Преобразования финансовой системы России
Преобразование финансовой системы России
План.
I. Введение ……………………………………………………………2
II. Главная часть
1. СССР до реформ ……………………………………………..3
2. Перестройка в СССР - этапы реформирования
советской экономики в 1985-1991 гг. ………………………4
3. Реформы в России после распада СССР ...…………………6
4. Процесс реформирования нормативной базы
финансовой системы России после 1991 года. ……………..…8
1) Конституция Россиской Федерации;
2) Гражданский кодекс Российской Федерации
и дополняющие его законы;
3) Законы Российской Федерации,
повлиявшие на процесс реформирования
финансовой системы
5. Финансовая системы Российской Федерации в настоящее время, ее
соответствие рыночным отношениям….……..……16
III. Заключение. Проблемы и направления реформ. ………….……22
Список литературы ……………………………………………25
Введение
Итоги реформ, проводившиеся в нашей стране с 1985 по 2000 годы, так
были охарактеризованы Б.Федоровым, занимавшим в тот период времени посты
заместителем главы Правительства Российской Федерации, Министра финансов РФ
и Министр государственной налоговой инспекции РФ. В его книге “10 безумных
лет” дается следующая характеристика реформ: “Лейтмотив книги – анализ
причин печальной неудачи реформ и реформаторов. Сегодня становиться ясным,
что реформы эти проводились непоследовательно и не были доведены до конца.
Именно ограниченность реформ (а не их избыток, как думают некоторые)
привела к нынешней экономической и политической ситуации в России. Не
спорю, были и достижения, я не собираюсь их замалчивать”.
Тоже самое по сути сказано и многими другими экономистами и
политологами страны. Так в статье директора Института кризисных
исследований В.Чкуасели, напечатанной в газете “Известия” за 06.04.2000 г.
сказано следующее: “Причиной кризиса стало десятилетие “дикого”
реформирования России, наложившееся на семь десятилетий ее тоталитарного
прошлого. Еще полвека назад предостерегали посткоммунистическую Россиию от
попыток излечить “каторгу” с помощью “анархии”. К сожалению мы не вняли
этим мудрым словам. Преступность, коррупция, законодательная неразбериха
суть проявления возникшего при этом хаоса.”
Исходя из мнений подавляющего большинства экономистов, политологов,
политиков и простых людей, что реформы в очередной раз не состоялись,
хотелось бы проанализировать основные этапы реформ, процессы принятия
решений и законы, принятые в это время, повлиявшие на процесс становления
финансовой системы.
При написании реферата я, столкнулся с тем, что материал по данной
теме разрознен по различным книгам. Книги, в которой было бы подробно
изложены процессы становления финансовой системы после распада СССР, я
не нашел. А тот материал, который удалось найти в книгах, авторами освящен
или с оглядкой на власть или же наоброт – подчеркнуто ужасающе.
Список книг и статей, которыми я пользовался при написании реферата,
приведен в конце и не хотелось бы его еще раз приводить здесь. В то же
время, хотелось бы привести ряд книг и фамилии их авторов, старавшихся
отразить эту проблему объективно и полно.
Первый среди них, это Борис Феддоров и его книга «10 безумных лет».
Легко читается и содержит объективные сведения очевидца, непосредственно
проводившие эти реформы и знавшего их достоинства и недостатки.
Так же достойно внимания книга Тимошина Т.М. «Экономическая история
России», выпущенная в 1998 году. В ней исследована экономическая история
России, этапы становления народного хозяйства страны вплоть до наших дней.
Хотелось бы, чтобы эта книга была переиздана с учетом фактов, имевших место
после ее выхода в свет.
Главная часть
1.СССР до реформ
В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран
М.С.Горбачев, с приходом которого начался новый и последний этап в истории
СССР, получивший название «перестройка».
Новое руководство страны встало перед необходимостью остановить
распад системы «государственного социализма». Для этого стали проводить
осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике,
поскольку глубокий кризис уже успел охватить все ее основные звенья.
Что же собой представляло государство именовавшееся Союз Советских
Социалистически Республик.
Согласно последней Коституции СССР, принятой в 1977 году, СССР
являлось социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую
основу которого составляли Советы депутатов трудящихся. Экономическую
основу СССР составляла социалистическая система хозяйствования и
социалистическая собственность на орудия и средства производства.
Надо всем этим (обществом и государством) довлела «руководящая роль
Коммунистической партии Советского Союза», без которой не решался
практически ни один важный вопрос.
Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной
власти СССР являлся Совет Министров СССР, которому подчинялись министерства
(общесоюзные и союзно-республиканские), Государственные комитеты,
Всесоюзное объединение «Союзсельхозтехника», а также Центральное
статистическое управление и Госбанк СССР.
Коммунистическая система управления несмотря на ряд достоинств
(развитие военной промышленности, создание армии, строительство грандиозных
строек-БАМ, мобилизация ресурсов для достижения победы в Великой
Отечественной войне), имеет свои огромные дефекты. Оно порождало
безинициативность, бесхозяйственность, застой в производительности труда,
что не позволяло догнать передовые развитые страны в экономическом (и
вообще в деловом) отношении.
Коммунистическое государство выполняло функции, общие ему с
государствами иного типа (поддержание общественного порядка, внешняя
политика, оборона страны, денежная система и др.), так и такой
специфической, присущей только ему - обеспечение жизнедеятельности общества
как органического целого. Здесь государство присвоило себе все те функции,
какие в западных странах выполняют частные предприятия, банки и всякого
рода негосударственные механизмы самоорганизации.
Планирование деятельности всех частей общественного организма есть
чисто коммунистическое средство сохранения единства общества. Выполнение
плана являлось основным показателем деятельности предприятий.
Если в капиталистическом обществе доминирует экономический подход к
производственной деятельности людей, то в коммунистическом – социальный.
В коммунистических странах деньги не являются конвертируемыми и имеют
постоянную тенденцию к инфляции. В СССР золота и драгоценностей не меньше,
чем в западных странах, а рубль все равно не являлся конвертируемым. Дело в
закономерностях самого коммунизма.
Механизм цен в коммунистическом и капиталистическом обществе
принципиально различны. Во втором это суть законы экономические, в первом –
внеэкономические (тут имеет место политика, а не экономика).
Теперь проследим путь тех преобразований, которые начались после
вступления СССР на путь реформ.
2.Перестройка в СССР
Хотя, как говорилось выше, эпоха «перестройки» формально началась в
1985 году, однако экономическая перестройка началась с июня 1987 года,
когда был принят «Закон о государственном предприятии», по которому
руководителям и коллективам государственных предприятий были предоставлены
исключительно широкиешие полномочия, в частности, право самостоятельного
выхода на внешний рынок, осуществления совместной деятельности с
иностранными партнерами и др.
На практике этот закон предоставил предприятиям большую свободу
распоряжаться своей прибылью: вкладывать ее в производство или повышать
зарплату работникам. Многие предприятия пошли по второму пути, что было
заведомо проигрышным вариантом, так как не обеспечивало наращивания в
перспективе научно-технического потенциала. К тому же вместе со свободой не
появилась рыночная дисциплина, в соответствии с которой убыточные
предприятия следовало закрывать, а выпуск продукции, не пользующейся
спросом, прекращать. Советское правительство боялось вводить такую
дисциплину из-за угрозы безработицы и социальных взрывов.
В середине 1988 года были приняты законы, по которым разрешалось
открывать частные предприятия в более чем 30 видах производственной
деятельности. В соответствии с этими законами фактически был легализован
большой сектор «теневой экономики».
Характерным явлением позднесоветского периода было развитие арендных
отношений. В соответствии с Закона об аренде (1989г.) трудовой коллектив
мог взять в аренду у государства свое предприятие, чтобы в дальнейшем
приватизировать его путем выкупа по чисто символическим ценам.
В 1989-1991 годах широкое распространение получили новые формы
производственных объединений – концерны, корпорации, которые создавались
путем объединения предприятий.
В 1990 году было принято постановление «О концепции перехода к
регулируемой рыночной экономике» и ряд других документов, по которым
предусматривалась постепенная демонополизация, децентрализация и
разгосударствление собственности, создание акционерных обществ,
реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли
оборудованием и сырьем, электроэнергией, развитие частного
предпринимательства и др.
Как показавыет сегодняшнее состояние экономики, многое из принятого в
то время было ошибкой.
Одной такой разрушительной ошибкой была ликвидация инструмента
централизованного распределения материальных ресурсов – Госснаба – без
предварительного создания адекватного интсрумента рыночного распределения.
Сотни товарно-сырьевых и фондовых бирж, которые в то время возникали
повсюду, как грибы, тщетно пытались взять на себя эту функцию. Их создатели
слепо копировали западную модель биржевых институтов, да и ориентировались
в основном на спекулятивный сектор экономики. Производство оказалось
оторванным от поставщиков и потребителей, что стало источником крупных
хозяйственных диспропорций.