Взаимосвязь физики и химии в процессе преподавания физики в полной средней школе

(в химии - с VIII) и кончая XI классом, атомно-молекулярное учение получает

свое развитие, как в физике, так и в химии, при этом соответствующий

материал в учебниках базируется на ранее рассмотренных сведениях той или

иной дисциплины. Поэтому знание преподавателем содержания учебного

материала и практических навыков учащихся, полученных ими при изучении

смежной дисциплины, является одним из главных факторов, позволяющих

обеспечить прочное усвоение той или иной темы и кура в целом.

Важным звеном в организации межпредметной связи является наглядное

сопоставление взаимосвязанных тем с указанием времени их прохождения,

глубина изучения вопросов в смежных курсах и перечнем демонстраций,

практических лабораторных работ, предусмотренных программами этих

предметов.

Практика работы показала, что наиболее удобным в этом отношении

является план межпредметной связи, составленный нами по теме «Молекулярная

физика», изучаемое в X классе по новым программам и новому учебному

пособию.

|Физика |Химия |

|Время |Программные вопросы |Время |Программные вопросы |

|изучен| |изучен| |

|ия | |ия | |

|X-I |I. Тепловые явления | | |

| |Температура. Тепловое | | |

| |равновесие. Уравнение | | |

| |состояния. Газовые | | |

| |законы. Закон | | |

| |Бойля-Мариотта. Закон | | |

| |Гей-Люссака Закон | | |

| |Авогадро Уравнение | | |

| |состояния идеального | | |

| |газа Количество | | |

| |переданной теплоты. | | |

| |Теплоемкость. | | |

| |Внутренняя энергия. | | |

| |Закон сохранения | | |

| |энергии в механических | | |

| |и тепловых процессах | | |

| |Тепловые двигатели | | |

| | |VIII-I|Реакции экзо - и эндотермические |

| | |VIII-I|Кислород и его физические свойства. |

| | |I |Воздух. Состав воздуха. Инертные |

| | | |газы, их свойства, а применение |

| | | |Горение в воздухе простых и сложных |

| | | |веществ |

| | |VIII-I|Водород Физические свойства |

| | |I |водорода. |

| | | |Тепловые явления при растворении |

| | |VIII-I|Грамм-атом и грамм-молекула. Объем |

| | |II |г-моля газа при нормальных условиях |

| | | |Закон Авогадро. Тепловой эффект |

| | | |химической реакции |

| | |IX-III|5Основные виды топлива. Способы |

| | | |сжигания твердого жидкого и |

| | | |газообразного топлива. Роль химии в |

| | | |энергетике |

|X-I |II. Основы | |

| |молекулярно-кинетическо| |

| |й теории. | |

| |Строение газообразных, | |

| |жидких и твердых тел. | |

| |Основное уравнение | |

| |молекулярно-кинетическо| |

| |й теории газов. | |

| |Температура – мера | |

| |средней кинетической | |

| |энергии молекул. | |

| |Броуновское движение. | |

| |Взаимодействие атомов и| |

| |молекул в веществе. | |

| | |VIII-|Молекулы и атомы. Атомно-молекулярное|

| | |I |учение. Роль М.В. Ломоносова и Д. |

| | | |Дальтона в создании основ, |

| | | |атомно-молекулярного учения. |

| | | |Молекулярная масса. |

| | |VIII-|Ионная связь. Ковалентная связь. |

| | |II |Полярная и неполярная ковалентная |

| | | |связь. Значение периодического закона|

| | | |Д.И. Менделеева для научно – |

| | | |материалистического мировоззрения и |

| | | |развития науки и техники. |

| | |X-I |Теория химического строения. |

|X-I |III. Взаимные | |

| |превращения жидкостей и| |

| |газов | |

| |Силы взаимодействия | |

| |молекул. Испарение | |

| |жидкостей. Кипение. | |

| |Зависимость температуры| |

| |кипения от давления. | |

| |Влажность. | |

| | |VIII-|Ионная связь, механизм ее |

| | |II |образования. Ковалентная связь, |

| | | |механизм ее образования. Полярная и |

| | | |неполярная ковалентная связь. |

| | |VIII-|Вода и ее свойства. |

| | |II | |

| | |IX-II|Адсорбция и абсорбция. |

| | |I | |

|X-I |IV. Свойства жидкостей | |

| |и твердых тел | |

| |Особенности жидкого | |

| |состояния. | |

| |Поверхностное | |

| |натяжение. Капиллярные | |

| |явления. Смачивание. | |

| |Кристаллы. Анизотропия | |

| |кристаллов. | |

| |Поликристаллы. Аморфные| |

| |вещества и их свойства | |

| | |VIII-|Ионная связь. Ковалентная связь. |

| | |II |Полярная и неполярная ковалентная |

| | | |связь. Значение периодического закона|

| | | |Д.И. Менделеева для научно – |

| | | |материалистического мировоззрения и |

| | | |развития науки и техники. |

| | |VIII-|Вода и ее свойства. |

| | |III | |

| | |VIII-|Виды химической связи. Ионные, |

| | |IV |атомные и молекулярные кристаллы. |

| | |IX-II|Углерод. Аллотропия углерода. Уголь. |

| | |I |Адсорбция. |

| | |IX-II|Металлическая связь. Кристаллическое |

| | |I |строение металлов. Сплавы |

| | |IX-IV|Алюминий и железо, их сплавы и |

| | | |применение. |

| | |X-I |Теория химического строения вещества |

Следует заметить, что такого рода план не в состоянии полностью

удовлетворить требования реализации межпредметной связи в преподавании

физики и химии, т.к. он не отражает особенностей изложений взаимосвязанных

тем в учебниках и других учебных пособиях, не включает вопросов

комплексного характера, совершенно обходит вопросы межпредметной связи при

решении задач в смежных курсах.

Анализ ныне действующих задачников по физике и химии показал, что

имеется целый ряд задач и упражнений, развивающих у учащихся представления,

одинаково ценные как для молекулярной физики, так и для химии, и что

осуществление межпредметной связи при решении позволит в значительной

степени дополнит, и углубить взаимосвязанные разделы смежный курсов.

Предварительное знакомство учителя физики с содержанием используемых

задач смежного курса дает в одних случаях богатый иллюстративный материал

для разъяснения сущности физико-химических процессов, а в других -

позволяет при изложении определенной темы полностью базироваться на этом

материале.

Прежде чем приступить к изучению молекулярной физики, следует иметь в

виду, что этой теме предшествует ряд разделов физики и химии, описывающих

различные стороны строения вещества и представляющих достаточную

теоретическую и экспериментальную основу для изложения молекулярно-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты