Договор об оказании услуг

Договор об оказании услуг

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра гражданско-правовых дисциплин


Дисциплина «Гражданское право»

 

 

 

Реферат


На Тему: «Договор об оказании услуг»







Подготовил:  Слушатель 345 группы

Конев П.Л.

Проверил: Преподаватель кафедры

Стеклов И.А.

Белгород 2008

§ 1. Обязательства по оказанию услуг


Среди известных типов гражданско-правовых обязательств менее всех разработаны в ГК как основном отраслевом акте обязательства по оказанию услуг. Во-первых, расположение в Кодексе отдельных глав об услугах не подчинено каким-либо определенным критериям. Во-вторых, игнорируются договорные отношения по безвозмездному оказанию услуг, так как в Кодексе отсутствуют даже общие положения о договорах такого вида и содержания. В-третьих, не урегулирован ряд договорных отношений в сфере связи, аудита, охраны, образования, здравоохранения, туризма и др., которые закреплены в других федеральных законах, что подвергает сомнению правовую природу этих отношений и умаляет их значение.

Прежде чем приступить к анализу отдельных договоров, дадим общую характеристику обязательствам по оказанию услуг.

По основаниям возникновения традиционно выделение договорных и внедоговорных обязательств. Обязательства по оказанию услуг составляют самостоятельный договорный тип.

Объектом такого обязательства являются действия по оказанию услуги и действия по принятию услуги.

Легальное определение услуги приведено в ст. 38 НК: услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности. Таким образом, услуга - объект гражданского права (ст. 128 ГК), определенное действие, результат которого не имеет вещественного воплощения и неотделим от личности исполнителя. Вместе с тем услуга имеет результат - удовлетворение имущественных, культурных, эстетических, информационных потребностей, обеспечение состояния здоровья, безопасности, приобретение навыков, опыта, образцов поведения.

Существуют многочисленные классификации услуг. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) выделяет 13 групп услуг: бытовые; услуги пассажирского транспорта; услуги связи; жилищно-коммунальные; услуги учреждений культуры; туристские и экскурсионные; услуги физической культуры и спорта; медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные; услуги правового характера; услуги банков; в системе образования; услуги торговли и общественного питания, рынков; прочие услуги населению.

Указанная система услуг не может быть взята за основу, так как касается только граждан - услугополучателей. Кроме того, эта классификация включает не только услуги, но и работы (ремонт и пошив обуви, изготовление мебели и проч.) и действия по передаче вещей (розничная торговля, аренда частных легковых автомобилей и проч.) в целях обслуживания граждан.

В юридической литературе предлагалось разделить обязательства на три группы: направленные на оказание фактических услуг (хранение и др.); направленные на оказание услуг юридического порядка (поручение, комиссия и др.); сочетающие услуги юридические и фактические (экспедиция и др.). Такая классификация обращает внимание на характер совершаемых действий услугодателем.

По субъектному составу можно выделить обязательства, оказываемые коммерческой организацией потребителю, и обязательства с другими участниками. Эта классификация объясняется тем, что обязательства первой группы дополнительно регулируются законодательством о защите прав потребителей.

Обязательства по оказанию услуг образуют систему в зависимости от характера и сферы деятельности услугодателя: перевозка, транспортная экспедиция, банковские операции, доверительное управление, хранение, охрана, связь, лечение, образование, воспитание, культура, информация, туризм, юриспруденция.

В зависимости от того, что является объектом воздействия услугодателя, выделяются: обязательства, в которых действия услугодателя направлены на вещь (доверительное управление, перевозка груза); обязательства, в которых объект воздействия - человек (лечение, обучение); обязательства, в которых действия услугодателя направлены на организацию отношений услугополучателя и третьих лиц (комиссия, телефонная связь). В обязательствах первой группы услуга представляет деятельность по поводу какой-либо вещи (например, охрана имущества). Однако в этом случае вещь (охраняемое имущество) - не результат работы, а объект воздействия, которое не предполагает уничтожение, изменение, иное преобразование вещи.

Обязательства по оказанию услуг можно разделить на возмездные и безвозмездные. В возмездном обязательстве предоставляемая услуга сопровождается встречным действием услугополучателя имущественного характера. Часть обязательств могут быть как возмездными, так и безвозмездными (хранение, поручение).

Спорным в науке остается вопрос о квалификации природы неимущественных обязательств. Согласно одной точке зрения, неимущественные обязательства выведены из предмета гражданско-правового регулирования, поскольку санкции, направленные на понуждение должника исполнить обязательство, явились бы серьезным ограничением его свободы, не оправданным достаточно вескими основаниями. К этой позиции примыкает высказывание о признании существования только тех неимущественных гражданско-правовых обязательств, которые снабжены обязанностью должника уплатить неустойку в случае ненадлежащего оказания услуги. Предлагается также включать в содержание обязательства совершение любого правомерного действия (не только имущественного характера, но "имеющего серьезный характер, нуждающегося в защите и заслуживающего защиты...").

Утверждение некоторых авторов, что гражданско-правовое обязательство по оказанию услуг может иметь только товарно-денежный характер, не основано на законе. Ни ст. 307 ГК, ни другие нормы не ограничивают содержание гражданского обязательства признаком имущественного характера. О природе обязательства следует судить по его позитивному содержанию и объекту, а не по виду используемых санкций. Само по себе применение ответственности за ненадлежащее исполнение любого (имущественного и неимущественного) обязательства нельзя рассматривать как неоправданное ограничение свободы должника. Неблагоприятные последствия оправданно возлагаются на виновного нарушителя, и тем самым реализуется штрафная функция гражданской ответственности. Что же касается признания неимущественного обязательства только при условии его "серьезного характера", то частный интерес и не должен по уровню соответствовать государственному или общественному интересам; достаточно, чтобы обязательство имело значение для его участников и нуждалось в защите.

Услуга осуществляется, как правило, с использованием услугодателем материалов, оборудования (вещи). Например, при оказании зрелищных услуг театр обязан предоставить зрителю место, указанное в билете, в зале, технологически оснащенном (звуко -, светоаппаратурой, кондиционерами) для восприятия спектакля. При оказании образовательных услуг для демонстрации опытов при изучении прикладных дисциплин используются специальное оборудование, реактивы и проч.

В некоторых случаях при оказании медицинских услуг изготавливаются определенные вещи (предметы) - зубные протезы, искусственные водители ритма сердца, нитиноловые эндопротезы желчных протоков и проч. Поскольку такой овеществленный результат неразрывно связан с медицинским обследованием и лечением и составляет с ним единое целое, то считается, что такая медицинская услуга к подрядным отношениям не относится. Добавим, что созданные вещи (предметы) являются индивидуально-определенными по размеру, физическим, химическим и иным параметрам и не могут быть использованы по назначению не только другим гражданином, но и управомоченным услугополучателем (кому они предназначались) в отрыве от его личности.

Таким образом, в неимущественном обязательстве по оказанию услуг услугополучатель стремится удовлетворить свой нематериальный интерес. Возникающие имущественные интересы являются сопутствующими, они подчинены неимущественным и не могут определять природу обязательства.

Для некоторых обязательств по оказанию услуг характерно, что по окончании срока услугополучателю передается документ, в котором отражен достигнутый результат, и иногда указываются основные совершенные услугодателем действия. Например, завершение высшего профессионального образования удостоверяется выдачей диплома бакалавра, специалиста с высшим профессиональным образованием, магистра или диплома о неполном высшем образовании или справки о незаконченном высшем образовании; с выпиской пациента из больницы ему выдается заключение о состоянии здоровья; по итогам проверки аудитор предоставляет аудиторское заключение.

Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 сентября 1999 г. N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг" обязанности исполнителя по договору возмездного оказания услуг "могут включать в себя не только совершение определенных действий (деятельности), но и предоставление заказчику результата действий исполнителя (письменные консультации и разъяснения по юридическим вопросам; проекты договоров, заявлений..." (п. 1). В таких договорах выдаваемый документ только закрепляет (подтверждает) в письменной форме достигнутый результат, но сам результат не получает вещественного воплощения, так как состоит в приобретенном объеме знаний (по договору о подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием), изменении состояния здоровья (по договору об оказании возмездных медицинских услуг), информации об оценке ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности (по договору об оказании аудиторских услуг).

§ 2. Договоры об оказании возмездных услуг


Модель договора возмездного оказания услуг. Классическое римское право выделяло договор найма услуг (locatio-conductio operarum), согласно которому нанявший (locator) принимал на себя обязательство исполнить в пользу нанимателя (conductor) определенные услуги, а наниматель - платить за эти услуги условленное вознаграждение. Договор найма услуг не имел большого распространения, так как для выполнения услуг использовался труд рабов, иногда вольноотпущенников.

В дореволюционной России Свод законов гражданских выделял главу "О личном найме" (ст. 2201 - 2290 ч. 1 т. X Свода законов Российской империи). Закон не давал определения договора, а выделял виды личного найма для: а) домашних услуг, б) отправления земледельческих, ремесленных, фабричных и заводских работ, торговых и прочих промыслов, в) отправления всякого рода работ и должностей, не воспрещенных законом. Договор личного найма предполагал временное пользование чужим трудом (как физическим, так и умственным). В отдельной главе были раскрыты особенности договора поклажи (ст. 2100 - 2125).

ГК 1922 г. закрепил нормы, регулирующие договор поручения (гл. IX). ГК 1964 г. ввел главы, посвященные договору перевозки (гл. 32), договорам в области расчетных отношений (гл. 34), договору поручения (гл. 35), договору комиссии (гл. 36), договору хранения (гл. 37). Общие нормы о договорах услуг эти акты советского периода не предусматривали.

Введение гл. 39 "Возмездное оказание услуг" в ГК позволяет говорить о том, что законодателем была предложена модель договора возмездного оказания услуг. Эта модель составлена из общих норм, применимых для всех уже известных или появляющихся только в будущем договоров услуг. К договору возмездного оказания услуг также субсидиарно применяются общие положения о подряде (§ 1 гл. 37 ГК) и положения о бытовом подряде (§ 2 гл. 37 ГК). Если исполнитель осуществляет предпринимательскую деятельность, а заказчик-гражданин получает услуги для удовлетворения личных потребностей, то отношения между ними регулируются Законом "О защите прав потребителей". Специфика правового регулирования отдельных видов договоров услуг отражена в специальных нормах федеральных законов и актов Правительства РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты