Информационные технологии в муниципальном управлении

Согласно концепции, региональная информатизация направлена на повышение эффективности решения задач социально-экономического развития регионов, на обеспечение эффективного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и находящихся в их ведении предприятий и учреждений, на обеспечение информационной открытости и прозрачности деятельности органов управления, а также на формирование инфраструктуры доступа широких слоев населения к информационным технологиям, информационным ресурсам и услугам. Реализация задач региональной информатизации осуществляется на основе создания и развития в субъекте Российской Федерации интегрированной территориальной информационной системы (ТИС), которая представляет собой совокупность информационных систем федеральных органов государственной власти, территориальных органов, органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, объединенных защищенной информационно-технологической инфраструктурой, а также средств, обеспечивающих их функционирование и взаимодействие.[4]

Таким образом, комплексный подход к информационно-коммуникационному обеспечению государственных органов власти и органов местного самоуправления региона реализуется как проект интегрированной территориальной информационной системы (ТИС), включающий в себя создание информационной системы обеспечения управленческой деятельности, системы «электронного правительства» для обеспечения интерактивной связи с населением, а также налаживание мониторинга находящихся в их ведении организаций по ключевым показателям социально-экономического развития региона. В рамках «электронного правительства» отрабатываются механизмы оказания государственных и муниципальных услуг населению и организациям, решаются вопросы обеспечения доступности для населения информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, региональных (муниципальных) информационных ресурсов. Использование ИКТ позволяет оптимизировать административно-распорядительную деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также находящихся в их ведении организаций.

Территориальная информационная система (ТИС) представляет собой комплексную интегрированную автоматизированную информационную  систему, предназначенную для информационно-аналитической поддержки органов государственного и муниципального управления.[5]

В зависимости от охватываемой территории выделяют следующие ТИС:

·                   местные (в пределах города, городского района);

·                   региональные (в пределах области, края, республики, автоном­ного округа);

·                   государственные (АСУ государственного масштаба, например «Государственный регистр населения»).

При создании ТИС очень важным является проведение мероприятий, которые включают исследование состава и основных характеристик объекта информатизации, целей каждого его элемента, взаимосвязей между ними, связей с внешней средой.

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,  муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

С точки зрения системного подхода система управления муниципального образования является:

·                   вероятностной, так как ее состояние можно предсказать в каждый момент времени лишь с определенной долей вероятности;

·                   динамической, так как она изменяется во времени;

·                   большой, так как она содержит разнородные элементы и подсис­темы;

·                   открытой, так как реализуется возможность взаимодействия под­систем друг с другом и внешней средой.[6]

Если рассматривать систему управления МО в виде некоторого «черного ящика», то входом будут являться коллективные интересы жителей МО, выраженные на референдуме, выборах или через пред­ставительные органы, а выходами – правовые акты и результаты дея­тельности муниципальных служб[7].

К элементам системы управления МО относятся:

·                   население;

·                   территория;

·                   органы местного самоуправления;

·                   органы территориального общественного самоуправления;

·                   муниципальное имущество;

·                   муниципальный бюджет;

·                   инженерная и социальная инфраструктура.

Субъектами управления системы МО являются органы местного самоуправления.

Организационная структура МО приведена на рис. 1.

Рис.1. Организационная структура муниципального образования.

Элементы системы муниципального образования взаимодействуют между собой и с макросредой посредством информационных, материальных и финансовых потоков. Информационные потоки, необходимые для реализации функций управления, связывают местную администрацию, отделения федерального казначейства, производственные, жилищно-коммунальные предприятия и другие организации МО.

Главной целью муниципального управления является повышение качества жизни жителей МО.

С точки зрения информационного подхода, местное самоуправле­ние необходимо для повышения качества управленческих решений на региональном и государственном уровнях за счет предоставления бо­лее достоверной, адекватной, оперативной и полной информации об экономическом, политическом состоянии и динамике развития муни­ципальных образований, решениях, принимаемых местными органа­ми власти.[8]

Схема системы управления муниципальным образованием[9] приве­дена на рис. 2.

Рис. 2. Схема системы управления МО.

Информационной основой для реализации системы управления МО является муниципальная информационная система (МИС), обес­печивающая полной, достоверной, актуальной и адекватной инфор­мацией все уровни муниципального управления.

С точки зрения системного подхода можно выделить несколько уровней информационных систем, содержащих в соответствии с уров­нями управления информацию в разной степени обобщенную:

·                   отраслевые информационные системы – муниципального пред­приятия, организации, структурного подразделения администра­ции (наименьшая степень обобщения);

·                   интегрированные системы, содержащие проблемно ориентиро­ванную информацию из отраслевых подсистем (например, карта городской территории, БД по населению МО и др.);

·                   экспертные системы поддержки принятия решений — уровень главы администрации и его заместителей (наивысшая степень агрегации информации).


1.3.         Понятие муниципальной информационной системы


Муниципальная информационная система представляет собой це­лостную технологическую, программную и информационную среду создания, хранения, анализа и распространения информации в инте­ресах муниципальных органов власти, предприятий и граждан. МИС является средством информационной поддержки муниципального управления, и ее необходимо рассматривать как объединение всех принятых в организации технологий обработки информации[10].

Выделяют следующие направления использования совре­менных информационных технологий в деятельности органов муни­ципального управления:

1.                 Обеспечение безбумажной технологии обработки и хранения ин­формации. Работа муниципальных органов власти должна обеспечиваться свое­временной информационной поддержкой. В связи с этим возрастает роль систем, ориентированных на безбумажную технологию обработ­ки информации. В состав этих систем входят программы электронно­го документооборота, а также базы данных, формируемые в органах управления, юридически отвечающих за достоверность и полноту со­ответствующей информации.

2.                 Информационное взаимодействие субъектов муниципального управления (рис. 3);

Рис. 3. Реализация информационного взаимодействия при принятии управленческих решений

3.                 Информационно-аналитическая поддержка управленческих ре­шений. Целью информатизации является создание условий для принятия эффективных решений по управлению городом как целостной соци­ально-экономической системой. В соответствии с этим определяются следующие частные цели и основные задачи внедрения МИС[11]:

·                   Сбор данных по различным категориям населения города для эффективного управления социальной инфраструктурой и упорядочения расходования бюджетных средств, направляемых на реализацию социальных программ.

·                   Ведение единого городского кадастра для оптимизации градостроительных решений.

·                   Ведение единого инженерного кадастра для координации деятельности инженерных служб и оперативного управления жизнеобеспечением города.

·                   Ведение единого имущественного кадастра для эффективного управления муниципальным имуществом.

·                   Мониторинг бюджета для поддержки оперативных решений по управлению расходами, обеспечение единой системы закупок и контрактов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты