Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУКПИ, Украина)

доставляющее первичный материал для на-учного

исследования.Целенаправленность - важнейшая характеристика наблюдения.

Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него

некоторые знания о нем, без которых нельзя определить цель наблюдения. На-

блюдение характеризуется также систематичностью, которая выражается в

восприятии объекта многократно и в разных ус-ловиях, планомерностью,

исключающий пробелы в наблюдении, и активностью наблюдателя, его

способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования.

В научном наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом

опосредуется средствами наблюдения: приборами и инструментами, с помощью

которых ведется наблюдение.

Как метод научного познания наблюдение дает исходную информацию об

объекте, необходимую для его дальнейшего ис-следования.

Важную роль в познании играют сравнение и измерение. Сравнение

представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства

или различия между ними. Если объекты сравниваются с объектом, выступающим

в качестве эталона, то такое сравнение называется измерением.

Наиболее сложным и эффективным методом эмпирического познания

является эксперимент, опирающийся на другие эм-пирические методы.

Эксперимет - метод исследования объекта, при котором исследователь

(экспериментатор) активно воз-действует на объект, создает искусственные

условия, необходимые для выявления определенных его свойств. Эксперимент

предполагает применение определенных средств: приборов, инструментов,

экспериментальных установок, характеризуется активным воздействием на

объект, может быть повторен столько раз, сколько требуется для получения

достоверных резуль-татов. Различают натуральный и модельный эксперимент.

Если первый ставится непосредственно с объектом, то второй - с его

заместителем - моделью. Моделью может быть как материальный предмет

(например, модель самолета), так и мыслен-ная копия объекта. В этом случае

имеет место мысленный эксперимент - мысленное воспроизведение реального

экспери-мента - рассуждение, основанное на представлении о реальном

объекте. Процесс и результат экс-та фиксируются ср-вами естеств. и

искусств. языков, они могут быть представлены в виде схем, чертежей,

рисунков.

Теоретические методы

Идеализация. Этот метод основан на универсальном мыслительном приёме,

применяемом в любом познавательном про-цессе -абстрагировании, которое

представляет собой мысленное отвлечение от одних свойств предмета и

выделение других его свойств. Результатом абстрагирования являются

абстракции - понятия, категории, законы, содержанием которых явля-ются

существенные свойства и связи явлений.

Видом абстрагирования является идеализация, сущность которой состоит

в мысленном конструировании так называемых идеальных объектов; т.е.

объектов, которые не существуют и не могут существовать в действительности,

но изучение кото-рых позволяет значительно упростить сложные системы,

выделить свойства объектов в их "чистом" виде и благодаря этому установить

существенные связи, не заслоненные побочными обстоятельствами. Таковы,

например, плоскость,линия, точка, абсолютно твердое тело, абсолютно черное

тело, ..

Сконструировать идеальный объект - значит мысленно исключить

некоторые реальные его свойства. Так, исключая толщину реального объекта,

получают плоскость, исключая ширину, получают линию и, наконец,

До 47 питання

исключая длину, получают точку. Метод идеализации находит широкое

применение в научном познании. Он позволяет переходить от эмпирических

законов к теоретическим, формулировать их на языке науки.

В современной науке все более широкое применение находит формализация

- метод изучения некоторых областей зна-ния в формализованных системах с

помощью искусственных языков. Таковы, например, формализованные языки

химии, математики, логики. Формализованные языки позволяют кратко и четко

фиксировать знания, избегать многозначности тер-минов естественного

языка.Формализацию, основой которой являются абстрагирование и идеализация,

можно рассматривать как разновидность моделирования - знаковое

моделирование.

Формы научного познания.

В научном познании принято выделять более сложные формы, к ним

относятся проблема, гипотеза, теория.

Проблема.

В развитии научного знания неизбежно возникают ситуации, когда новые

явления, ранее неизвестные факты требуют своего объяснения. Однако уровень

существующих знаний, категориальный аппарат науки оказываются для этого

недостаточными. Такая ситуация называется проблемной. Осознание этой

ситуации, порожденной противоречиями между ограниченностью имеющегося

знания и потребностью в его дальнейшем развитии, приводит к постановке

научных проблем. Проблема - объ-ективно возникающий в ходе развития

познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет

существен-ный практический или теоретический интерес.

Научная проблема - это вопрос, поставленный ходом развития науки,

"знание о незнании". Наука развивается от постанов-ки проблем к их решению

и выдвижению новых проблем. Этот процесс нередко приводит к изменению

теоретических пред-ставлений и методов познания, к научным революциям.

Глобальными научными революциями в естествознании явились: создание Н,

Коперником гелиоцентрической системы, сменившей аристотелевско-

птолемеевскую геоцентрическую картину мира и др.

Гипотеза. Исследование проблемы начинается с выдвижения гипотезы,

представляющей собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью

выяснения закономерностей, и причин исследуемых явлений.

Как форма научного познания гипотеза характеризуется прежде всего

тем, что она является обоснованным предположением и это отличает ее от

разного рода догадок и необоснованных предположений. Гипотеза опирается на

факты, согласуется с законами теории, на основе которой она выдвинута.

Гипотеза проходит три этапа: построение (накопление, анализ и

обобщение фактов, выдвижение предположения для их объ-яснения), проверка

(дедуктивное выведение следствий, вытекающих из гипотезы и сопоставление

следствий с фактами), до-казательство (практическая проверка полученных

выводов).

Выдвинутая гипотеза доказывается или опровергается. Доказанная

гипотеза превращается в научную теорию. Например, гипотеза Резерфорда о

планетарной модели атома.

Теория. В научном познании теория рассматривается как форма

организованного достоверного знания о некоторой предмет-ной области,

описывающая, объясняющая и предсказывающая функционирование и развитие

относящихся к данной области объектов.

Организация знания - важная функция теории, она вытекает из

необходимости систематизации обособленных знаний о данной предметной

области. Однако основными функциями теории являются объяснение и

предсказание. Эти функции не-разрывно связаны друг с другом.

Научная теория представляет собой сложную систему знаний,

компонентами которой являются: исходная эмпирическая база (обобщенные и

систематизированные факты), теоретическая основа (категориальный аппарат

науки, ее законы, аксиомы, постулаты); логические средства, обеспечивающие

правильность выводов и доказательства, основное содержание теории:

положения теории, ее выводы и система аргументации.

Требования, предъявляемые к научной теории:

1) адекватность своему объекту, 2) максимально возможная полнота

описания данной предметной области, 3) внутренняя непротиворечивость -

согласованность с известными и проверенными фактами, для описания и

объяснения которых она выдвинута, согласованность фактов с известными

законами науки, 4) связь всех ее положений и выводов, их логическое

обоснование, 5) принципиальная проверяемость, 6) простота теории, т.е.

способность объяснить все известные факты из од-ного исходного положения.

48.Філософське вчення про істину. Абсолютне та відносне в істині. Критерії

істини.

Істина є правильне відображення суб 'єктом об’єктивної дійсності,

підтверджене практикою. Протилежним їй поняттям є хибна думка. Хибна думка

– це зміст свідомості, який не відповідає реальності, але сприймається як

істинне (цю думку треба спростовувати). Основна проблема теорії істини – як

можна встановити відповідність одержаних знань реальним об'єктам, які

постійно розвиваються. Для вирішення цієї проблеми необхідно розглянути

основні характеристики істини: об'єктивність, абсолютність, відносність,

конкретність і перевірка практикою. Кожна істина, оскільки вона досягається

суб'єктом, є суб'єктивною за формою і об'єктивною за своїм змістом.

Абсолютизація моменту суб'єктивного в наших знаннях веде до

суб'єктивізму, агностицизму. На противагу цим хибним поглядам наукова

філософія виробила поняття об'єктивної істини.

Об'єктивна істина – це такий зміст знань, який не залежить ні від окремої

людини, ні від людства в цілому. Об'єктивність істини ніяк не означає її

незалежність від інтересів і потреб людини. Навпаки, істина завжди була і

залишиться однією з найважливіших гуманістичних цінностей людини.

Визнання об'єктивної істини зумовлює необхідність визнання в тій чи іншій

формі абсолютної істини. Абсолютна істина означає повне, вичерпне знання

про щось. В принципі таке знання можливе, Але оскільки розвивається не

тільки пізнання, а й його об'єкт – навколишній світ, то людство може тільки

наближатися до нього. До абсолютних істин можна віднести достовірно

встановлені факти, дати подій, народження й смерті тощо, але такі істини не

становлять пізнавальної цінності, їх просто називають вічними істинами.

Абсолютна істина – в широкому розумінні – це всеосяжна істина про

реальність в цілому, або реальність окремих її фрагментів. Важливо визнати,

що абсолютна істина існує як момент пізнання. Абсолютна істина складається

із суми відносних істин. Відносна істина вказує на обмеженість правильного

знання про щось. Наприклад, тіла складаються із атомів, вода кипить при

температурі 100°, тощо. У кожній відносній істині є зерно, елемент

абсолютної. Абсолютизація моменту абсолютного в наших знаннях веде до

догматизму, «омертвіння» знань, а абсолютизація відносного – до релятивізму

(лат. – відносний), тобто до агностицизму, фактичної відмови від пізнання.

З аналізу діалектики абсолютної і відносної істини виводиться і наступна

ті фундаментальна характеристика – конкретність.

Конкретність істини – це така її ознака, за якою істинність того чи іншого

твердження залежить від умов, місця та часу, а також тільки в певній

визначеній теоретичній системі, системі відліку тощо. Абстрактна постановка

питання про істинність того чи іншого твердження призводить до

невизначеного рішення. Так, на запитання взагалі: «Корисний чи шкідливий

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты