Шпоры по философии

Шпоры по философии

1. Философия, её предмет и характерные черты

Определение предмета философии – довольно сложная задача. Во первых

предмет философии исторически менялся. Во вторых предмет философии

понимается по разному представителями различных фил школ и направлений.

Платон: философия размышление о жизни и смерти

Гегель: философия это самосознание исторической эпохи

Энгельс: философия это наука о наиболее общих законах развития природы

общества и человеческого мышления

Лев Шестов: философия это предназначение научить людей жить в неизвестности

2. Философия и наука

Отвечая на вопрос является ли философия наукой необходимо иметь в виду

следующие. Наука всегда отвечает на вопрос почему? А философия для чего? В

науке человек нацелен на рациональное познание мира в философии на

понимание мира с позиции всех идеалов и ценностей. Философия познает мир

через человека и из человека. Именно в человеке философия видит разгадку

смысла жизни. Наука же познает мир как бы вне человека отрешения от него.

В науке действует принцип познания, которые называются принцип верификации

(проверяемости) и фальсификации (опровержения) в философии эти принципы не

работают. Таким образом, философское научное знание различается

существенно, но существовать друг без друга они не могут.

3. Философия и религия

Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о

взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть

добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного

совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е.

выход за границы возможного опыта, за пределы разумного. Но между ними есть

и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание

теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия

свои истины доказывает, апеллируя к разуму. Философия всегда приветствует

любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

4. Философия и мировоззрение. Их взаимосвязь

Мировоззренческая деятельность возникает одновременно с самим человеческим

обществом, социальной формой движущейся материи. В первом приближении к

мировоззренческому может быть отнесено любое суждение (рефлексия), несущее

какую-либо целостно-обобщенную информацию об объекте или классе объектов. В

более строгом значении под мировоззрением следует понимать относительно

стройную систему общих принципов истолкования природы, общества и

человеческого мышления. С этой точки зрения, к мировоззрению относятся,

прежде всего, такие исторические его виды, как миф, религия и философия.

Сущность мировоззрения заключается в интегративной направленности, которая

является не только теоретической, но и практической его задачей.

Мировоззренческая деятельность имеет своей главной целью идейное

(идеологическое и социально-психологическое) объединение людей.

5. Исторические типы мировоззрения: космоцентризм, теоцентризм…

От чего зависит то или иное мировоззрение человека? Прежде всего отметим,

что мировоззрение человека носит исторический характер: каждая эпоха

человеческой истории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами,

стоящими перед людьми, своими подходами к их решению, своими духовными

ценностями.

Так, одно мировоззрение, один взгляд на мир у первобытного охотника или,

скажем, у героя книги В. К. Арсеньева "Дерсу Узала", который наделял всю

окружающую его природу чертами живого существа, совсем другое - у

современного ученого, осознающего место человека в мире, его возможности и

даже задающего себе и окружающим вопрос: "Не погибнем ли мы от своего

собственного разума?"

Проще всего было бы сказать: сколько людей, столько и мировоззрений. Однако

это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что людей не только разъединяет

нечто, но и объединяет общность родины, языка, культуры, истории своего

народа, имущественного положения. Людей объединяют школа, характер

образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэтому неудивительно,

что у людей могут быть сходные, общие позиции в рассмотрении мира, в его

осознании и оценке.

Классификация типов мировоззрения может быть различной. История философии

выделяет следующие типы мировоззренческих установок:

1. Космоцентризм - свойственнен Античной философии; в центре размышлений

упорядоченный мир - космос;

2. Теоцентризм - характеризует эпоху Средневековья; в центре размышлений

Бог (Теос);

3. Антропоцентризм - философия эпохи Возрождения (Ренесанс); идея человека

становится центральной для философских размышлений;

4. Эгоцентризм - философия Нового Времени; противопостоит антропоцентризм,

в центре отдельное "Я", субъективность.

5. Эксцентризм - современная философия; дословно - не центризм, эго и

рациональное начало определено вне человека.

6. Основной вопрос философии и 2 его стороны

Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении

мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2

свои стороны.

1. Что первично, сознание или материя?

2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли

мир.

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе

общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б)

идеализм; в) дуализм.

Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и

вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее

обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что

материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно.

(Дуализм не выдержал критики времени) Вариации Материализма и Идеализма

(Формы материализма и идеализма)

1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть:

Первична материя.

Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические

явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без

попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за

окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово

существующее вокруг людей есть первоначало всего. ( Гераклит - огонь, Фалес-

вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.)

2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания

игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный.

«Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь».

Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий.

3. Диалектический материализм( Маркс и Энгельс)

Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по

отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса.

Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь

может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и

сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

Разновидности Идеализма:

1. Объективный- не зависящий от человеческого сознания.

Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир и день,

идея, воспоминание. Гегель - абсолютная идея.

2. Субъективный идеализм ( Беркли, Мах, Юм). Суть: Мир - комплекс моих

ощущений.

7. Проблема метода философии: диалектика и метофизика

Метод- совокупность принципов, приемов, средств, способов теоретико-

познавательной и практической деятельности.

Эти правила и приемы в конечном счете устанавливаются не произвольно, а

разрабатываются, исходя из закономерностей изучаемых объектов. Поэтому

методы познания не столь же разнообразны как сама действительность. Перед

философами всегда стояла проблема выбора метода. Она состоит в том, что для

изучения действительности, вскрытия законов должен быть выбран наиболее

правильный метод, позволяющий наиболее всесторонне изучать объективную

реальность.

В качестве примера можно привести проблему выбора диалектического и

метафизического метода в философии.

Методы подразделяются на 3 группы:

1. Частные(отдельные науки и области практической деятельности. Это методы

физики, химии и т.д.)

2. Общие( применяемые во всей науке например дедукция и индукция)

3.Всеобщие (философские методы: диалектика и метафизика, софистика и

эклектика).

Метафизика - система знаний о «зафизических» явлениях.

Диалектика - система знаний об умении вести спор или дискуссию.

Принципы диалектики:

1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем

движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия

этих изменений - развитие.( изменение не только количественное, но и

качественное.

2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы

абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно

обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.

3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов.

Главный источник движения- внутренние противоречия.

Принципы метафизики:

1. Движение идет по кругу. Все в мире изменяется циклич. Циклически

происходящие изменения не изменяют качество.

2. Вещи , явления, предметы, существуют автономно, если между ними есть

связь, то эта связь - внешняя.

3. Движение, изменение происходит под воздействием извне, поэтому главный

источник движения - внешний. Метафизики признают только внешние силы.(

метафизика представляет собой ограниченную диалектику.)

8. Функции философии в обществе: мировоззренческая познавательная…

Эта роль определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве

теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему

познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в

мире духовных ценностей.Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее

функции -мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-

ориентационная.

В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий,

отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную

основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления.Через систему

категорий и содержание философии в целом реализуется функция

методологическая. критическую функц-я философии - преодоление устаревших

догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах

Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую

функцию, реализуемую в построении моделей будущего.

Существенное место в занимает интегративная, состоящая в обобщении и

систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического,

познавательного, ценностного.

Роль ф исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени

приобретают иное, чем прежде, звучание. Ф проблемы рассматриваются в

диалектико-материалистической ф прежде всего как проблемы общественного

бытия. Короче говоря, философия должна рассматриваться как социально-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты