Введение основных понятий в оптику

свет от двух электрических лампочек не интерферирует. Значит, это

независимые друг от друга источники света и световые волны, излучаемые ими,

некогерентны.

Для получения когерентных волн надо излучение от одного источника света

каким-либо способом раздвоить и затем свести в одно место. Один из способов

состоит в применении бипризмы. В ней свет, предположим, от точечного

источника S преломляется двумя призмами в разных направлениях и собирается

в одном месте на экране (рис 11.). Два преломленных пучка света являются

расходящимися и будто бы выходят из мнимых источников света S1 и S2. Они

когерентны, так как являются изображениями одного и того же источника S.

Можно воспользоваться аналогией. Пусть перед зеркалом колеблется пружинный

маятник. Очевидно, что колебания изображения в зеркале будут идти в такт с

колебаниями самого маятника. Если в каком-нибудь положении, когда шарик

двигался вниз, остановить его и заставить двигаться в противоположном

направлении, то изображение в зеркале будет двигаться тоже вверх.

Аналогичное явление имеет место в когерентных источниках света. Источник

состоит из множества излучающих атомов. Колебаниям электрона в каждом из

них соответствуют точно такие же колебания в когерентном источнике.

Объясняется, в каких местах интерференционной картины будут максимумы и

минимумы света (рис.9.). Записывается разность хода двух лучей и условия

усиления и ослабления света. При

[pic]

образуется светлая полоса. При

[pic]

темная полоса; здесь n=0, 1, 2, 3…

Если разность хода равна [pic], то волны приходят в одинаковых фазах, если

же [pic], то в противоположных фазах. Наконец следует подчеркнуть, что

областью интерференции будет всё пространство, в котором волны

накладываются друг на друга. Поэтому экран можно поставить в любое место

этой области, пересекая продольную ось всей установки.

Остается показать, как определяется длина световой волны. На одной и той же

установке, т.е. при неизменных расстояниях от экрана до источника света и

между мнимыми его изображениями, величина промежутка b между соседними

темными (или светлыми) полосами интерференции зависит лишь от цвета лучей,

т.е. от длины волны (. Значит, ( b.

Таким образом, второй важный вывод из опытов по интерференции должен

состоять в том, что это явление позволяет измерить длину световой волны.

Из-за недостатка учебного времени можно не выводить формулу для вычисления

длины волны. Важно разъяснить лишь метод измерения (. Напоминается порядок

расположения цветов в призматическом спектре и указывается, что длина волны

убывает в нем от красного участка к фиолетовому.

Пользуясь этими сведениями, можно дать понятие об однородном свете как о

свете с одной частотой колебаний и неизменной амплитудой.

Следует указать, что по длине волны или частоте можно определить цветность

светового пучка, но по цвету пучка нельзя судить о длине волны. Кроме того,

по цвету трудно отличить в спектре два его участка, длины волн которых

разнятся между собой на несколько миллимикрон. Даже самая узкая область

спектра состоит из излучения различных частот.

Затем можно поставить опыт по интерференции с бипризмой Френеля в белом

свете. Обращается внимание на характер интерференционной картины:

центральная полоса всегда белая; по обе стороны от неё – темные полосы;

затем цветные полосы максимумов света, разделенные темными промежутками;

последовательность расположения цветных полос – от фиолетового к красному,

причем первая ближе к центральной белой полосе.

Объясняется, почему центральная светлая полоса белая, а другие максимумы

цветные. В центр экрана (см.рис.11) от точек S1 и S2 колебания приходят в

одинаковой фазе. Поэтому все колебания равных частот усиливают друг друга,

а от смешения всех спектральных цветов получается белая полоса.

В точку А приходят колебания с разностью хода S2A-S1A=S2N, которая для

фиолетового света может оказаться равной четному числу полуволн, а для

других длин волн – нет. В другой точке экрана это условие может

удовлетворяться для красного света. Поэтому в А наблюдается фиолетовая

полоса, а в другом месте – красная.

Желательно рассмотреть ещё один частный случай интерференции – цвета тонких

пленок – и провести следующие самостоятельные наблюдения учащихся на уроке.

Дифракция света

Принцип Гюйгенса-Френеля рассматривается до изучения дифракции.

Предлагается познакомить учащихся с этим принципом лишь в связи с

объяснением дифракционных явлений; поэтому здесь он приобретает служебную

роль. Изучение геометрической оптики, например явлений отражения и

преломления света на основе принципа Гюйгенса программа по физике для

средней школы не предусматривает.

Вначале рекомендуется поставить опыты с водяными волнами, демонстрирующие

дифракцию на малых экранах, а затем на малых отверстиях. Опыты с плоскими

волнами ставятся в таком порядке:

. Размеры экрана велики – за экраном наблюдается резкая область

геометрической тени;

. Размеры экрана во много раз меньше – наблюдается дифракция волн.

. Размеры отверстия велики – наблюдается резкая область тени;

. Размеры отверстия малы – наблюдается загибание волн в область

геометрической тени;

Обращается внимание, что позади экрана в центре дифракционной картины

образуется светлая точка, окруженная системой темных и светлых колец и

заходящая в область геометрической тени. В случае отверстия центр

дифракционных колец может быть светлым или темным в зависимости от

расстояния до отверстия. При перемещении к нему центр экрана

последовательно становится светлым и темным.

Желательно подчеркнуть, что дифракция получается и от больших экранов, но в

этом случае она образуется далеко за ними и интенсивность света на больших

расстояниях бывает недостаточной. Остается объяснить, как образуется

явление дифракции в области геометрической тени и там, где, казалось, можно

было бы ожидать равномерную освещенность.

Этот случай легко разъяснить с качественной стороны, пользуясь принципом

Гюйгенса-Френеля.

На волновой ванне с помощью параллельных вибраторов, насажанных на одну

стальную пластинку, получается несколько систем круговых волн. В проекции

на экране видно, как образуется волновая поверхность, огибающая все

круговые волны одинаковых радиусов. Явление желательно рассмотреть при

помощи стробоскопа.

Разъясняется, что точка фронта световой волны в любой момент времени

находятся в одинаковых фазах и сами являются источниками вторичных волн.

Желая узнать, как дальше распространится фронт волны, из каждой её точки

надо провести окружности одинаковых радиусов R=ct, изображающие вторичные

волны; здесь с – скорость света; а R – расстояние, на которое он

распространяется за время t. Огибающая их поверхность и является новым

фронтом волны. Линии, перпендикулярные к этому фронту, совпадают с

направлением распространения света.

Френель показал, что вторичные волны, интерферируя, гасят друг друга и свет

обнаруживается лишь на огибающей поверхности. Поэтому фронт световой волны

движется только вперед.

На доске вычерчивается график (рис 12.), на котором с помощью принципа

Гюйгенса-Френеля поясняется причина загибания света в область

геометрической тени и появление темных мест там, где по законам

геометрической оптики должен быть свет.

Пусть плоская волна PQ падает на экран АВ (см.рис.12). Часть этой волны

задерживается экраном, другая часть будет распространяться в том же

направлении. Плоские волны изображены на рисунке сплошными штриховыми

линиями. Точки на этих линиях колеблются в противоположных фазах.

Точки А и В плоской волны являются центрами вторичных волн,

распространяющихся за малым экраном во всех направлениях. Они показаны

концентрическими окружностями. За экраном, где фазы колебаний точек

одинаковы, колебания усиливаются (например, в D, C, E), а если

противоположны, то гасят друг друга (например, в K, L, M, N).

Заключение.

Курс физики средней школы нуждается в методическом пересмотре в

соответствии с современными физическими воззрениями. Это осуществляется

двумя путями параллельно.

Во-первых, вопросы классической физики в школьном курсе излагаются с учетом

достижений новой физики, что обеспечивает более современную их трактовку и

разъяснение природы и механизмов многих физических явлений и процессов и

явлений. При этом идеи новой физики не становятся придатком к существующему

курсу, а проходят через все его изложение.

Во-вторых, школьный курс обновляется сведениями, добытыми наукой в нашем

веке.

Эти два пути совершенствования школьного курса физики взаимосвязаны и

принципиально неотделимы друг от друга.

За последние годы многие вопросы курса подверглись такому методическому

пересмотру. Однако менее других это коснулось раздела оптики в целом. Между

тем роль физической оптики в современной физике огромна. Создание

электродинамики, электронной теории, теории относительности, квантовой

механики и атомной физики непосредственно было связано с изучением

оптических явлений.

Без преувеличения можно сказать, что физическая оптика неразрывно связана с

новой физикой. От создания новой методики изучения оптики в школе во многом

зависит повышение уровня всего курса физики.

Используемая литература

1. Л.И. Резников «методика преподавания физики в средней школе», М.1963.

2. Л.И. Резников « физическая оптика в средней школе», М.1971.

3. Соколов И.И. «методика преподавания физики в средней школе»,Учпедгиз,

1959

Содержание

Введение

Методика изучения темы «отражение и преломление света

. Зеркала

2. Преломление света. Линзы.

. Преломление света.

. Линзы.

Методика изучения темы “волновые свойства света”.

. Интерференция света

. Дифракция света

-----------------------

[1] При отсутствии диафрагмы или оправы периметр самой линзы является такой

«оправой». Линза вырезает из общего светового потока лишь ту часть, которую

она затем собирает или рассеивает.

[2] А.П. Кузьмин, А.А. Покровский, Опыты по физике с проекционной

аппаратурой, М., Учпедгиз, 1962.

-----------------------

[pic]

Рис.2. Изображение предмета в плоском зеркале

11-41-область видения всего изображения предмета

11-21-область видения изображения острия стрелки

31-41-область видения изображения другого конца стрелки

Рис.5 Ход лучей в поворотной (а), оборотной (б), и обращающей (в) призмах

Рис. 4 определение показателя преломления воды по способу полного

отражения:

[pic]

в) Обращающая призма

б) Оборотная призма

а) Поворотнаяпризма

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты