Современная научная космология

Современная научная космология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

Реферат

Тема:

Современная научная космология

|Выполнил: | |

|Проверил: | |

КУРСК 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

|ВВЕДЕНИЕ |3 |

|1. СТАНОВЛЕНИЕ КОСМОЛОГИИ |5 |

|1.1. Древняя космология |5 |

|1.2. Начало научной космологии |7 |

|2. КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ |10 |

|2.1. Фотометрический парадокс |10 |

|2.2. Гравитационный парадокс |11 |

|2.3. Термодинамический парадокс |11 |

|2.4. Неевклидовы геометрии |14 |

|3. ТЕОРИИ ХХ В. О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВСЕЛЕННОЙ |16 |

|3.1. Саморазвивающаяся вселенная А.А. Фридмана |16 |

|3.2. Открытие красного смещения Э. Хаббла |17 |

|3.3. Концепция "Большого взрыва" |17 |

|3.4. Модель "Горячей вселенной" |17 |

|3.5. Модель "Холодной вселенной" |18 |

|3.6. Открытие реликтового излучения |19 |

|4. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВСЕЛЕННОЙ |20 |

|4.1. Тепловая история или сценарий образования крупномасштабной |20 |

|структуры Вселенной | |

|4.2. Теория о раздувающейся Вселенной |22 |

|4.3. Обоснование отсутствия начальной сингулярности в развитии |23 |

|Вселенной | |

|4.4. Теория о пульсирующей Вселенной |24 |

|ЗАКЛЮЧЕНИЕ |26 |

|Список использованной литературы |27 |

ВВЕДЕНИЕ

Проблема зарождения и существования Вселенной во все времена занимала

человечество. Небо, которое было доступно для его обозрения, очень его

интересовало. Недаром астрономия считается одной из самых древних наук. Для

изучения вселенной в целом, в астрономии появилась новая наука-космология.

По определению А.Л. Зельманова (1913-1987) космология - это

совокупность накопленных теоретических положений о строении вещества и

структуре Вселенной, как цельного объекта, так и отдельные научные знания

охваченного астрономическими наблюдениями мира как части Вселенной.

Выводы космологии называются моделями происхождения и развития

Вселенной. Почему моделями? Дело в том, что одним из основных принципов

современного естествознания является возможность проведения управляемого

эксперимента над изучаемым объектом. Только если можно провести любое

количество экспериментов и все они приводят к одному результату, то на

основе этих экспериментов делают заключение о наличии закона, которому

подчиняется функционирование данного объекта. Лишь в этом случае результат

считается достоверным с научной точки зрения.

К Вселенной это методологическое правило остается неприменимым. Наука

формулирует универсальные законы, а Вселенная уникальна. Это противоречие,

которое требует считать все заключения о происхождении и развитии Вселенной

не законами, а лишь моделями, т. е. возможными вариантами объяснения.

Обращаясь к проблеме методологического обоснования современной научной

космологии, мы не можем не коснуться вопроса о надобности такой процедуры.

Действительно, как зарубежными (Х. Дингл, М. Мюнитц, Д. Норт, Ф. Типлер и

др.), так и отечественными (Г.М. Идлис, В.В. , А. Турсунов и др.) авторами

проблема эта ставилась и дебатировалась неоднократно. Полученные

результаты, в интересующем нас разрезе – направление эволюции

космологического знания, т.е. в вопросе о ее пути (методе) – можно, не

претендуя на полноту, свести к следующим положениям: 1) Космология имеет

свой собственный предмет, отличный от предмета физики или математики –

физико-геометрический аспект Вселенной как целого. 2) Предмет ее

исследования задается языком математики. 3) Следствия космологической

теории должны получать в конечном счете опытное (наблюдательное,

экспериментальное) подтверждение или опровержение, чем утверждается научный

статус космологии. Под опытной проверкой понимается наблюдательная и

экспериментальная – в той мере, в какой физика элементарных частиц

сопряжена с космологией – верифицируемость и фальсифицируемость

космологического знания, производимая инструментальными средствами. 4)

Любые попытки элиминировать эмпирическую верифицируемость космологического

знания, или реинтерпретировать ее, расцениваются как угроза ее научному

статусу, а поэтому, предварительно подвергнутые критике, должны быть

выведены за пределы собственно научных исследований.

1. СТАНОВЛЕНИЕ КОСМОЛОГИИ

Современная космология - это астрофизическая теория структуры и

динамики изменения Метагалактики, включающая в себя и определенное

понимание свойств всей Вселенной. Космология основывается на

астрономических наблюдениях Галактики и других звездных систем, общей

теории относительности, физике микропроцессов и высоких плотностей энергии,

релятивистской термодинамике и ряде других новейших физических теорий.

Данное определение космологии берет в качестве предмета этой науки

только Метагалактику. Это связано с тем, что все данные, которыми

располагает современная наука, относятся только к конечной системе -

Метагалактике, и ученые не уверены, что при простой экстраполяции свойств

этой Метагалактики на всю Вселенную будут получены истинные результаты. При

этом, безусловно, суждения о свойствах всей Вселенной являются необходимой

составной частью космологии. Космология сегодня является фундаментальной

наукой. И она больше, чем какая-либо другая фундаментальная наука, связана

с различными философскими концепциями, по-разному понимающими устройство

мира.

1.1. Древняя космология

Космология берет свое начало в представлениях древних, в частности в

древнегреческой мифологии, где очень подробно и достаточно

систематизирование рассказывается о сотворении мира и его устройстве.

Впрочем, мифология любого народа, достаточно развитого для того, чтобы

создавать космологические мифы, может похвастаться не менее интересными

идеями. И это не случайно. Огромный мир вокруг нас всегда волновал

человека. Он с давних времен старался понять, как устроен этот мир, что

такое в этом мире Солнце, звезды, планеты, как они возникли. Это - из

разряда тех вопросов, которые принято называть «вечными», человек никогда

не перестанет искать ответа на них.

После того как появилась философия, пришедшая вместе с наукой на смену

мифологии, ответ на эти вопросы стали искать в основном в рамках

философских концепций, причем почти каждый философ считал своим долгом

затронуть их.

Общепризнанным итогом античной космологии стала геоцентрическая

концепция Птолемея, просуществовавшая в течение всего Средневековья.

С приходом Нового времени философия уступила свое первенство в

создании космологических моделей науке, которая добилась особенно больших

успехов в XX веке, перейдя от различных догадок в этой области к достаточно

обоснованным фактам, гипотезам и теориям. При этом далеко не все ученые

согласны с вышеприведенным определением космологии, многие считают ее

учением о Вселенной в целом, то есть учением обо всем, что существует.

Отвечая на закономерный вопрос, откуда мы можем знать, что происходит

в масштабах Вселенной, они исходили из очень популярной методологической

установки, предполагающей, что на разных уровнях существования природы

повторяются одни и те же законы, одно и то же устройство материальных

систем. Различия могут быть лишь в масштабах. Такова, например, космология

Фурнье Дальба, английского физика, появившаяся в 1911 году. Его Вселенная

чем-то похожа на матрешку: Вселенные существуют одна в другой, меньшие

внутри больших, и в их устройстве проявляются одни и те же правила. К этому

времени уже были открыты первые элементарные частицы и создана планетарная

модель атома. Так почему было не предположить, что ядро атома - это солнце,

а электроны - планеты, на которых даже могут жить люди. И где гарантия, что

наш мир не является такой же элементарной частицей для Мегамира.

Тем не менее, несмотря на всю грандиозность этой идеи, Вселенная,

устроенная по этому принципу, достаточно скучна и однообразна. В таком

случае она представляет собой бесконечную совокупность одинаковых

предметов.

Реальная природа куда сложнее и многообразнее. Переход от одних

масштабов к другим, если этот переход достаточно велик, сопровождается и

коренными качественными изменениями. Микромир, о котором мы уже говорили,

оказался совсем не похожим на то, что, изучают астрономы. Что же касается

Мегамира, несмотря на естественную ограниченность наших размеров и знаний,

есть все основания утверждать, что с переходом к космическим масштабам нам

нередко приходится встречаться с чем-то принципиально новым, неведомым в

земной человеческой практике.

1.2. Начало научной космологии

Основателем научной космологии считается Николай Коперник, который

поместил Солнце в центр Вселенной и низвел Землю до положения рядовой

планеты Солнечной системы. Конечно, он был весьма далек от правильного

понимания устройства мира. Так, по его убеждению, за орбитами пяти

известных в то время планет располагалась сфера неподвижных - звезд. Звезды

на этой сфере считались равноудаленными от Солнца, а природа их была

неясной. Коперник не видел в них тел, подобных Солнцу, и, будучи служителем

церкви, склонялся к мнению, что за сферой неподвижных звезд находится

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты