Денежно-кредитная политика Национального банка Киргизской Республики

5. Операции на валютном рынке  

- операции с иностранной валютой на межбанковском валютном рынке

5.1. Валютные интервенции

Операции по покупке/продаже иностранной валюты. Проводятся с целью предотвращения резких колебаний обменного курса сома. Операции проводятся по инициативе НБКР.

5.2. SWAP-операции   

Соглашение об обмене иностранной валюты на эквивалентную сумму в национальной валюте на определенный срок, по окончании которого участники SWAP-соглашения возвращают друг другу основные суммы и процентные платежи, оговоренные при заключении сделки. Применяется для воздействия на уровень краткосрочной ликвидности коммерческих банков (до 5 дней). Операции проводятся по заявкам коммерческих банков.

3. Вопрос независимости центральных банков.

Этот вопрос очень важен, так как разная степень независимости центральных банков означает их различные возможности и методы проведения денежно-кредитной политики.

В мировой практике среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков принято выделять следующие:

1.     Доля собственности государства в капитале центрального банка.

2.     Процедура назначения или выбора руководства банка;

3.     Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;

4.     Право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;

5.                Наличие законодательного ограничения кредитования правительства.

Рассмотрим эти критерии на примере Национального банка.

По существующему законодательству, уставный капитал Банка Кыргызстана является государственной собственностью. Но, исходя из зарубежного опыта, следует отметить, что состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики не оказывает существенного влияния на его независимость.

В Кыргызстане, как, например, в Австрии, Великобритании, Дании, США, Германии, руководство банка выбирается или назначается из предложенных кандидатур. Председатель Банка Кыргызстана назначается сроком на семь лет и освобождается от должности Президентом Кыргызской Республики с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано раньше установленного срока. НБКР же более зависим от государства.

В Конституции КР закреплены основополагающие идеи организации и деятельности Центробанка, а в законе  – его задачи и функции. Однако в ряде стран, например, в США и Швеции формулировка задач центрального банка в законодательстве дана лишь в общих чертах, а в Англии – вообще не зафиксированы. Эти задачи базируются также в на национальных традициях в этой области, основанных на исторических документах.

Неоправданно высока независимость НБКР по фактору права государственных органов вмешиваться в проводимую им денежно-кредитную политику. По существующему Закону «О Национальном банке» НБКР обязан всего лишь предоставить в Жогорку Кенеш проект «Основных направлений денежно-кредитной политики», предварительно представив его Президенту и правительству КР. А Жогорку Кенеш ограничивается его рассмотрением. По степени независимости Нацбанк уступает только центральным банкам Германии и Швейцарии, в законодательстве которых отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка, а также Австрии и Дании, где это право не предусмотрено. Кыргызстан находится примерно на одном уровне с Нидерландами и Швецией, но нельзя забывать, что эти страны имеют давно сформировавшиеся и стабильно функционирующие банковские системы.

По последнему критерию – наличию законодательного ограничения кредитования правительства Банк Кыргызстана  не вправе предоставлять кредиты Правительству Кыргызской Республики и другим государственным органам.

Статус банка не так важен, как законодательное определение его полномочий и прописанный механизм контроля за его деятельностью. Обязательная строгая подотчетность должна сочетаться с наделением центробанка достаточными полномочиями для выполнения его функций.
























ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики Национального банка Кыргызской Республики

1. Итоги денежно-кредитной политики за 2004-2005 г.г.

Согласно предварительным данным НСК, в 2005 году отмечен отрицательный экономический рост (-0,6 процента в реальном выражении), что в основном было связано со спадом выпуска продукции в обрабатывающей промышленности (-12,1 процента) и сельском хозяйстве (-4,2 процента).

Состояние платежного баланса Кыргызской Республики за 2005 год, по предварительным данным на конец января 2006 года, характеризуется значительным ростом дефицита текущего счета и отрицательным сальдо в целом платежного баланса    (-25,3 млн. долларов США). Объём валовых международных резервов на конец 2005 года составил 612,3 млн. долларов США, увеличившись за отчетный год на 47,1 млн. долларов США (565,2 млн. долларов США на 31 декабря 2004 года), что, по предварительным данным, покрывает 4,4 месяца импорта товаров и услуг.

Инфляция: итоги и тенденции

По данным НСК, прирост индекса потребительских цен за 2005 год составил 4,9 процента. Уровень инфляции без учета плодоовощной группы составил 3,6 процента (в 2004 году – 3,5 процента).

рисунок 1. Годовая динамика ИПЦ.

  Для определения влияния факторов инфляции была сделана поправка на фактор сезонности, в результате чего уровень инфляции составил 3,6 процента. Влияние монетарных факторов с учетом инфляционных ожиданий за 2005 год составило 42 процента, а влияние немонетарных факторов – 58 процентов. 

Динамика денежно-кредитных показателей

Номинальные темпы прироста денежных агрегатов на 1 января 2006 года находились в диапазоне 10,6 – 24,9 процента, что ниже по сравнению с темпами прироста 19,4 – 33,4 процента в 2004 году.

рисунок 2. Годовая динамика денежных агрегатов.

В отчетном 2005 году наибольшие темпы прироста были характерны для денежной базы, что в большей степени было обусловлено увеличившимся объемом операций с иностранной валютой в коммерческих банках и обменных бюро. Снижение темпов роста широкой денежной массы М2Х связано с методологическими изменениями, отмеченными выше.

Денежная база увеличилась за 2005 год на 3 085,9 млн. сомов, или на 24,9 процента, и по состоянию на 1 января 2006 года составила 15 465,6 млн. сомов, что отражает сохраняющийся спрос на деньги (22,9 процента в 2004 году).

Одним из основных факторов спроса на наличные деньги в отчетном году, следует отметить рост объемов розничного товарооборота, а также активизацию деятельности небанковских финансово-кредитных учреждений, использующих в основном наличные деньги. Кредитный портфель этих организаций на 1 октября 2005 года составил 3740 млн. сомов, что сопоставимо почти с половиной всех кредитов от банковской системы. Об укреплении банковской системы, ее капитализации, свидетельствует и рост кредита в экономику со стороны коммерческих банков: по состоянию на 1 января 2006 года остатки кредитов составили 7 912,3 млн. сомов (6 567,9 млн. сомов на конец 2004 года).

 Как и в случае изменения денежной базы, на рост широких денег в 2005 году основное влияние, обусловленное увеличением чистых международных резервов (ЧМР) НБКР, оказали чистые иностранные активы банковской системы. Покупка иностранной валюты на внутреннем рынке явилась основным источником пополнения международных резервов НБКР, что свидетельствует о возрастании роли внутренних источников пополнения ЧМР при одновременном снижении влияния внешних факторов, главным образом, за счет реструктуризации внешнего долга в рамках соглашения с Парижским клубом кредиторов, позволившей снизить выплаты из государственного бюджета. Также следует отметить увеличение кредита в экономику в составе чистых внутренних активов банковской системы, что позволяет сделать вывод об увеличении роли кредитования реального сектора в формировании широкой денежной массы.

Использование инструментов денежно-кредитной политики

Для регулирования объема денежной массы и обеспечения соответствия спроса и предложения денег в отчетном году Национальный банк использовал имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитного регулирования. Кроме того, инструменты денежно-кредитной политики использовались Национальным банком в целях регулирования ликвидности в зависимости от финансово-экономической ситуации в стране.

Как и прежде, величина учетной ставки приравнивалась к доходности 28-дневных нот НБКР, первичное размещение которых Национальный банк осуществлял на еженедельных аукционах. В течение года учетная ставка изменялась от 3,2 до 5,3 процента и в среднем за 2005 год составила 4,3 процента, что на 0,4 п.п. ниже ставки за 2004 год.

Следует отметить, что в 2005 году в целях развития рынка нот НБКР и повышения его прозрачности Национальный банк стал заранее объявлять объем эмиссии на следующий месяц. При этом в Положение «О выпуске, размещении и погашении нот НБКР» были внесены изменения, согласно которым Национальный банк не может изменять объем эмиссии в ходе проведения аукциона, что усилило роль учетной ставки в качестве индикатора стоимости денежных ресурсов.

В течение года Национальный банк практически не изменял объем эмиссии нот НБКР, который в среднем за аукцион составлял 4,0 млн. сомов. В целом за 2005 год Национальный банк разместил нот на сумму 146,5 млн. сомов, что на 10,4 процента меньше по сравнению с 2004 годом.

За отчетный год Национальный банк значительно сократил операции по вливанию ликвидности в банковскую систему на открытом рынке, в сегменте операций СВОП и кредитов «овернайт» в связи с более стабильным и достаточным уровнем ликвидности в коммерческих банках. Следует отметить, что порядок выдачи кредитов «овернайт» был изменен: увеличен коэффициент привязки ставки «овернайт» к учетной ставке с 1,2 до 1,5, при этом кредиты «овернайт» предоставляются под залог государственных ценных бумаг. Объем кредитов «овернайт» уменьшился до 2,6 с 8,9 млрд. сомов в 2004 году, а валютные операции СВОП – на 69,3 процента, до 65,5 млн. сомов.

Одновременно Национальный банк сократил объем операций по изъятию ликвидности из банковской системы, проводимых в форме обратных сделок РЕПО на открытом рынке. Данные операции Национальный банк проводил лишь в начале и конце года, когда наблюдалось значительное повышение уровня ликвидности в коммерческих банках и усилилось воздействие монетарного фактора на инфляцию.

В 2005 году Национальный банк, следуя политике плавающего обменного курса, проводил валютные интервенции в целях сглаживания колебаний спроса и предложения на рынке. 

В целом за 2005 год Национальный банк купил 83,2 млн. долларов США и продал 12,0 млн. долларов. Операции Национального банка способствовали стабилизации обменного курса на валютных торгах: диапазон колебаний обменного курса относительно среднегодовой величины сократился до 2,9 процента по сравнению с 8,6 процента в 2004 году, изменяясь в диапазоне от 40,5 до 41,7 сома за 1 доллар США. При этом учетный курс доллара США по отношению к сому за 2005 год снизился на 0,78 процента, составив на 1 января 2006 года 41,3011 сом/долл. США. 

Индексы реального и номинального эффективного обменного курса сома.  Номинальный эффективный обменный курс на конец 2005 года снизился по сравнению с началом года на 8,4 процентных пункта и составил 83,6, его среднегодовое значение в 2005 году было ниже на 6,2 процентных пункта, чем соответствующий показатель годом ранее. Значение индекса реального эффективного обменного курса на конец декабря 2005 года снизилось на 1,5 процентных пункта, тогда как его среднегодовое значение не претерпело изменения.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты