Государственный строй Афин и Древнего Рима

Экономической основой римской общины было сельское хозяйство. По преданию, при основании города Ромул разделил землю между горожанами, с правом передачи этого участка по наследству. Остальная земля находилась в коллективном пользовании, составляла ager publicus. Основой могущества патрициев было главным образом скотоводство. Плебеи же занимались преимущественно хлебопашеством, и собственность на землю появилась, вероятно, раньше у плебса. Торговля и ремесло в царский период было развиты слабо. Находились они в руках плебеев и чужестранцев.

С VII в. до н.э. начинается усиление этрусских городов, распространяющих свое влияние на все более обширные территории. Об этрусском владычестве в Риме свидетельствует рассказ о династии Тарквиниев. Недаром после своего завоевания Тарквиний бежит к этрускам и находит защиту у этрусского царя Порсены.

Приемнику Тарквиния Старшего Сервию Туллию приписывается реформа общественного строя.

Численное превосходство плебса, возрастающее его экономическое значение и то, что плебеи привлекались к военной службе наряду с патрициями и подобно последним вооружались за свой счет – все это привело к тому, что плебеи были включены в populus Romanus, и все способные носить оружие были разделены на пять классов в зависимости от имущественного ценза. Каждый класс выставлял определенное количество вооруженных соответствующим образом войсковых единиц (центурий) и получал такое же количество голосов на собраниях всего гражданства, собиравшегося по центуриям, так называемые центуриатные комиции. Из лиц, обладающих таким же цензом, как и граждане первого класса, комплектовались 18 центурий всадников. Таким образом, было установлено деление граждан по имущественному положению. Всего было образовано 193 центурии. Решающее значение имели граждане первого класса, вместе с всадниками выставлявшие 98 центурий.

Кроме того, Сервию Туллию приписывается разделение Рима на территориальные трибы. Новое устройство знаменовало утверждение в Риме государства. Главное значение приобретали центуриатные комиции, в которых главную роль играло имущественное положение, не всегда совпадавшее со знатным происхождением, а собрания по куриям теряют свое прежнее значение. Тем не менее, родовая знать в Риме, в отличие от передовых греческих государств, сохраняла свое значение.[8]

Легенды об изгнании Тарквиниев отражают освобождение Рима от этрусского владычества и переходе к республике.


2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ АФИН В ПЕРИОД НАИВЫСШЕГО РАСЦВЕТА ДЕМОКРАТИИ

2.1 Начальный этап становления демократии в Афинах


Во многих источниках начало демократии в Афинах относят к очень раннему периоду, еще ко времени Тезея. Но, по мнению остального большинства ученых, эти сведения не заслуживают доверия. Свою точку зрения они основывают на предположении, что Тезей – личность, скорее, не историческая, а легендарная, так как мы имеем намного больше свидетельств о Солоне, как об основателе афинской демократии, чем предания о Тезее.

В действительности от монархии Афины перешли не сразу к демократии, а сначала к архонтату. Согласно господствующему преданию, цари были заменены архонтами, которые сначала были пожизненные, а середины VIII в. должность архонтов ограничивается 10 годами. Архонты избирались ареопагом «по знатности и богатству», как выражается Аристотель в своей «Афинской Политии». Это не говорит о наличии какого-либо имущественного ценза, но естественно, что наиболее богатым евпатридам[9] отдавалось предпочтение.

При архонтах существовал совет из знати – ареопаг. Его членами пожизненно были бывшие архонты. Ареопаг был высшей контролирующей и карающей властью.

В VIII–VI вв. до н.э. почти вся земля в Аттике оказалась в руках евпатридов, кроме того, они сосредотачивали в своих руках и торговлю сельскохозяйственными продуктами. Появление денег способствовало концентрации богатств у незначительной части населения. Сложились острые противоречия между родовой знатью и малоземельным и безземельным крестьянством, которые дополнялись политическими противоречиями между родовой и городской знатью, не имевшей доступа к должностям.

В 594г. до н.э. всеобщее недовольство демоса вылилось в великую смуту, результатом которой явились реформы архонта Солона, чье имя и связывают с установлением демократии в Афинах.

Солон, проводя свои реформы, затронул все сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную. Его реформы стоят на первом месте в процессе установления демократии в Афинах, в первую очередь потому, что он учредил органы, основанные на принципах демократии и считающие своей главной целью нахождение компромисса между родовой аристократией и демосом.[10]

Законы Солона не были написаны просто и ясно, и он не пожелал стать их истолкователем, а удалился в добровольное изгнание на 10 лет. С афинян была взята клятва в течение этого срока хранить его законы. Однако сразу после отъезда Солона политическая борьба в Аттике чрезвычайно обостряется, в результате чего наступает смута, после преодоления которой к власти приходит Клисфен из проклятого и изгнанного из Афин рода Алкмеонидов.

Между Клисфеном и Солоном большое различие: Солон – посредник между партиями, а Клисфен – вождь партии, решительно ставший на сторону демоса, при нем мы видим победу демократических начал.

В ряде Клисфеновых реформ самая главная – ведение новых десяти фил. По этим филам все граждане Аттики распределялись не по своему происхождению, а по месту жительства. Филы не представляли собой сплошной территории. Клисфен, таким образом, разделил страну, что каждая фила имела свои 3 тритии (более мелкая территориальная единица) во всех трех частях страны: вокруг города, вдоль берега и в средине страны.[11]

Данная реформа оказала большое влияние на предотвращение развития обособленности различных частей Аттики, на развитие местных партий; эта мера, по словам Аристотеля, «перемешала» население так, что в каждой филе преобладающим населением был демос.

В то время как Клисфен проводил свои реформы, молодой афинской демократии пришлось выдержать тяжелую борьбу одновременно с несколькими внешними врагами: Спартой, Беотией, Халкидой, островом Эгином, а затем целую эпоху Греко-Персидских воин. Однако такое положение Афин, лишь способствовало упрочению молодой афинской демократии, поскольку угроза из вне заставила забыть афинян о внутренних распрях.

Нельзя сказать, что война с персами далась легко, более того после нашествия Ксеркса и вторжения Мардония Афины представляли собой груду развалин. Но главным результатом победы в Греко-Персидских воинах стало политическое возвышение Афин в греческом мире. Они возглавляют морской союз греческих государств, который в середине V в. до н.э. превратился в Афинскую морскую державу – Архэ.

После смерти Аристида, организатора союза, знаменитого деятеля времен нашествия персов, на горизонте политического первенства появляются другие вожди – во главе аристократической партии Кимон, во главе демократической – Эфиальт и затем Перикл, чьи имена неразрывно связывают с периодом наивысшего расцвета Афинской демократии.


2.2 Кульминационный период в истории Афинской демократии


Как вождь демоса, как борец за его права, в Афинах в 60-х гг. V в. до н.э. на первом месте стоял Эфиальт. Дошедшие до нас сведения о нем весьма отрывочны, но все они сходятся в признании, что Эфиальт был одним из лучших людей древних Афин, – твердый, бескорыстный, идеально-честный. По выражению Аристотеля, Эфиальт слыл «неподкупным и справедливым в политическом отношении».

В своей общественной деятельности Эфиальт представляется нам своего рода общественным трибуном: «это был воодушевленный и красноречивый защитник демоса, всецело преданный его интересам, гроза олигархов, неумолимый преследователь нарушителей справедливости»[12].

За одно с Эфиальтом действовал и Перикл, его единомышленник и друг, но он пока оставался на втором плане; первенствующее положение он занял лишь с середины V в.

По-настоящему значимым событием, приведшим к торжеству демократии в Афинах, стала реформа ареопага, который до сих пор своими действиями отдалял завершение процесса демократизации общественно – политического строя Афин в V–IV вв. до н.э.

Ареопаг – учреждение, выросшее из совета старейшин родовой эпохи. Этот орган с момента своего создания задумывался как защитник и представитель интересов верхушки афинского общества.

Трудно в точности разграничить права и функции этого органа, т.к. они не были ясно определены, что могло способствовать расширению сферы его влияния. Однако с уверенностью мы можем говорить о неограниченных политических правах: ареопагу принадлежала высшая контролирующая власть над действиями должностных лиц, народным собранием, т.к. он пользовался правом veto по отношению к постановлениям народного собрания. Кроме того, этот орган обладал и судебными функциями. Таким образом, ареопаг влиял на весь ход государственной жизни. Многие из тех прав, которыми пользовался ареопаг – особенно право veto – лишь тормозили дальнейшее развитие уже окрепнувшей демократии и казались анахронизмом.

Таким образом, чтобы нанести окончательный удар по аристократической партии, необходимо было лишить ее той опоры, какую она находила в ареопаге. Таким ударом стала осуществленная в 462 г. до н.э. реформа Эфиальта, которая лишала ареопаг политических функций, сохраняя только судебные по следующим делам: преднамеренное убийство, нанесение ран и увечий, поджоги, отравления, дела о нечестии, ненадлежащее исполнение религиозных обрядов и некоторые другие. В результате этот аристократический орган перестал быть сдерживающей силой, а его политические функции были переданы демократическим органам: народному собранию, гелиэе (народный суд, суд присяжных), совету пятисот.

Теперь в компетенцию гелиэи входила масса дел, суд по которым ранее осуществлял ареопаг. Чтобы обеспечить беспристрастный и справедливый приговор со стороны судей, был принят ряд мер. Возможность подкупа или запугивания устранялась большим числом судей. К тому же дела по секциям распределялись в день суда по жребию так, что судья не знал заранее, в какой секции он будет заседать и какое дело рассматривать. Заседания гелиэи были публичными, что также должно было быть гарантией от каких-либо злоупотреблений властью. Наконец, гелиастов, членов гелиэи, должна была связывать и даваемая ими клятва, в которой они клялись решать дела согласно законам афинского народа, по совести и разумению.

Так же к компетенции народного суда относилось утверждение законопроекта и принятие жалобы на противозаконие. Гелиэе принадлежал решающий голос при раскладке податей с союзников, производившейся каждые четыре года (размер подати – форос). Она утверждала постановления народного собрания о даровании афинского гражданства, осуществляла контроль законности замещения должностей в государстве и имела право отвода в отношении любого должностного лица.

Гелиастов, членов гелиэи было 6000 человек. Все они избирались по жребию – по 600 человек от каждой филы. Гелиэя делилась на 10 коллегий по 500 членов в каждой, остальные члены считались запасными.

Наравне с гелиэей наследником прав ареопага был совет 500.[13] Этот орган свои обязанности выполнял не в полном составе, а через притании (50 человек, избранных от 1 и той же филы). Каждая из 10 пританий работала поочередно в течение 1/10 части года. Совет 500 избирался на 1год.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты