Шпаргалка по философии
Рене Декарт.
Рационализм отрицает опытное происхождение достоверного знания. Оно может
быть получено только благодаря уму и понятиям, присущим уму от рождения
(вроджд. идеи Декарта).
Рэне Декарт (1596-1650)- из франц. дворян. Преследование со стороны религ.
деятелей. "Правила для руководства разумом" - изложил методологию научного
познания. "Рассуждения о методах", "Метафизические размышления", "Начала
философии". Разработал классическую геометрию, теорию света, гипотезу об
условном рефлексе. Относительность движения и покоя, з-н сохр. к-ва
движения при ударе двух тел. Задача знания - господство над силами природы,
усоверш. природы ч., Создание новых техн. ср-в. Развивал теорию о врожд.
идеях (бог, дух, телесная субстанция) - идеалист. Но в общем оказал влияние
нга матер. методы. Говорит о тесной связи фил. и естествознания. Эта связь
привела его к дуализму. Дуализм: мир состоит из мыслящей и телесной
субстанций, равновесие между ними поддерживает Бог. Он их сотворил, он
вечен, всемогущ, источник блага и истины. Мыслящей субстанцией занимается
философия, телесной - естествознание. Гносеология: рационалист: т.к. для
философии выше мышление, все чувственное должно подчиняться разуму.-
сомневайся во всем: 1.Не принимать никогда любую вещь за истину
(сомнения).2.Каждый из вопросов исследования надо разделить на части
(расчленение).3.Все идеи располагать в последовательности
(последовательности).4.Совершать полные расчеты и обзоры (полнота).Декарту
неприемлима чувственная очевидность как основа познания.
Джона Локка. Сенсуализм
(1632-1704) Из чиновников. Учился в Оксфорде. Гонения со стороны
королевской власти, эмиграция. Сенсуалист - признает чувственное познание.
Материалист: существует мир материальных обьектов в движении, в
пространстве, во времени. Сознание - продукт материи. Учение о двух классах
качества всех материальных тел: - первичные, не зависят от человека
(пространство, масса, движение); - вторичные, те что даны нам в ощущение,
может они и ложны (цвет, форма, тяжесть, вкус, звук, ...); Гносеология.
"Опыт чел. разума". Отвергает учен. Декарта о врожденных идеях. Идеи
возникают в следствие действия внешних вещей на органы чувств или в
следствие внимания направленного на состояние и деятельность души.
Продолжил эмпиризм Бэкона. Все знания из опыта, а опыт складывается из
ощущений. Познание Знание: 1-беспорное - продукт мышления; 2-
правдоподобное, на основе непоср. внешнего опыта. Чтобы начать исследов.
разнообр. проблем, необх. сначала изучить способности нашего собственного
познания. т.е. что оно может достичь, каковы его границы, каким образом оно
получает знания о внешнем мире. Происхождение и характер познавательной
деятельности: 1.Нет врожденных идей, все знание рождается в опыте. 2.Душа
при рождении - чистая бумага. 3.Нет ничего в интелекте, чего бы не было
прежде в чувственном познании. Чтобы стать знанием материалы идей должны
быть переработаны деятельностью рассудка сост. в сравнениии, сочетании и
отвлечений. Об-во: за очень ограниченную конституционную монархию. Тезис:
состояние равенсттва, в котором вся власть и правомощность взаимны - это
действует естественное право чел., тогда можно исключить войны. Этика:
сторонник утилитаризма (учение о полезности) - добро то, что дает
удовольствие, увеличивает его.
Учение Локка направл. против рационализма Декарта и системы Лейбница.
Платон об "идеях", П.(427-347) из Афин. Ученик Сократа. "Академия" в
Афинах. После смерти Сократа много путешествовал (12лет). Критикует
Демокрита. Центральное учение - учение об "идеях". Материальный мир (
кажущееся бытие), который нас окружает и который мы познаем своими
чувствами является лишь "тенью" и произведен от мира идей (истинное бытие),
т.е. матер. мир вторичен. Все явления материального мира преходящи,
возникают, гибнут и изменяются, идеи являются неизменными и вечными.
Поэтому идеи - единственный предмет подлинного истинного познания.
Чувственно воспринимаемые предметы - подобие, тень, в кот. отражены идеи.
Основоположник объективного идеализма. Онтология: Чувственному миру как
кажущемуся и нереальному противопоставляет идеальный мир как реальный и
действительный. Виды сущего (самостоятельны и вечны):
- идеи (существует конечное число идей по числу существенно-сходных вещей и
явлений. Идеи можно систематизировать: идея кошки и идея собаки входят в
идею 4-ногих. Идеи дают общую, всегда пребывающую сущность вещей, это
форма, структура, эталон для вещей);
- материя (некоторый вид бесформеный, незримый, неуловимый. Она способна
принимать различные формы.
- -всякая вещь есть воплощение соотв. идеи в материю.
Материя - это нечто промежуточное между идеей и вещью) но идея и материя
безжизнены Тело космоса творится из материи. К моменту творения материя
уже существует в виде воды, воздуха, огня и земли. Тело космоса
шарообразно, в центре есть ось на которой покоится земля -геоцентрист.
Космос вращается вокруг Земли. Душа творится раньше тела. Своей
тождественной частью мировая душа постигает идею, иной частью материю, а
смесь тождественного и иного -вещь. Время (движущееся подобно вечности)
родилось из разума и мысли бога. Земля - старейший и почтеннейший из богов,
рожденных внутри неба - некая космическая религия. Развитие мира
определяется вечным конфликтом бытия и небытия.
Аристотель
Аристотель (384-322) город Стаина на северо-западном побережье Эгейского
моря. Из семьи придворного врача. Был слушателем "Академии" Платона до
смерти основателя в теч. 20 лет. "Платон мне друг, но истина дороже.
Критиковал платонизм: сущность вещей в самих вещах, а не в идеях.
Странствует. В 50 лет возвращается в Афины. Открывает фил. школу ликей
(рядом с храмом Аполлона Ликейского). Стал учителем А.Македонского. После
смерти АЛ-дра обвинен в богохульстве. Покидает Афины. Создатель самой
обширной науч. системы из существ. в античности. Создал вместе со своими
учениками новое научн. напр., систематизир. науку, определил предмет и
методы отдельных наук."О философии", "Диалог о счастье", "О
небе","Политика", "Экономика", "Поэтика", "Риторика", "Метафизика". .фил
наиболее божественная наука в 2 смыслах: 1.Владеть ею пристало скорее богу,
чем человеку. 2.Ее предметом являются божественные предметы. Поэтому А.
называет свою фил. теологией, учением о боге. Дал определение понятиям
сущего и сущности. Сейчас: Сущее- то, что существует, что можно наблюдать.
Сущность- то, что нельзя ощутить, а только понять как внутр. связи (Солн.
затм. - сущее, понимание его - сущность). Основа любого бытия - проматерия,
перводвиг. всего - бог. Материя то, из чего вещь возникла. Вещь существует
независимо от идеи, материя первична. Материя - сама по себе не
обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по
количеству, ни как обладающее каким-либо иным св-вом сущего. Такая материя
включает и проматерию из провеществ (вода, воздух, земля, огонь).
Познание: 1-чувств -овладение единичным 2-рацион-овлад. общим. Путь
познания; ощущ.->предст.-> опыт-> искусство->наука
Об об-ве и гос-ве: "политика". Человек - обществ. сущ-во. Рабовладение -
естественное состояние организации общества. С рождением каждому определено
быть или рвабом или рабовладельцем.
Общество свободных людей. 1. Очень богаты -
противоественный способ приобретения богатства - плохо. 2.Средний класс 3.
Крайне бедные. Формы гос-ва: хорошие (монархия, аристокр.), плохие
(тирания, олигаргия, демокр.) Задача- предотвращение чрезмерного накопления
богатства.
Фома Аквинский - идеолог христианской теологии. (1226-1274)Ученик Альберта.
За мягкость х-ра получил прозвище доктор ангелиус. Трактат "Сумма
теологии". "Сумма против язычников". Задача - осмыслить то знание, что уже
было накоплено. Его инвересовала теология и фил-я. Проблема - как
совместить веру и знание? До какого уровня можно рационализировать
теологию? Но познание не может охватить все.Истины фил-и - умопостигаемы,
истины теологии - познаются через откровения (через веру). Пришел к выводу,
что и теология и реигия имеют право на сущ-ние, но теология выше. Знание
помогает понять замысел творца. Наука находится в услужении теологии. Ф-я и
религия имеют ряд общих положений: разум и вера. Единство материи и формы.
Сущность и сущ-ние совпадают, но только в Боге; во всех предметах природы
только сущ-ние. Доказывает существование бога. Бог должен сущ-ть потому
что: 1) В мире должен быть первоисточник; 2) перводвигатель. Познание-
единство чувственного и рационального. Человек имеет право на познание.
Родившийся человек ничего не знает. Альберта интер. мир природы, Фому -
нравственный мир, об-во (против соц. рав-ва, сословия - вечные) Идеальная
форма гос-ва - монархия Монарх в царстве как душа в теле.
Дж. Бруно. Пантеизм
Пантеизм (греч.) - всебожие. Пантеизм - фил. учение, max сближающее понятия
бог и природа. Две формы: -натуралистич. (стоики, Бруно) - одухотворение
природы, наделение бож. св-ми, растворение бога в природе -мистический
(Кузанский) -растворяет природу в боге. ДЖ. БРУНО(1567-1600) - род. под
Неаполем в семье бедного дворянина. Критика католиц. вынуждала его
путешествовать по Европе, т.к. за "Вселенная едина, бесконечна, не
рождается и не уничтожается, не может уменьшаться и увеличиваться, т.к. она
беспредельна. Вселенная несотворима, существует вечно, не может исчезнуть,
в ней происходит изменение и движение". Материя то, что содержит в себе все
формы. Она является источником действительности. Это вещь, из которой
происх. все естеств. вещи. Ей присуща возможность жизни и сознания. Природа
явл. одушевл., следовательно Б в ней нет места (отвергает идею Б, но не Б
вообще, Б наблюдает из вне и придает ей движение). Движение, прос-во и
время - св-во материи. Допускает существование неоткрытых планет. Мысль о
сущ-нии жизни за пределами Земли. Полит. взгляд близок к бурж. интеллег.:
преодаление феод. раздробленности, укреплене абсолютизма. Учение о монаде -
частице. Его трагедия закл. в том, что он переступил некую запрет-ую черту.
Истинная его вина - в том, что он отнял у чел-ка Землю, сделал ее обычным
простым телом, находящимся во Вселен-ой.
Н.Кузанского. Пантеизм
Пантеизм (греч.) - всебожие. Пантеизм - фил. учение, max сближающее понятия
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8