2. Административно-территориальное деление - это деление территории государства на части, соответствующие его природе, задачам и функциям, а также адекватная такому делению организация системы местных органов государственной власти и управления.
Отсюда становится ясным, что административно-территориальные границы имеют субъективный характер и, нередко соответствуя одним требованиям, они противоречат другим. Так, административное устройство царской России было более или менее приспособлено к задачам налогообложения, полицейско-бюрократического управления и рекрутских наборов, однако далеко не всегда учитывало интересы этнического и национално-политического размежевания, а также территориального разделения труда.
При советской власти административно-территориальное деление стало в руках государства мощным рычагом целенаправленного воздействия на всю территориальную организацию общества и, более того, на все стороны социально-экономического развития.
В современных условиях перехода России на демократические, рыночные принципы организации общества и государства одна из главных задач в сфере государственного строительства - укрепление Федерации, построение эффективного государства в существующих границах. «В последнее время все активнее проявляется желание субъектов Федерации объединяться. Это положительная тенденция. При этом следует помнить, что субъекты объединяются не ради самого объединения, а ради оптимизации самого управления, более эффективной социально-экономической политики, а в конечном счете, ради роста благосостояния людей». (Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 25.04.2005). Укрупнение субъектов Федерации необходимо, но должно происходить с учетом всего многообразия факторов влияющих на данный процесс.
В настоящее время муниципальное управление в России проходит этап становления, и многие проблемы еще ждут своего внимания и разрешения. Так, наиболее невостребованными и ослабленными оказались ресурсы социально-экономические, научно-технические, духовно-культурные. Формирование местного самоуправления в нашей стране оказалось одной из самых трудных задач государственного строительства. На пути этого процесса стоит целый комплекс экономических (затянувшийся процесс перехода к рыночным отношениям), финансовых (ограниченность доходной базы и несбалансированность местных бюджетов), социальных (распад существовавшей социальной инфраструктуры, резкое снижение уровня жизни населения и т. д.), политических (потеря доверия населения к институтам власти) препятствий. Становится очевидным, что на пути возрождения России, выхода ее из кризиса первоочередной является задача подъема территорий, раскрепощение их внутренних сил при одновременном укреплении Центра. В первые десятилетия XXI в. «региональный фактор» будет одним из определяющих, т. к. решение вопросов формирования гражданского общества, целостности Российского государства, развертывания демократического механизма функционирования политической власти все активнее перемещается в регионы.
Список литературы
1. Экономическая география России: учебник для вузов/ Ю.Н. Гладкий, В.А. Доброскок, С.П. Семенов М., 1999.
2. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: учебное пособие. В.Г. Игнатов, В.И. Бутов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва - Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005.
3. Теория государства и права/ Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999.
4. Конституция Российской Федерации. М.: Издательство «Спарк», 1995
5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003// Парламентская газета.2003. 8 окт.
Федеральный закон РФ от 12 октября 2005 г. N 129-ФЗ О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Российская газета. - 18 октября 2005. - http://www.rg.ru/
1. Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”//СЗ РФ. 1997.№39
2. Указ Президента Российской Федерации «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» от 03.06.96// Российская газета. 1996. 11июня.
3. Указ Президента Российской Федерации № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13.05.2000// Российская газета. 2000. 20 мая.
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента Российской Федерации. - 25 апреля 2005 - http://www.kremlin.ru/
http://www.cir.ru/
<http://www.tarasei.narod.ru/>
http://www.demokratia.ru/ <http://www.tarasei.narod.ru/>
http://geo/1september.ru/ <http://www.tarasei.narod.ru/>
http://geo.ru/ <http://www.tarasei.narod.ru/>
http://fed.okr.ru/ <http://www.tarasei.narod.ru/>
http://apn.ru/ <http://www.tarasei.narod.ru/>
Приложение 1
Таблица 1
Политико-административное деление СССР в 1990 [1, с 85]
Союзные республики |
Автономные республики |
Автономные области |
Автономные округа |
Края |
Административные области |
Административные районы |
Города |
РСФСР |
16 |
5 |
10 |
6 |
49 |
1834 |
1030 |
Украинская ССР |
- |
- |
- |
- |
25 |
480 |
429 |
Белорусская ССР |
- |
- |
- |
- |
6 |
117 |
99 |
Узбекская ССР |
1 |
- |
- |
- |
10 |
155 |
124 |
Казахская ССР |
- |
- |
- |
- |
17 |
222 |
83 |
Грузинская ССР |
2 |
1 |
- |
- |
- |
65 |
61 |
Азербайджанская ССР |
1 |
1 |
- |
- |
- |
61 |
65 |
Литовская ССР |
- |
- |
- |
- |
- |
44 |
92 |
Молдавская ССР |
- |
- |
- |
- |
- |
40 |
21 |
Латвийская ССР |
- |
- |
- |
- |
- |
26 |
6 |
Киргизская ССР |
- |
- |
- |
- |
2 |
40 |
21 |
Таджикская ССР |
- |
1 |
- |
- |
2 |
44 |
16 |
Армянская ССР |
- |
- |
- |
- |
- |
37 |
27 |
Туркменская ССР |
- |
- |
- |
- |
3 |
45 |
19 |
Эстонская ССР |
- |
- |
- |
- |
- |
15 |
33 |
ВСЕГО |
20 |
8 |
10 |
6 |
114 |
3225 |
2126 |