Безопасность Республики Беларусь в экономической сфере

Жизненно важные финансовые интересы Республики Беларусь на макроуровне подразделяются на две крупные взаимосвязанные между собой группы: внутригосударственные и внешние интересы.

Внутригосударственные интересы включают:

-                     умеренные и стабильные темпы инфляции;

-                     стабильность денежно-кредитной системы;

-                     стабильность бюджетно-налоговой системы;

-                     стабильность обменного курса национальной денежной единицы по отношению к конвертируемым валютам;

-                     ориентацию финансовой инфраструктуры на обслуживание производственного сектора.

Внешние интересы в области финансовой деятельности государства обусловлены высокой степенью открытости экономики республики (размеры внешнеторгового оборота сопоставимы с объемом ВВП) и заключаются в необходимости обеспечения эффективного участия в международном разделении труда. К ним относятся:

-                     сокращение внешней задолженности страны;

-                     достижение конвертируемости белорусского рубля на мировом финансовом рынке;

-                     повышение доверия международных финансовых организаций к экономике республики в части инвестиционных и финансовых рисков, обеспечивающего отсутствие дискриминации и равнодоступность к международным кредитным ресурсам;

-                     поддержание эффективного уровня обменного курса белорусского рубля, стимулирующего отечественных производителей-экспортеров;

-                     рост валютных активов банковской системы.

Государственная социальная политика направлена на реализацию следующих интересов населения страны:

-                     поддержание рациональной занятости населения при среднем уровне безработицы, не превышающем 5-6%;

-                     предоставление возможности всем трудоспособным зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей; стр. 197-198

-                     четкое определение круга лиц, нуждающихся в государственных социальных гарантиях, и разграничение в связи с этим социального страхования и социальной помощи, что будет способствовать уменьшению иждивенческих настроений в обществе;

-                     разработка и осуществление социальных программ, охватывающих определенные категории населения;

-                     введение нового механизма финансирования социальной сферы.

Жизненно важные интересы Республики Беларусь в инфраструктурной сфере включают:

-                     повышение технологического уровня инфраструктурного комплекса;

-                     опережающее развитие инфраструктуры по сравнению с обслуживаемыми ею сферами и отраслями экономической системы республики;

-                     значительное снижение материалоемкости функционирования инфраструктуры;

-                     совершенствование структуры инфраструктурного комплекса - опережающее развитие рыночной инфраструктуры, а также транспорта и связи, учитывая открытый характер экономики и географическое положение Беларуси;

-                     создание дополнительных резервов мощностей инфраструктурного комплекса.

В целом жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере согласно Концепции национальной безопасности включают:

1.                 Осуществление преобразований в экономике, ориентированных на повышение ее эффективности, достижение требуемой динамики роста объемов производства, уровня и качества жизни населения.

2.                 Многоукладность национальной экономики и эволюционное развитие отношений собственности.

3.                 Поддержание устойчивого баланса между государственным регулированием и свободой экономических отношений. Расширение свобод для субъектов экономических отношений всех форм собственности, развитие конкуренции на внутреннем рынке. Стимулирование отечественных товаропроизводителей.

4.                 Сохранение и развитие национального интеллектуального потенциала и системы собственного научно-технического обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции.

5.                 Повышение инвестиционной и инновационной активности, привлечение иностранных партнеров на основе выгодных для них и государства механизмов ввоза и вывоза продукции, имущества и финансовых средств.

6.                 Обеспечение положительной динамики чистого экспорта и оптимальных размеров внешнего и внутреннего долга. Доступ к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно или неэффективно в республике.

7.                 Защита внутреннего рынка и отечественного производства от недобросовестной конкуренции.

8.                 Стабилизация финансово-кредитной системы. Снижение бюджетного дефицита до оптимального уровня.

9.                 Устойчивое функционирование банковской системы, повышение регулирующей роли банков в экономическом развитии.

10.            Совершенствование товарных рынков на основе новых информационных технологий, способствующих предупреждению циклических кризисов.

11.            Обеспечение оптимального сочетания государственной поддержки и экономической самостоятельности в развитии сельскохозяйственного производства, создание эффективной системы землепользования.

12.            Гармоничное развитие взаимовыгодных отношений с иностранными государствами, направленное на совершенствование рыночных механизмов, обмен информацией и технологиями, способствующий экономическому развитию.

13.            Формирование единого экономического пространства с Российской Федерацией в соответствии с Договором о создании Союзного государства на принципе баланса интересов.

14.            Совершенствование экономических и правовых условий, препятствующих криминализации экономики.

 

3. Реальные и потенциальные угрозы безопасности Республики Беларусь в экономической сфере


Угрозы экономической безопасности Республики Беларусь - реальные и потенциальные негативные воздействия, порождаемые определенными действиями, явлениями или процессами (условиями и факторами), либо их совокупностью, препятствующие реализации экономических интересов Республики Беларусь.

Внутренними угрозами экономической безопасности могут быть как объективные процессы в сфере экономики, так и целенаправленная деятельность разнообразных социальных субъектов (международных политических и экономических сообществ, организованных структур и отдельных граждан внутри страны), преследующих собственные интересы, как экономические (извлечение наибольшей прибыли), так и политические (получение власти).

Внутренними угрозами, применительно к Республике Беларусь, могут быть как процессы, состояния, так и деятельность субъектов хозяйствования. В частности, в той или иной степени на экономическую безопасность республики, на условия и возможности реализации экономических интересов могут оказывать негативное влияние:

-                     отсутствие механизма совершенствования отраслевой структуры в направлении роста эффективности и конкурентоспособности производства;

-                     отсталость технологической базы большинства отраслей, высокая энергоемкость и материалоемкость, низкое качество продукции и высокие издержки производства;

-                     высокий уровень монополизации экономики, выражающийся в росте цен, недобросовестности в выполнении договорных условий, отсутствии побудительных мотивов для совершенствования производства, совершенствования качества продукции и снижения издержек производства;

-                     достаточно высокий уровень инфляции и на этой основе обострение социальных проблем;

-                     низкая инвестиционная активность и преобладание вложения капиталов в посредническую и финансовую деятельность в ущерб производственной;

-                     изношенность коммуникационных систем и аварийная опасность;

-                     недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты