Формальная определенность норм права и ее пределы

Формальная определенность норм права и ее пределы











Формальная определенность норм права и ее пределы


Право является системой норм функционального характера, призванной оформлять (закреплять) и регулировать общественные отношения. Поэтому оно неизбежно выступает в качестве формы регулируемых отношений, что определяет такое его свойство, как формальность. Формальность права - необходимое качество права как регулятора общественных отношений, определяющее повышение роли и социальной ценности права в правовом государстве. Формальность права проявляется во многих аспектах его существования и функционирования:

·                     в формальной определимости содержания норм права;

·                     во внешних способах их формулирования и формах закрепления и выражения с помощью нормативных актов;

·                     в формальности реализации права.

Право, создаваемое в процессе ценностно-ориентационной деятельности законодателя, неизбежно должно быть особой формой отражения действительности, отличающейся от познавательных гносеологических форм сознания (понятие, суждение, умозаключение). В противном случае оно не могло бы осуществлять свою функцию регулирования общественных отношений. Познавательные образы в ходе правотворчества трансформируются законодателем в соответствии со сложившимися в обществе ценностными представлениями и целями, стоящими перед обществом и государством, в общие, абстрактные формулы должного или возможного поведения людей, подкрепленные возможностью государственного принуждения. Преобразование познавательных образов в формулы поведения (нормы права) неизбежно сопровождается определенной формализацией результата такого преобразования.

Именно формализация норм права позволяет им выступать в качестве масштаба, образца поведения людей и в качестве мерила, критерия оценки их поведения, т.е. в качестве регулятора общественных отношений и средства социального контроля (мерки) за их развитием.

Нормы права могут быть общим масштабом, мерилом, критерием оценки, средством контроля поведения субъектов лишь в том случае, если они представляют собой четкие, достаточно определенные и однозначные формулы должного или возможного поведения. Рыхлость и расплывчатость, неопределенность и неоднозначность, нечеткость и аморфность норм права лишают их свойства формул поведения, свойства быть регулятором поведения.

Указанные отрицательные характеристики норм права не позволили бы привести поведение людей к "общему знаменателю", направить их в "единое русло" и создать определенный порядок в обществе. Поэтому нормы права и выступают в качестве формально определенных правил (формул) поведения.

Как и любая формула, норма права носит общий и абстрактный характер. Абстрактность и общность этой формулы заключается в том, что она относится не к конкретной, единственной в своем роде жизненной ситуации, а ко всем конкретным ситуациям определенного рода.

Формальность права состоит и в том, что его правила, несмотря на их абстрактность, достаточно точно и определенно очерчивают жизненные ситуации и дают четкую, а не расплывчатую формулу поведения, не вызывающую в подавляющем большинстве случаев сомнения в образе должного поведения у участников правоотношений. Формальная определенность, свойственная юридическим нормам, позволяет обеспечить надлежащую организованность общественных отношений: четкость и конкретность прав и обязанностей их участников.

Термином "формальность" обозначаются различные понятия, например: формальность - это внешние требования или условия, обязательно соблюдаемые при исполнении какого-либо дела. В данной работе под формальностью понимается формальная определенность содержания правовых норм.

Четкости урегулирования общественных отношений способствует определенное структурное изложение норм права, при котором одна часть нормы права неразрывно связана с другой, когда точно формально определенные юридические последствия права и обязанности связываются с наличием точно определенных обстоятельств, ситуаций и т.д.

Гипотеза нормы, описывая фактические обстоятельства в общей форме, тем самым охватывает неопределенное число однотипных, но отличающихся друг от друга индивидуальными особенностями ситуаций.

Охватывая множество ситуаций, игнорируя их индивидуальные признаки, гипотеза выделяет у них наиболее существенные с точки зрения правового регулирования признаки. Придавая им юридическое значение, гипотеза в определенной мере формализует эти признаки и в конечном счете приводит их к общему "юридическому знаменателю". Те или иные признаки, характерные для однотипных реально существующих ситуаций, будучи зафиксированными в гипотезе нормы права, превращаются в формально-юридические признаки. Законодатель, отвлекаясь от индивидуальных особенностей конкретных ситуаций, фиксируя в гипотезе лишь их наиболее типичные и существенные с точки зрения права признаки, тем самым придает содержанию гипотезы формально-юридическую определенность.

К еще большей определенности законодатель стремится при формулировании диспозиций и санкций. Именно с их помощью законодатель устанавливает единый масштаб, единую меру поведения субъектов в самых различных ситуациях и обстоятельствах, хотя с юридической точки зрения они являются однотипными.

При формулировании диспозиций и санкций юридические последствия, содержащиеся в них, могут быть различной определенности. Эти последствия могут быть ситуационно определенными в зависимости от юридических свойств конкретной ситуации, относительно определенными или абсолютно определенными. В последнем случае формальная определенность выступает наиболее выпукло, достигает высшей своей ступени, ибо здесь никакие особенности конкретной юридически значимой ситуации не могут оказать влияния на юридические последствия. В этих моментах как раз и проявляется формальная определенность содержания норм права. С помощью норм права многочисленные ситуации приводятся к единой юридической формуле, устанавливается единообразная модель поведения неопределенного числа субъектов в количественно неопределенных ситуациях.

Формальная определенность содержания права не сводится только к вышеизложенному. С целью достижения четкости, определенности и стабильности регулируемых отношений законодатель использует фикции, презумпции и преюдиции.

Фикции используются при формулировании как дефинитивных, так и регулятивных норм. Но фикции и есть чистейшей воды формальные установления, ибо при этом предписывается считать существующие факты не существующими или, наоборот, несуществовавшие или несуществующие - действительными. Однако подобная формализация в праве неизбежна и необходима. Фикции выступают в качестве средства юридической, законодательной техники. Их использование способствует четкости, краткости изложения норм, законодательной экономии, а главным образом преследует цель избежать длительной неопределенности, неурегулированности конкретных общественных отношений, оградить субъективные права граждан и других субъектов от излишнего формализма, защитить эти права, превратить их в реальность. Парадокс, но формальность права при использовании фикций является антиподом ненужного формализма.

Формальность права проявляется также в использовании законодателем презумпций. В этих случаях законодатель предписывает определенные факты считать существующими или несуществующими на основе предположения о их существовании или несуществовании.

Хотя такое предположение основывается на существовании фактов и имеет высокую степень вероятности, это все-таки предположение, и в признании предполагаемых фактов реально существующими безусловно есть определенный элемент формальности. Но и в данном случае формальность выступает как нейтрализатор формализма. Использование презумпции способствует стабильности общественных отношений, охране законных интересов субъектов общественных отношений, процессуальной экономии и т.д.

Устойчивости правоотношений способствует также использование преюдиций. Преюдиция состоит не только в формальной обязательности одних индивидуальных актов при вынесении других, но и в невозможности решения ряда одних дел, если не разрешены другие. В этом проявляется формальная связанность органов, решающих конкретные дела, преюдициальными актами.

Формальная определенность содержанию норм права придается и другими способами. Прежде всего с этой целью законодатель использует при изложении нормативного материала юридические конструкции, представляющие собой модели урегулированных правом общественных отношений. Это идеальные абстрактные модели, которые конструируются из определенных элементов, представляющих собой отвлечение, отражение наиболее существенных признаков и сторон общественных отношений как предмета правового регулирования. Юридические конструкции (состав правоотношения, состав правонарушения, состав сделки и т.д.), будучи моделями, не только выступают как важный метод познания права, но и, как неоднократно отмечалось в нашей литературе, служат средством построения нормативного материала. Они "представляют собой как бы готовые "образцы", "схемы", в которые облекается нормативный материал. Их использование облегчает формулирование юридических норм, придает нормативной регламентации общественных отношений необходимость, четкость и определенность".

Формальная определенность норм права достигается также использованием стандартных речевых оборотов, т.е. определенных речевых формул. Стандартные обороты при изложении норм права следует рассматривать не как недостаток, а как достоинство законодательного стиля. Ибо единообразие в изложении норм права во многом способствует единообразному пониманию и применению закона, единству законности. Стандартность, стереотипность законодательной речи обусловлена не только прагматичностью самого языка как средства общения, но главным образом прагматичностью самих норм права, используемых с целью регулирования общественных отношений, достижения определенных практических результатов. Чем выше степень формализации, стандартизации законодательного языка, тем большим достоинством обладает нормативный акт.

Стандартность речевых оборотов, используемых при формировании норм права, обусловлена самой логикой норм. Нормативные высказывания, к которым относятся и нормы права, характеризуются употреблением таких понятий деонтической логики (нормативных терминов), как "может", "должен", "разрешается" и их синонимов. Без этих терминов не могут обойтись и нормы права. Этим терминам соответствуют и формы правовых предписаний: запрет, дозволение.

В ряде случаев законодатель использует не нормативные предложения, а индикативные, не употребляя указанных нормативных терминов, например: "умышленное убийство наказывается", "министр издает приказы и инструкции" и т.д. Смысл этих предложений не в том, чтобы фиксировать то, что происходит в действительности, а в том, чтобы обязывать и управомочивать совершение определенных действий субъектов права. Дозволение и обязывание скрыто (implicite) содержится в указанных формулировках. Подобные формулировки преследуют цель - краткость формулирования норм права. Однако это обстоятельство тем более требует большой четкости, стандартизации, формально-единообразного употребления речевых оборотов, определенной формализации языка законов.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты