Шпаргалка по философии

государство. Государство он характеризует как высшее развитие

объективного нравственного духа и подлинную основу экономических

отношений.

Искусство, религия и философия, по учению Гегеля. - высшие формы

самосознания “абсолютного духа”: в них завершается всемирная история и

мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Философию

Гегель рассматривал как наиболее глубокое выражение истины,

противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако и религия, по мнению

Гегеля, содержит абсолютную истину, но лишь в форме чувственного, так

сказать наивного, образного представления. Поэтому, хотя философия. по

Гегелю. выше религии, содержание философии в конечном счете совпадает с

содержанием религиозного учения, поскольку и там и тут предметом

познания оказывается “абсолютная идея”, выражающая в системе Гегеля и Бога

и мир в целом.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания,

дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и

сформулировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных

изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и

закон отрицания отрицания. СМ Б 14_2, 15_2,16_2

24.2 Гносеология: знание и познание. Субъекты и объекты познания.

Теоретические познания или гносеология - раздел философии, изучающий

взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности,

отношение знания к действительности, возможности познания мира человека.

Теоретическое познание как философская дисциплина анализирует всеобщее

основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как

знание, выражающее реально, истинное положение вещей.

В античности центральной в теоретическом познании выступала проблема

отношения мнения и знания, истины и заблуждения. Знание понималось в

единстве с его предметом. Исходя из того, что знание есть своеобразная

копия предмета, античная философия преимущественно изучала процесс,

посредством которого предмет переводится в состояние знания.

Тезис о единстве знания и предмета специфически сочетался с

непониманием активности субъекта в процессе познания:

- истинный объект может быть только “дан” познающему;

- все продукты его субъективной познавательной деятельности - лишь

неистинное мнение.

Крупный шаг в развитии теоретического познания был сделан европейской

философией 17-18 в., главными для которой стали проблемы связи “Я” и

внешнего мира. В этот период проблематика теоретического познания занимала

центральное место в философии.

Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания, которое было

бы исходным пунктом и вместе с тем предельным основанием всей остальной

совокупности знаний, позволяющим дать оценку этих знаний по степени их

ценности.

В немецкой классической философии проблемы теоретического познания

связывались с исследованием исторического развития форм практической и

познавательной деятельности. В философской системе Канта впервые

предпринималась попытка построить такое теоретическое познание, которая

была бы совершенно независима от всяких допущений о реальности - как

онтологических ( раздел философии, изучающий фундаментальные причины бытия,

наиболее общие сущности и категории сущего), так и психологических. Кант

постулировал зависимость реальности от самого познания: объект, по Канту,

существует как таковой лишь в формах деятельности субъекта.

После Канта немецкая классическая философия стремилась преодолеть

разрыв гносеологической и онтологической проблематики. Наиболее полно в

домарксистской философии эта задача решалась Гегелем. Утверждая

диалектическую взаимозависимость субъекта и объекта, Гегель показал

несостоятельность их метафизического противопоставления. По Гегелю субъект

и объект по существу тождественны друг другу, т. к. в основе

действительности лежит саморазвитие абсолютного духа, который является

абсолютным субъектом, имеющим в качестве объекта самого себя. Отвергая все

формы гносеологического идеализма, марксистско-ленинская философия

теоретического познания исходит из последовательно материалистического

решения основного вопроса философии, т.е. рассматривает познаваемый

материальный мир, объект реальность как существующую вне и независимо от

сознания. Опалектический материализм исходит из положения о том, что мир

познаваем, и решительно отвергает утверждение о его непознаваемости, т.е.

агностицизм. Будучи последовательно материалистической, марксистско-

ленинской теоретическое познание не есть, однако, простое продолжение

сложившейся в домарксистской философии материалистической линии в решении

проблем гносеологии. Основная особенность диалектико-материалистического

теоретического познания определяется тем, что ее развитие осуществляется на

основе материалистически истолковываемого тезиса о единстве диалектики,

логики и теоретического познания. “Диалектика и есть теория познания

(Гегеля) марксизма...” (Ленин.).

Диалектический материализм не только снимает противопоставление

теоретического познания и онтологии, но и кладет конец характерному для

немарксистской философии отрыву проблем теоретического познания от проблем

социального бытия. Сущность и природа познания носят социальный характер,

и, следовательно, не могут быть поняты в изоляции от предметно-практической

деятельности. Поэтому субъект познания производит от субъекта практики:

познающий субъект - это не изолированный от других людей индивид, а

человек, включенный в социальную жизнь, использующий общественно

выработанные формы познавательной деятельности как материальные ( орудия

труда, инструменты, приборы и т.д.), так и идеальные (язык и т.д.).

Исходные знания о мире даны человеку в чувственном познании - ощущениях,

восприятиях, представлениях. В качестве исходной основы познавательного

процесса выступает чувственный опыт. Общая схема процесса познания выражена

в положении Ленина: “От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него

к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объектной

реальности”.

Познавательный процесс рассматривается в марксистско-ленинском

теоретическом познании не только в форме, в какой он осуществляется в

голове индивида, но и главным образом в форме соц. - исторического процесса

развития знания. Н.Л.Т.П. признает конкретно-исторический характер

оснований знания, рассматривает изменение логической структуры систем

знания в процессе развития человеческого познания.

Существуют 2 модели познания:

I) Традиционная для метафизического материализма:

- у

Фейербаха (пассивная модель)

Субъект познания - общественный, социально развитый элемент.

Объект познания формируется субъектом. Отношения между субъектом и

объектом является познавательским и объектом познания является практика.

II) Ныне существующая модель:

- у Маркса

(активная модель).

Cубъектом познания выступает не субъект отдельный, а общество.

Субъект познания - это человек в обществе и общество в человеке.

Познать - значит сотворить новый мир.

Как писал В.И. Ленин “Человек не только отражает мир, но и творит

его”. Человек своими действиями изменяет мир.

Рассмотрим характер образа:

объект: субъект:

1) Источник (предмет внеш- 1) Форма (бытия, сущ-я образа)

него мира)

2) Содержание.

Что такое практика и какова ее роль в познании?

Познавательная деятельность духовная, но она возникает на базе

определенной предметной деятельности. Практика носит общественный характер.

Надо различать познавательное и практическое, хотя познавательное

возрастает на основе практики.

“Если у общества возникает техническая потребность, то она продвигает

знание значительно дальше, чем десятки универсалов ” (Маркс).

Практика сюда не входит, она является первичным элементом к обеим

составляющим.

Ощущение - это непосредственное реагирование;

Восприятие - целостный образ предмета (возникает на базе

ощущений);

Представление - образ предмета, который не действует на нас, а

подействовал

на нас когда-то, и мы можем представить

этот образ.

Понятие - образ отражающий сущность предмета.

Умозаключение- образ отражающий как сущность так и отдельные явления.

Суждение - последовательность умозаключений результатом

которой является

выделение субьектом себя по отношению к

обьекту .

24.3. Основные эстетические категории: прекрасное и безобразное,

возвышенное и низменное. Трагическое и комическое.

Эстетика - наука, изучающая всю область эстетического отношения

человека к миру, все стороны освоения человеком мира по законам красоты.

Эстетика зародилась около 2.5 т. лет назад, в эпоху рабовладельческого

общества - в Египте, Индии, Китае. Большое развитие получила в античной

Греции и в Древнем Риме.

История эстетики в собственном смысле началась с формированием научно-

теоретической мысли. На первом этапе своего развития, который продлился в

Европе до середины 18 в., эстетика не была еще самостоятельной научной

дисциплиной и не имела собственного названия. В античности, например,

эстетическая проблематика разрабатывалась, с одной стороны, в философских

сочинениях (Сократом, Платоном, Аристотелем), а с другой - в трактовках,

посвященных теории разных видов искусства (в трактатах Георгия, Горация).

Многие идеи античных мыслителей получили основополагающее значение для

всего последующего развития европейской эстетической мысли.

Христианская эстетика средневековья обосновывала спиритуалистические

(рассматривает дух в качестве первоосновы деятельности, существующего вне

материи и независимо от нее) понимание эстетических явлений и трактовала

структуру искусства в символическом духе (Августин, Аквинский). Только в

эпоху возрождения эстетическая мысль освободилась из теологического плена и

стала светской, гуманистической.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты