Государство и право Древнего Египта

Государство и право Древнего Египта



Казанский Государственный Технический Университет

Им.А.Н.Туполева



Кафедра конституционного и Международного права




Контрольная работа

по дисциплине:истории государства и права зарубежных стран



Тема:Государство и право Древнего Египта



                 




                     Работу выполнил:студент гр.9171,1курса                                               

                                           заочного отделения

                                           факультета ЭТиП                      

                                           Мусин Р.Р.

Научный руководитель:к.и.н.,доцент Сергеев Н.А.                                               

                                          


                                             Казань 2010

Государство и право Древнего Египта

 

   Древнеегипетское государство территориально размещалось в узкой долине Нила от первого порога до дельты могучей реки. Географической особенностью,, придавшей особое направление развитию египетской цивилизации, было чередование плодородных земель и пустынь. Египет делился на Верхний,, занимавший нильскую долину, и Нижний, расположенный в дельте. Долина Нила благоприятна для земледелия, поэтому сюда с изменением климата переселились из саванны племена протосемитов, берберов и кушитов. Нил был единственным источником влаги в засушливом климате Северной Африки, а прирост населения требовал увеличения площадей пригодной для ведения сельского хозяйства земли. Так стала создаваться ирригационная система земледелия бассейнового типа, строилась сеть магистральных и отводных оросительных каналов, дамбы, плотины. Из полезных ископаемых в Египте добывались гранит, базальт, диорит, алебастр, известняк, песчаник, медные руды, золото, но не было залежей железа  и олова, что сдерживало развитие техники и промышленного производства.

   Высокопродуктивное  земледелие приводит к возникновению здесь первых обществ и государств, т. к. успешно развивались производительные силы и производственные отношения. Излишки производимого общественного продукта, особенно в скотоводстве, для которого характерны большие объемы прибавочного продукта,  оказываются в руках знати и служителей зарождающегося культа.. Возникает институт рабства. Первыми рабами были военнопленные - с развитием сельского хозяйства стало выгодно использовать труд военнопленных. Это привело к  возникновению частной собственности, социальному расслоению общины, выделению родовой знати  и превращению ее со временем в эксплуататорский класс. Класс рабов стал пополняться из внешних (войны и набеги) и внутренних источников (бывшие общинники).

   Перед возникновением государства сложилась довольно развитая организация управления, которую Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" назвал военной демократией. "Постепенное возвышение военного вождя в процессе становления государственности, усиление его роли и влияния является характерной чертой Египта и многих других стран Древнего Востока".[1] Вокруг вождя складывается государственный аппарат, состоящий из членов его семьи и его слуг, так формируется одна из древнейших систем государственного управления.

    Формирование классов привело к появлению государства, регулирующего общественные  отношения в интересах господствующего класса, обеспечивающего строительство и поддержание в рабочем состоянии жизненно важных для Египта ирригационных систем. Первые государства - номы - охватывали несколько поселений и были скорее не государствами, а военно-демократическими образованиями. "В силу особых природных условий номы - древнейшие самостоятельные государственные образования, расположенные в долине или Дельте Нила - тяготели к объединению, что привело к созданию более крупных царств." [2]  Приблизительно в конце IV тыс. до н.э. возникают два крупных царства: Верхний и Нижний Египет. Некоторое время они существовали рядом, а потом объединились.

   Выгодное географическое положение позволяло Египту вести активную внешнюю политику, осуществлять связь с Передней Азией по Суэцкому перешейку,  по Нилу - со странами тропической Африки, морским путем - с Аравией.  Но на первых этапах развития Египет оказался в изоляции, чему немало способствовали соседствующие с ним кочевые племена. Их набеги делали торговые пути небезопасными и усиливали обособленность Египетского государства, что, в свою очередь, формировали египетскую цивилизацию, как самобытное историческое явление.

Египетская цивилизацию оставила многочисленные памятники материальной культуры, в т. ч. и письменные, с помощью которых можно получить более полное представление о культуре и государственности Египта с древнейших времен. Из письменных источников до нас дошли "Анналы Тутмоса III", записанные на стенах храма Амона-Ра в Фивах, сочинения жреца Монефона на греческом языке (IV-III век до н.э.), описывающие историю Египта с древнейших времен. Именно он  систематизировал и объединил по признаку родства или особенностей внутренней политики несколько сот фараонов в 30 династий, которые делятся на 3 декады по 10 династий в каждой. Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории Древнего Египта и выделения ее важнейших периодов: Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.

   Сохранились также  архивы юридических текстов и документальные материалы из храма царя Неферирка, датируемые XXV-XXIV в.в. до н.э., "Поучения" фараонов (написанные от имени фараонов и адресованные потомкам), содержащие множество информации об устройстве государства, "Поучения" частных лиц, расписывающие преимущества профессии ("Поучения Ахтоя") или дающие наставления  сыновьям о поведении в обществе ("Поучения Аменемопе").

   "Пророчества" - особая разновидность дидактической литературы, которая представляет собой описание грядущих несчастий в случае уничтожения привычного порядка и существующего строя ("Речение Ипусера", "Речение Неферти"). Некоторые источники предполагают, что это описание реальных фактов народных восстаний, облеченных в форму пророчеств.

   Произведения художественной литературы ("Повесть о красноречивом крестьянине", сказка "О правде и кривде") дают реалистическое описание быта и обычаев древнеегипетского государства. Кроме того, до нас дошли произведения религиозного характера - так называемая "Книга мертвых", "Мемфисский богословский трактат" - содержащая обряды, заклинания и т.д., позволяющие умершему, пройды все трудности, достичь вечного блаженства, медицинские папирусы.

   Представление об устройстве государства в Древнем Египте дают и произведения античных историков: Геродота, Диодора Сицилийского, Страбона, Плутарха.

    Сохранились многочисленные предметы материальной культуры: древние захоронения, мумии, предметы быта, раскопки древних городов, храмы, позволяющие изучить быт, нравы, культуру и международные связи Египта.


    

                                                Периодизация  


    Древний Египет, как государство, ведет свою историю со времени зарождения классового общества (вторая половина IV тыс. до н.э.) до падения и присоединения его к Персидской державе (VI в до н.э.). История его делится на следующие   периоды:

1.     Раннее царство - (3000-2800 гг. до н. э.) возникновение меновой торговли, образование единого государства  с неограниченной властью фараона, формирование государственного аппарата и прослойки чиновников - писцов,, грабительские походы в Нубию, царское и общинное землевладение

2.      Древнее царство -(2800-2250 гг. до н.э.), расцвет культуры и государственности Древнего Египта, появление частных землевладений отдельных рабовладельцев и храмов; укрепление бюрократического аппарата, апогей могущества фараона, появление постоянного войска.

3.     I распад - (2250-2050 гг. до н.э.), усиление номовой знати, выступление ее против центра, распад единого государства на отдельные номы

4.     Среднее царство - (2050-1700 гг. до н.э.), возрождение централизации, к которой стремятся зажиточные крестьяне, т.к. хотели обрабатывать т.н. высокие поля, которые без общей ирригационной системы были слишком засушливыми.

5.     II распад - (1700-1580 гг. до н.э.), ослабление Египта, разорение крестьян порождают  народные восстания (Лейденский папирус), захват Египта гиксосами (1730г. до н.э.).

6.     Новое царство -(1580-1070 гг. до н.э.)  борьба с гиксосами усиливает военную мощь, строго централизованный военно-административный аппарат власти, успешные захватнические войны, рост численности рабов, расцвет цивилизации, присоединение Сирии и Палестины, удачные походы в Азию, создание Египетской империи.

7.     Позднее царство -(1070-332 гг. до н. э.), Усиление эксплуатации приводит к восстанию рабов, которое поддержали наемники-иностранцы. Ослабление центральной власти влечет нарастание сепаратистских настроений. Египет попадает под власть иноземных династий. Увеличение числа наемников в армии влечет покорение Египта и включение его в Персидскую империю    (525 г. до н.э.), возрождение Египта при  сансской династии.

8.    Греко-римский период - (332 г. до н.э.-395 г. н.э.) В IV в. до н.э. Египет захватывают войска Александра Македонского, в I в. до н.э. он становится провинцией Рима, а в 395 г. н.э. - провинцией Византии.


                        Объединение Египта; Раннее и Древнее царства

 

   Объединение Египта имело большое значение для развития государственного аппарата, хозяйства и культуры. Концентрация ресурсов и людей у единого правительства была обусловлена ходом исторического и хозяйственного развития страны. Создавалась общегосударственная высокоэффективная ирригационная система, составной частью которой были местные системы, что обеспечивало процветание сельского хозяйства. Развивалось скотоводство, разводился мелкий и крупный рогатый скот. Процветали ремесла, высокой степени развития достигла обработка камня, гончарное дело (изображение гончарного круга характерно для декоративного искусства Египта), металлургия (ковка и литье меди). Возведение пирамид и других грандиозных сооружений из камня также требовали концентрации ресурсов государства.

   В Египте того времени существовало три крупных типа хозяйств: царские, храмовые и вельможные ("дом отца" - собственное владение и полученное за службу - условное владение). Эта юридическая разница была номинальной, т.к. служба чаще всего передавалась по наследству. И все же это не совсем частная собственность, т.к. верховные права на такие наделы принадлежали фараону. Работники в хозяйстве вельможи работали отдельными отрядами под присмотром писцов и учетчиков. Орудия труда принадлежали вельможе. В том же положении находились и ремесленники. Скорее всего, они не имели ни земли, ни орудий труда, а свое довольствие получали с общего склада. То есть хозяйство было практически натуральным, мало связанным с рынком. Рынки существовали в пределах тех же хозяйств.

   Но работники не были рабами, так как имели семью и некоторую собственность.

   Организация царских и храмовых хозяйств была такой же, но в них большую долю составлял рабский труд. Хозяйства вельмож и храмов облагались налогами, а работники отбывали повинности (строительство пирамид, дорог, каналов и т.д.) в пользу центральной власти. Царь мог освободить вельможу от налогов за особые заслуги.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты