Государственная пенсия

Не может быть назначена трудовая пенсия семье застрахованного и в том случае, если его смерть наступила вследствие умышленного нанесения ущерба своему здоровью. Законодатель не раскрывает это понятие и не указывает, кто и каким образом должен доказывать его наличие или отсутствие. Очевидно, что возникшая правовая неопределенность требует восполнения пробела подзаконным актом.[18]

Пенсия устанавливается тем членам семьи умершего застрахованного гражданина, которые признаются законодателем нетрудоспособными и по общему правилу могут быть отнесены к его иждивенцам. Как и при пенсионном обеспечении по инвалидности, для назначения пенсии необходим факт наличия у кормильца страхового стажа.

Закон в основном сохраняет ранее действовавшие нормы о круге лиц, признаваемых нетрудоспособными членами семьи. Прежде всего, как и по Закону 1990 г., к нетрудоспособным членам семьи относятся дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие 18-летнего возраста или старше, если они стали инвалидами до достижения указанного возраста. Сохраняется также дополнительное условие признания братьев, сестер и внуков нетрудоспособными членами семьи. Они являются таковыми, если не имеют трудоспособных родителей (п. п. 1 и 2 ст. 9 Закона).

Закон РФ от 20.11.1990 г. №340-1 предусматривал специальную норму (ст. 51), согласно которой обучающиеся по очной форме имели право на пенсию до окончания обучения, но не дольше чем до достижения 23-летнего возраста. Это касалось обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно – правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования.

В Законе от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ данное правило сохранилось, однако, согласно редакции пп. 1 п. 2 ст. 9 Закона, дети, братья, сестры и внуки такого возраста теперь именуются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца. Отнесение их к нетрудоспособным дает основание для теоретических рассуждений, но в практическом плане право на пенсию от этого изменений не претерпело.[19]

Ко второй категории нетрудоспособных членов семьи (пп. 2 п. 2 ст. 9 Закона) законодатель относит лиц, занятых уходом за малолетними родственниками умершего (не достигшими 14 лет). При этом, как и ранее, имеет значение степень родства с кормильцем как лиц, за которыми осуществляется уход, так и того, кто такой уход осуществляет. Нетрудоспособными членами семьи, как и ранее, признаются один из родителей умершего или его супруг либо бабушка, дедушка, независимо от их возраста и трудоспособности, если он (она) занят (занята) уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает. Ст. 9 Закона дополняет этот круг членов семьи еще двумя категориями – братом (сестрой) либо ребенком умершего, достигшими 18 лет. Брат и сестра предусматривались среди занятых уходом и ранее, однако для них не устанавливалось условие достижения 18-летнего возраста. Поскольку как несовершеннолетние члены семьи умершего брата или сестры они могут получать пенсию лишь при определенном условии – если не имеют трудоспособных родителей, указание в новом Законе на 18-летний возраст, дающий им право на пенсию в случае ухода за малолетними братьями или сестрами, фактически это право ограничивает по сравнению с Законом РФ от 20.11.1990 г. № 340-1.

Традиционно в круг нетрудоспособных членов семьи умершего входят его дедушка и бабушка. По сравнению со ст. 50 Закона 1990 г. уточнено, что пенсия им может быть назначена, если они достигли упомянутого выше пенсионного возраста либо являются инвалидами. Сохранилось дополнительное условие приобретения бабушкой и дедушкой права на пенсию за внука (внучку) – отсутствие лиц, которые в соответствии с российским законодательством обязаны их содержать.

В п. 3 ст. 9 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ воспроизводится понятие иждивенства, содержавшееся и в прежнем пенсионном законодательстве. Члены семьи умершего признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Факт иждивенства необходим не во всех случаях. Независимо от нахождения на иждивении умершего назначается пенсия одному из родителей, супругу либо другому члену семьи из указанных в п/п. 2 п. 2 ст. 9 Закона 2001 г., занятому уходом за малолетними в возрасте до 14 лет.

Нетрудоспособные родители и нетрудоспособный супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на пенсию, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию (п. 5 ст. 9 Закона). Аналогичная норма содержалась и в прежнем законодательстве. Сейчас она уточнена: это правило действует во всех случаях независимо от продолжительности периода, прошедшего от момента смерти сына, дочери либо супруга и до утраты источника средств к существованию. Не имеет значения и продолжительность периода от даты смерти кормильца до даты (времени), когда претендующие на пенсию родители или супруг стали нетрудоспособными. Понятие нетрудоспособности применительно к рассматриваемой ситуации содержится в п/п. 3 п. 2 ст. 9 Закона – это достижение пенсионного возраста – 60 либо 55 лет (в зависимости от пола) либо признание лица инвалидом.

Согласно п. 7 ст. 9 Закона пенсия, назначенная по случаю потери кормильца – супруга, сохраняется при вступлении в новый брак. Эта норма воспроизводит ранее существовавшее правило.

Как предусматривает п. 8 ст. 9 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, усыновители имеют право на пенсию наравне с родителями, а усыновленные – наравне с родными детьми. Закон РФ 1990 г. это правило не предусматривал. Однако его отсутствие не свидетельствовало о том, что усыновители и усыновленные не пользовались правом на пенсию. Такое право основывалось на нормах семейного законодательства. Прямое упоминание в пенсионном законе прав этой категории граждан является оправданным, поскольку снимает возможные вопросы.

Отчим и мачеха имеют теперь право на пенсию наравне с отцом и матерью, если они одновременно воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет.[20]

При полном отсутствии у умершего кормильца страхового стажа, а также в случае наступления его смерти вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Размер базовой части (БЧ) трудовой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в следующих суммах на 1 апреля 2004 года:

- детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери (круглым сиротам) – 621 рублей в месяц (на каждого ребенка);

- другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца - 310, 5 рублей в месяц (на каждого члена семьи).

Размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи определяется по формуле:

СЧ = ПК/ (Т х К) /КН, где

СЧ – страховая часть трудовой пенсии;

ПК – сумма страховых взносов умершего кормильца, учтенных по состоянию на день его смерти;


Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;

К – отношение нормативной продолжительности страхового стажа (требуемого стажа) кормильца по состоянию на день его смерти к 180 месяцам;

КН – количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанных пенсий, установленных в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи.

В случае, если трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в связи со смертью лица, которому на день смерти была установлена страховая часть трудовой пенсии по старости или страховая часть трудовой пенсии по инвалидности, размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи определяется по формуле:

СЧ = СЧп/ КН, где

СЧ – размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

СЧп – размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, установленный умершему кормильцу по состоянию на день его смерти;

Размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца не может быть менее размера страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, которая была первоначально назначена другим членам семьи умершего кормильца в связи со смертью того же самого кормильца.

в) Условие назначения и размер трудовой пенсии по инвалидности

Условие назначения. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.  

В Положении о признании лица инвалидом, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965,[21] перечислены следующие возможные причины инвалидности: общее заболевание; трудовое увечье; профессиональное заболевание; военная травма; заболевание, полученное в период военной службы; инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также другие причины инвалидности, установленные законодательством.

Следовательно, у лица, застрахованного в рамках обязательного пенсионного страхования, ставшего инвалидом от любой из названных причин, при наличии соответствующей степени ограничения способности к труду возникает право на трудовую пенсию по инвалидности, причем не имеет значения, предшествовал ли факт страхования наступлению инвалидности, либо он имел место впоследствии. При этом, конечно, учитывается, что лицам, имеющим право на пенсию по инвалидности по разным основаниям, может быть назначена лишь одна пенсия, по их выбору. Так, если размер государственной пенсии по инвалидности от военной травмы выше, чем размер трудовой, то будет назначена эта более высокая пенсия. И наоборот, такая, например, причина инвалидности, как заболевание, полученное в период прохождения военной службы, не является препятствием для назначения трудовой пенсии, если это более выгодно застрахованному инвалиду.[22]

Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ не предусмотрены какие-либо причины инвалидности в традиционном их понимании. Следовательно, применительно к праву на пенсию по нормам этого Закона они юридическое значение утрачивают и впредь могут не устанавливаться. Не предусмотрено Законом, в частности, и понятие трудового увечья, а значит, у органов медико-социальной экспертизы отпадает основание для установления этой причины. В Трудовом кодексе РФ содержится понятие несчастного случая на производстве, но для целей его расследования и учета (ст. 227 ТК РФ). Там же указано, что такой случай является страховым, если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Получение инвалидом страховых выплат в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. не лишает его права на пенсию по инвалидности, если он отвечает требованиям пенсионного законодательства. Но названные причины инвалидности не влияют ни на условия пенсионного обеспечения, ни на размер пенсии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты