Административно-территориальное устройство России

2.     Административно-территориальное деление - это деление территории государства на части, соответствующие его природе, задачам и функциям, а также адекватная такому делению организация системы местных органов государственной власти и управления.

Отсюда становится ясным, что административно-территориальные границы имеют субъективный характер и, нередко соответствуя одним требованиям, они противоречат другим. Так, административное устройство царской России было более или менее приспособлено к задачам налогообложения, полицейско-бюрократического управления и рекрутских наборов, однако далеко не всегда учитывало интересы этнического и национално-политического размежевания, а также территориального разделения труда.

При советской власти административно-территориальное деление стало в руках государства мощным рычагом целенаправленного воздействия на всю территориальную организацию общества и, более того, на все стороны социально-экономического развития.

В современных условиях перехода России на демократические, рыночные принципы организации общества и государства одна из главных задач в сфере государственного строительства - укрепление Федерации, построение эффективного государства в существующих границах. «В последнее время все активнее проявляется желание субъектов Федерации объединяться. Это положительная тенденция. При этом следует помнить, что субъекты объединяются не ради самого объединения, а ради оптимизации самого управления, более эффективной социально-экономической политики, а в конечном счете, ради роста благосостояния людей». (Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 25.04.2005). Укрупнение субъектов Федерации необходимо, но должно происходить с учетом всего многообразия факторов влияющих на данный процесс.

В настоящее время муниципальное управление в России проходит этап становления, и многие проблемы еще ждут своего внимания и разрешения. Так, наиболее невостребованными и ослабленными оказались ресурсы социально-экономические, научно-технические, духовно-культурные. Формирование местного самоуправления в нашей стране оказалось одной из самых трудных задач государственного строительства. На пути этого процесса стоит целый комплекс экономических (затянувшийся процесс перехода к рыночным отношениям), финансовых (ограниченность доходной базы и несбалансированность местных бюджетов), социальных (распад существовавшей социальной инфраструктуры, резкое снижение уровня жизни населения и т. д.), политических (потеря доверия населения к институтам власти) препятствий. Становится очевидным, что на пути возрождения России, выхода ее из кризиса первоочередной является задача подъема территорий, раскрепощение их внутренних сил при одновременном укреплении Центра. В первые десятилетия XXI в. «региональный фактор» будет одним из определяющих, т. к. решение вопросов формирования гражданского общества, целостности Российского государства, развертывания демократического механизма функционирования политической власти все активнее перемещается в регионы.


Список литературы

1.     Экономическая география России: учебник для вузов/ Ю.Н. Гладкий, В.А. Доброскок, С.П. Семенов М., 1999.

2.     Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: учебное пособие. В.Г. Игнатов, В.И. Бутов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва - Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005.

3.     Теория государства и права/ Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999.

4.     Конституция Российской Федерации. М.: Издательство «Спарк», 1995

5.     Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003// Парламентская газета.2003. 8 окт.

Федеральный закон РФ от 12 октября 2005 г. N 129-ФЗ О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Российская газета. - 18 октября 2005. - http://www.rg.ru/

1.     Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”//СЗ РФ. 1997.№39

2.     Указ Президента Российской Федерации «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» от 03.06.96// Российская газета. 1996. 11июня.

3.     Указ Президента Российской Федерации № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13.05.2000// Российская газета. 2000. 20 мая.

Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента Российской Федерации. - 25 апреля 2005 - http://www.kremlin.ru/

http://www.cir.ru/

<http://www.tarasei.narod.ru/>

http://www.demokratia.ru/ <http://www.tarasei.narod.ru/>

http://geo/1september.ru/ <http://www.tarasei.narod.ru/>

http://geo.ru/ <http://www.tarasei.narod.ru/>

http://fed.okr.ru/ <http://www.tarasei.narod.ru/>

http://apn.ru/ <http://www.tarasei.narod.ru/>



Приложение 1

Таблица 1

Политико-административное деление СССР в 1990 [1, с 85]

Союзные республики

Автономные республики

Автономные области

Автономные округа

Края

Административные области

Административные районы

Города

РСФСР

16  

5

10

6

49

1834

1030

Украинская ССР

-

-

-

-

25

480

429

Белорусская ССР

-

-

-

-

6

117

99

Узбекская ССР

1

-

-

-

10

155

124

Казахская ССР

-

-

-

-

17

222

83

Грузинская ССР

2

1

-

-

-

65

61

Азербайджанская ССР

1

1

-

-

-

61

65

Литовская ССР

-

-

-

-

-

44

92

Молдавская ССР

-

-

-

-

-

40

21

Латвийская ССР

-

-

-

-

-

26

6

Киргизская ССР

-

-

-

-

2

40

21

Таджикская ССР

-

1

-

-

2

44

16

Армянская ССР

-

-

-

-

-

37

27

Туркменская ССР

-

-

-

-

3

45

19

Эстонская ССР

-

-

-

-

-

15

33

ВСЕГО

20

8

10

6

114

3225

2126



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты