, но и меньшинства). Следует иметь в виду, что оценка легитимности государственного принуждения требует особой осторожности и тщательного анализа, поскольку не исключены и профессиональные подтасовки. Универсальным же критерием определения легитимности государственного принуждения может считаться соответствие его общечеловеческим ценностям. Государственное принуждение считается мощным средством воздействия на население со стороны правящей элиты. Следовательно, таким острым оружием, каким является государственное принуждение, пусть даже и легализованное, надо пользоваться очень экономно и осторожно.


9.                   Суверенитет государства в современных условиях


Важнейшим признаком государства, отличающим его от иных форм общественной организации, является суверенитет. Суверенитет – собирательный признак государства, выражающийся в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений (при соблюдении норм международных соглашений). Осуществление государственного суверенитета происходит посредством деятельности исполнительно-распорядительных и судебных органов на всей территории государства. Компонентами государственного суверенитета, характеризующие его содержание является: - верховенство власти, то есть возможность существования только одной государственной власти и возможность признать незаконными решения любой другой социальной власти; -независимость, т.е. возможность решать любой вопрос внешнего или внутреннего характера без вмешательства других государств на основе принципов национальной и международной системы права; -неделимость, т.е. возможность государства самостоятельно решать вопрос об участии в работе международных ассоциаций, а также определять статус административно-территориальных единиц; -единство, то есть наличие единого содержания власти (государственно-политическая) и распределении власти на законодательную, исполнительную и судебную в процессе реализации властных полномочий;


10.              Дополнительные (факультативные) признаки государства


Государство характеризуется как особая организация общества, которая отличается от общества и различных форм государственной организации общества (негосударственных структур) наличием особых признаков. Указанные признаки характеризуют особенности государства и делятся на две группы:

• Основные признаки, которые непосредственно характеризуют государство и отсутствие хотя бы одного из которых не дает возможности характеризовать общественное образование как государственное

• Факультативные признаки, конкретизирующие содержание основных и не являются обязательными

Среди факультативных признаков государства различают:

• наличие конституции;

• наличие государственных символов;

• наличие гражданства;

• денежной единицы;

• вооруженных сил;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты