Шпаргалка по философии (Основные понятия. 4 страницы формата А4)

средой жизни общества явл сфера всего живого - биосфера.

Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его

влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется

переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой

сферу живого и разумного. Экология. - наука, изучающая закономерности

взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддежания

динам равновесия системы “общество-природа”.

Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл

ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-

прир.

Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания,

расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно

обострять в нем чувство ответственности за преобоазующее воздействие на

нее. Здесь находит отражение общефил прнцип: “чем полнее свобода, тем выше

ответственность”.

В настоящее время глобальность эколог проблем. Самое первое и главное

условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное

сосуществование людей друг с другом.

28. Социальная структура общества

В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои, а

также национальные сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними

существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения,

которые и образуют социальную структуру общества.

К основным элементам социальной структуры следует отнести классы, город-

деревня, физический -умственный труд, сословия (соц группы, место которых

в обществе определяется не их положением в системе соц-экономических

отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), соц-

демографические группы -молодежь, муж, женщ, тинейджеры, пенсионеры,

национальные общности - нации, этнические группы.

почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и

группы собственными интересами.

Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе

являются классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в

исторически определенной системе общественного производства, по их

отношению к средствам производства, по их роли общественной организации

труда.

В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы,

которые по своему отношению к собственности не вх. в состав того или иного

класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером

сословной организации является феодальное общество. Соц. структура совр.

общества также помимо основных классов включает и определенные соц. группы,

куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Мобильность - переход

людей из одних соц групп в другие . соц положение может поменяться при

переезде, образовании, дети рабочего могут стать интеллигентами,

интеллигент - предпринимателем, предприниматель - профессиональным

политиком. Проблемы функц соцструктуры и действия разл соц групп напрямую

связаны с проблемами гражданского общества. Гражданское общ - независимая

от государства сфера реализации частных потребностей и интересов на базе

частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Проблемы в

соц структуре российского общества связаны с быстрыми изменениями в

условиях жизни, в правовом пространстве, а соц структура общ не успевает на

это реагировать.

29. Духовная культура общества

Философию можно рассматривать, как элемент духовной культуры.

30. Религия в системе духовной культуры

Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх

естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии.

Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину

мира, а религия предписывает верить ей ( основной признак религии – вера в

сверхестеств.

Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания

такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика)

призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей.

Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы

стремились отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя

из него сомого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем

проверить те или другие предположения, господствующим методом (-ния их

убедительности являлись логика и здравый смысл.

Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч.

опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то

господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись

понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф.

была главной формой понятийного теоретического мышления.

31. Искусство в системе духовной культуры

Искусство – форма общественного сознания.

Включает в себя: проблемы художественной условности, особенности

процесса художественного творчества; особенности проблемы формы и

содержания искусства; морфологию (классификацию) искусства; проблемы

эстетического восприятия.

К проблемам художественного творчества относятся художественные

направления в искусстве, стиль, индивидуальная манера.

Эстетическая деятельность – специфичный вид практически духовной

(создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной

(эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждения)

деятельности.

Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание,

восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеал. Эстетическое сознание

формируется в процессе эстетической деятельности.

Морфология искусства (виды):

1. художественная литература

2. архитектура

3. декоративное искусства

4. живопись

5. графика

6. музыка

7. хореография

8. театр

9. искусство фотографии

10. кино

11. телевидение

12. эстрада

13. цирк.

Функции искусства:

1. Гносеологическая

2. Воспитательная

3. Коммуникативная

32. Мораль в системе духовной культуры

Проблемами морали, нравственности занимается этика. К сфере морали

относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и ценности,

идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение

людей.

Мораль – форма самосознания, посредством которого человек приходит к

постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего

существования.

Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то

одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей

способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере.

Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-

исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире

социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм,

запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.

Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях:

1. регулятивная

2. воспитательная

3. познавательная

4. оценочно-императивная

5. ориентирующая

6. мотивационная

7. коммуникативная

8. прогностическая.

Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные

отношения, моральное сознание.

Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3

типа нравственности:

. первый тип связей – это естественные природные связи,

характерные для начального этапа развития человека

. второй тип связей – связи, отношения личной зависимости,

обусловленные характером общественного устройства.

В наиболее простой и жестокой форме эти отношения проявляются на

начальном этапе развития классового общества, где человек является

собственностью другого человека.

В наиболее ослабленном виде эти отношения присущи более позднему

этапу развития классового общества, для которого характерны социальное

неравенство, поддерживаемое при помощи политико-правовых институтов,

религиозных и нравственных механизмов.

. третий тип связей характерен для общества, в котором процветает

личная независимость и новая форма зависимости – вещная.

33. Цивилизационный подход к периодизации истории

Цивилизация - три трактовки:

1) цивилизация - это синоним культуры, в марксистской философии

употребляется также для обозначения материальной культуры;

2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной

культуры;

3) ступень общественного развития, следующая за варварством

А также понятия, разработанные философами ХХ века:

1) цивилизация - определенная ступень в развитии культуры народов и

регионов

2) ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов

3) конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона -

его "закат"

4) высокий уровень материальной деятельности человека, орудий труда,

технологии, экономических и политических отношений и учреждений .

Однако в современной социальной философии цивилизация - крупномасштабная

социально-культурная общность людей и народов.

Теория цивилизаций имеет множество достоинств, помогая раскрыть механизмы

исторического развития, выявить его пути и особенности.

С помощью цивилизационного подхода можно выделить ряд социально-

культурных различий современных восточной и западной цивилизаций:

1. по характеру связи личности и общества

2. по социально-психологическим установкам человека

3. по характеру развития социокультурной жизни

В истории бывают такие периоды когда роль одного человека в решении каких-

то исторических проблем может быть более значимой, чем роль других

факторов, даже взятых вместе.

Цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен

некоторых недостатков. В нем не учитывается связь между различными

цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.

Этапы в развитии общества и соответственно типы обществ:

1) традиционное общество (докапиталистическое),

2) капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму

индустриального общества, зародившуюся в XVII - XVIII веках в Западной

Европе, а также индустриальное об- щество, начиная с середины XIX века),

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты