средой жизни общества явл сфера всего живого - биосфера.
Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его
влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется
переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой
сферу живого и разумного. Экология. - наука, изучающая закономерности
взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддежания
динам равновесия системы “общество-природа”.
Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл
ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-
прир.
Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания,
расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно
обострять в нем чувство ответственности за преобоазующее воздействие на
нее. Здесь находит отражение общефил прнцип: “чем полнее свобода, тем выше
ответственность”.
В настоящее время глобальность эколог проблем. Самое первое и главное
условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное
сосуществование людей друг с другом.
28. Социальная структура общества
В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои, а
также национальные сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними
существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения,
которые и образуют социальную структуру общества.
К основным элементам социальной структуры следует отнести классы, город-
деревня, физический -умственный труд, сословия (соц группы, место которых
в обществе определяется не их положением в системе соц-экономических
отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), соц-
демографические группы -молодежь, муж, женщ, тинейджеры, пенсионеры,
национальные общности - нации, этнические группы.
почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и
группы собственными интересами.
Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе
являются классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в
исторически определенной системе общественного производства, по их
отношению к средствам производства, по их роли общественной организации
труда.
В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы,
которые по своему отношению к собственности не вх. в состав того или иного
класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером
сословной организации является феодальное общество. Соц. структура совр.
общества также помимо основных классов включает и определенные соц. группы,
куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Мобильность - переход
людей из одних соц групп в другие . соц положение может поменяться при
переезде, образовании, дети рабочего могут стать интеллигентами,
интеллигент - предпринимателем, предприниматель - профессиональным
политиком. Проблемы функц соцструктуры и действия разл соц групп напрямую
связаны с проблемами гражданского общества. Гражданское общ - независимая
от государства сфера реализации частных потребностей и интересов на базе
частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Проблемы в
соц структуре российского общества связаны с быстрыми изменениями в
условиях жизни, в правовом пространстве, а соц структура общ не успевает на
это реагировать.
29. Духовная культура общества
Философию можно рассматривать, как элемент духовной культуры.
30. Религия в системе духовной культуры
Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх
естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии.
Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину
мира, а религия предписывает верить ей ( основной признак религии – вера в
сверхестеств.
Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания
такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика)
призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей.
Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы
стремились отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя
из него сомого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем
проверить те или другие предположения, господствующим методом (-ния их
убедительности являлись логика и здравый смысл.
Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч.
опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то
господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись
понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф.
была главной формой понятийного теоретического мышления.
31. Искусство в системе духовной культуры
Искусство – форма общественного сознания.
Включает в себя: проблемы художественной условности, особенности
процесса художественного творчества; особенности проблемы формы и
содержания искусства; морфологию (классификацию) искусства; проблемы
эстетического восприятия.
К проблемам художественного творчества относятся художественные
направления в искусстве, стиль, индивидуальная манера.
Эстетическая деятельность – специфичный вид практически духовной
(создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной
(эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждения)
деятельности.
Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание,
восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеал. Эстетическое сознание
формируется в процессе эстетической деятельности.
Морфология искусства (виды):
1. художественная литература
2. архитектура
3. декоративное искусства
4. живопись
5. графика
6. музыка
7. хореография
8. театр
9. искусство фотографии
10. кино
11. телевидение
12. эстрада
13. цирк.
Функции искусства:
1. Гносеологическая
2. Воспитательная
3. Коммуникативная
32. Мораль в системе духовной культуры
Проблемами морали, нравственности занимается этика. К сфере морали
относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и ценности,
идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение
людей.
Мораль – форма самосознания, посредством которого человек приходит к
постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего
существования.
Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то
одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей
способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере.
Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-
исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире
социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм,
запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.
Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях:
1. регулятивная
2. воспитательная
3. познавательная
4. оценочно-императивная
5. ориентирующая
6. мотивационная
7. коммуникативная
8. прогностическая.
Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные
отношения, моральное сознание.
Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3
типа нравственности:
. первый тип связей – это естественные природные связи,
характерные для начального этапа развития человека
. второй тип связей – связи, отношения личной зависимости,
обусловленные характером общественного устройства.
В наиболее простой и жестокой форме эти отношения проявляются на
начальном этапе развития классового общества, где человек является
собственностью другого человека.
В наиболее ослабленном виде эти отношения присущи более позднему
этапу развития классового общества, для которого характерны социальное
неравенство, поддерживаемое при помощи политико-правовых институтов,
религиозных и нравственных механизмов.
. третий тип связей характерен для общества, в котором процветает
личная независимость и новая форма зависимости – вещная.
33. Цивилизационный подход к периодизации истории
Цивилизация - три трактовки:
1) цивилизация - это синоним культуры, в марксистской философии
употребляется также для обозначения материальной культуры;
2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной
культуры;
3) ступень общественного развития, следующая за варварством
А также понятия, разработанные философами ХХ века:
1) цивилизация - определенная ступень в развитии культуры народов и
регионов
2) ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов
3) конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона -
его "закат"
4) высокий уровень материальной деятельности человека, орудий труда,
технологии, экономических и политических отношений и учреждений .
Однако в современной социальной философии цивилизация - крупномасштабная
социально-культурная общность людей и народов.
Теория цивилизаций имеет множество достоинств, помогая раскрыть механизмы
исторического развития, выявить его пути и особенности.
С помощью цивилизационного подхода можно выделить ряд социально-
культурных различий современных восточной и западной цивилизаций:
1. по характеру связи личности и общества
2. по социально-психологическим установкам человека
3. по характеру развития социокультурной жизни
В истории бывают такие периоды когда роль одного человека в решении каких-
то исторических проблем может быть более значимой, чем роль других
факторов, даже взятых вместе.
Цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен
некоторых недостатков. В нем не учитывается связь между различными
цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.
Этапы в развитии общества и соответственно типы обществ:
1) традиционное общество (докапиталистическое),
2) капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму
индустриального общества, зародившуюся в XVII - XVIII веках в Западной
Европе, а также индустриальное об- щество, начиная с середины XIX века),
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9