государств на возвращение былой гегемонии в мире, их стратегию „социального
реванша" в совр. условиях. процессом является ограничение.
О
ОБРАЗ ЖИЗНИ - философско-со-циологическая категория, охватывающая
совокупность типичных видов (спосо-бов) жизнедеятельности индивида,
социальной группы, в т. ч. класса и нации, об-ва в целом, к-рая берется в
единстве с усло-виями жизни, определяющими ее.
ОБЩЕСТВО - совокупность исторически сложившихся форм совместной
деятельности людей. В более узком смысле слова О. может рассматриваться как
конкретное О. в единстве его общих, особенных и единичных признаков (напр.,
первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалисти-
ческое) и как отдельный регион, страна.
ОТРИЦАНИЕ. 1. В материалистической диалектике О. рассматривается как
необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей
(Отрицания отрицания закон) . 2. Логическая операция, с помощью к-рой из
данного высказывания порождается новое высказывание (наз. отрицанием
исходного), такое, что если исходное высказывание было истинно, то его О.
ложно, а если оно было ложно, то его О. истинно.
ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН - один из осн. законов диалектики. Впервые
сформулирован в идеалистической системе Гегеля. О. о. з. выражает
преемственность, спирале-видность развития, связь нового со старым, своего
рода повто-ряемость на высшей стадии развития нек-рых свойств ряда низших
стадий, обосновывает прогрессивный характер развития.
П
ПАНТЕИЗМ (греч. pan - все и theos — бог) — философское учение,
максимально сближающее понятия „бог" и „природа" с тенденцией к их
отождествлению. П. существовал в двух формах: натуралистический П. (стоики,
Бруно, отчасти Спиноза) одухотворяет природу, наделяя ее божественными
свойствами, и как бы растворяет бога в природе (бесконечный разум, мировая
душа и т. п.);
мистический П.
ПАРАДИГМА (греч. paradeigma -пример, образец) — совокупность
теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное
научное исследование, к-рая воплощается в научной практике на данном этапе.
П, является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для
решения исследовательских задач.
ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus -положительный) - направление философии,
объявляющее единственным источником истинного, действительного знания
конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность
философского исследования.
ПОЗНАНИЕ - общественно-исторический процесс творческой деятельности
людей, формирующий их знания, на основе к-рых возникают цели и мотивы
человеческих действий.
ПРАВОСЛАВИЕ (греч. orthodoxia) -разновидность христианства,
распространенная гл. обр. в странах Вост. Европы, Ближнего Востока и на
Балканах. П. окончательно выделилось в самостоятельное направление в 11 в.
в результате различных путей развития феодализма на западе и на востоке
Европы.
ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma - дело, действие) - широко распространенное
субъективно-идеалистическое течение в совр. философии. В центре философии
П. находится т. наз. „принцип прагматизма".
ПСИХОАНАЛИЗ - общая теория и метод лечения нервных и психических
заболеваний, предложенные 3. Фрейдом, одна из теоретических основ
фрейдизма.
ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche - душа и logos - учение, слово) - наука о
законах порождения и функционирования психического отражения объективной
реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. П.
зародилась в глубокой древности и долгое время развивалась в недрах
философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля, давшего первую
систему понятий П. В новое время Декарт открывает рефлекторную природу
поведения.
Р
РЕЛИГИЯ (лат. religio — благочестие, святость) - специфическая форма
общественного сознания, отличительным признаком к-рой является
фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних
сил, при к-ром земные силы принимают вид неземных.
С
СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos -рассматривающий, исследующий, критикующий)
— философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания
объективной действительности. Последовательный С. смыкается с агностицизмом
и нигилизмом. С. получает наибольшее распространение в те периоды развития
об-ва, когда старые общественные идеалы уже расшатаны, а новые еще не
укрепились.
СУЩНОСТЬ - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие
от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех
или иных обстоятельств. Понятие „С." очень важно для всякой философской
системы, для различения этих систем с т. зр. решения вопроса о том, как С.
относится к бытию и как С. вещей относится к сознанию, мышлению. Для
объективного идеализма бытие, реальность и существование находятся в
зависимости от С. вещей, к-рая трактуется как нечто независимое,
непреложное и абсолютное. В этом случае С. вещей образуют особую идеальную
действительность, к-рая порождает все вещи и ими управляет (Платон,
Гегель).
СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ - философские категории, отражающие всеобщие
необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. С. - совокупность
глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих осн. черты и
тенденции развития материальной системы. Я. — конкретные события, свойства
или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие
форму проявления и обнаружения нек-рой С. Категории С. и я. всегда
неразрывно связаны между собой. В мире нет такой С., к-рая не
обнаруживалась бы вовне и была непознаваемой, как нет и Я„ к-рое не
заключало бы в себе никакой информации о С.
Т
ТЕИЗМ (греч. theos - бог) - религиозно-философское учение, к-рое
признает существование личного бога как сверхъестественного существа,
обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все
материальные и духовные процессы. Происходящее в мире Т. рассматривает как
осуществление божественного промысла.
ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - бог и logos - учение, слово), или богословие —
систематизация вероучения данной религии. Христианская Т., базирующаяся на
Библии, постановлениях первых вселенских соборов и учениях „отцов церкви"
(на „священном писании" и „священном предании"), делится на осн.
богословие (фундаментальная теология, апологетика), догматическое
богословие, нравственное богословие, учение о церкви и т. д. Т. присущи
крайний догматизм, авторитарность и схоластичность. С Т, смыкается
религиозная философия, пытающаяся доказать совместимость Т. с наукой. Т.
неоднократно подвергалась критике со стороны прогрессивных мыслителей всех
времен.
У
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - рассуждение, в ходе к-рого из одного или нескольких
суждений, наз. посылками У., выводится новое суждение (наз. заключением или
следствием), логически вытекающее из посылок. Переход от посылок к
заключению всегда совершается по к.-л. правилу логики (правилу вывода).
Выделение в У. посылок и заключения и установление его структуры составляют
его логический анализ. У., совершающиеся по одним и тем же правилам вывода
и законам логики, являются У. одной и той же логической формы. Т. обр.,
анализ У. служит для выявления их логических форм. У. есть форма мышления,
в к-рой (наряду с понятием, суждением и др. формами мышления и способами
рассуждения) протекает познание внешнего мира на ступени абстрактного
мышления.
УМОЗРЕНИЕ - способ теоретического постижения истины, основанный на
отвлеченных логических построениях, не связанных зачастую с научно
установленными фактами наблюдения и эксперимента. Поэтому У. может
приобретать ненаучный характер. Умозрительный характер носили
первоначальные философские построения мн. древ-негреч. мыслителей, теории
средневековых схоластов, натурфилософские теории философов 18—19 вв., в
частности Шеллинга и Гегеля, а также некоторых естествоиспытателей. С
прогрессом научного знания умозрительные воззрения постепенно заменяются
научными. Иногда У. трактуется как специфика философского познания.
Ф
ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю и sophia — мудрость) — наука о всеобщих
закономерностях, к-рым подчинены как бытие (т. е. природа и об-во), так и
мышление человека, процесс познания. Ф. является одной из форм
общественного сознания, определяется в конечном счете экономическими
отношениями об-ва. Основным вопросом философии как особой науки является
проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская
система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы,
даже если „осн. вопрос" в ней прямо и не формулируется. Термин „Ф." впервые
встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон.
Ф. возникла в рабовладельческом об-ве как наука, объединяющая всю
совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было
вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах
человеческой истории. В ходе развития общественно-производственной практики
и накопления научных знаний происходил процесс „отпочкования" отдельных
наук от Ф. и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Ф. как
наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир,
исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально
обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории
познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию
выдвигается в Ф. на первый план, т. к. то или иное его решение лежит в
основе всей Ф., в основе метода и логики познания. С этим связана и
поляризация Ф. на два противоположных направления - на материализм и
идеализм; промежуточное положение между ними занимает дуализм. Борьба
материализма и идеализма проходит осн. нитью через всю историю Ф.,
составляет одну из ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием об-
ва, с экономическими, политическими и идеологическими интересами классов.
Уточнение специфической проблематики философской науки привело в ходе ее
развития к вычленению в самой Ф. различных сторон в качестве более или
менее самостоятельных, а иногда и резко различных разделов. К ним
относятся: онтология, гносеология (теория познания), логика, этика,
эстетика, психология, социология и история Ф.
Х
ХРИСТИАНСТВО - одна из трех т. наз. мировых религий (наряду с буддизмом я
исламом). Возникло в 1 в. в вост. провинциях Римской империи, отразив
надежды и чаяния задавленных тяжким гнетом людей, отчаявшихся изменить свою
участь собственными силами и уверовавших в избавление от страданий с
помощью мессии, или „божественного спасителя". X. было порождено
настроениями безысходности, особенно остро проявившимися у масс после
подавления восстаний рабов, выступлений бедноты и покоренных народов против
римского владычества и эксплуататорских классов. Вероучение X. сложилось на
основе идей ряда мессианских сект, заимствовав нек-рые элементы греко-
римской и вост. религий, а также под влиянием античных философов Фило-на
Александрийского и Сенеки. Центральное место в X. занимает вера в
искупительную жертву „сына божьего" Иисуса Христа, к-рый был казнен
наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем якобы воскрес из мертвых и
вознесся на небо, открыв тем самым возможность воскрешения своих
последователей. Приверженцы X. верят в грядущее второе пришествие Христа на
землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать вечное блаженство
праведникам, а грешников обречь на адские мучения. Перенося вопрос о
достижении счастья праведниками в потусторонний мир, объявляя терпеливое
перенесение тягот жизни непременным условием грядущего блаженства, X.
добивалось смирения и покорности масс, их примирения с несправедливым
социальным строем. На протяжении всей своей истории X. развивалось в
обстановке внутренних противоречий, обусловленных неоднородностью его
классового состава, различными классовыми интересами его приверженцев. Эти
противоречия приводили к расколам в его рядах, к образованию различных
течений и направлений. В 1054 г. в нем выделились два крупных направления:
зап. (католицизм) и вост. (православие). В 16 в. в результате Реформации,
мощного антифеодального и антикатолического движения в Европе, возникла
третья разновидность X. - протестантизм. В свою очередь эти направления
распадаются на более мелкие течения, расходящиеся между собой в
интерпретации отдельных теологических и культовых вопросов, но сохраняющие
незыблемыми осн. принципы X. В настоящее время X. — наиболее
распространенная религия на земном шаре. Она представлена множеством
церквей и сект, специфика деятельности и политическая ориентация к-рых
обусловлены конкретными социальными условиями их существования.
Э
ЭКЛЕКТИКА (греч. ekiego - выбираю) - смешение различных, зачастую
противоположных т. зр., философских взглядов, теоретических посылок,
политических оценок и т. п. Так, напр., эклектичны многочисленные попытки
соединить материализм и идеализм и т.п.
Я
„Я" (в философии) — духовный центр человеческой личности,
индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным
„я" обладает человек, самостоятельно контролирующий свои поступки и
способный к всесторонней инициативе. Идеалистические концепции в истории
философии, толкуя „я" в качестве идеального начала, не усматривали
конкретно-исторического, деятельного основания человеческого „я". Часто эта
проблема ставилась в них как проблема исходного пункта построения
философских систем. По Декарту, „я обнаруживает себя как то, что
принадлежит к мыслящей субстанции, как интуитивное начало рационального
познания и этим утверждает свою самостоятельность. Т. зр. изолированного
индивида и созерцательность в пределах идеализма приводили к солипсизму, в
пределах метафизического материализма — к низведению человека до уровня
пассивного объекта, к-рый подчиняется внешнему ходу истории.
Литература
1. Кувакин В.А. Религиозная философия в России ( начало ХХ века ),
М. «Мысль»,1980.
2. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М. «Знание», 1988.
3. А.Г.Спиркин. Философия. М. «Гардарика», 1998г. – 816с.
4. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М. «Мысль», 1983г. – 206с.
5. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М. «Прогресс», 1990г.
– 512с.
6. Сто русских философов. Библиографический словарь. Сост. и ред.
А.Д. Сухов, М., «Мирта», 1995 г. – 320 с.
7. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова, М., Политиздат, 1986.
– 590с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10