Познание как предмет философского анализа

Познание как предмет философского анализа

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

РЕФЕРАТ

на тему:

Познание как предмет философского анализа

Исполнитель: Аспирант КГТУ

Каф. ПДМ

Казань 1999

Введение

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс

овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой

активности разума, составляющего великую гордость человечества. За

тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания

от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему

проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое

множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого

человека, одна другую сменяли картины мира. Развивающееся знание шло рука

об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного

творчества. Наш разум постигает законы мира не ради простой

любознательности (хотя любознательность одна из движущих сил человеческой

жизнедеятельности), но ради практического преобразования и природы и

человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире.

Знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде

социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от

народу к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Познание, таким образом, носит социально детерминированный характер.

Только через призму усвоенной культуры мы получаем знания о реальности.

Прежде чем продолжать дело предшествующих поколений, необходимо освоить уже

накопленное человечеством знание, постоянно соотнося с ним свою

познавательную деятельность, - это категорический императив развивающегося

знания.

Задумываться над тем, что такое познание, каковы пути

приобретения знания, человек стал уже в глубокой древности, когда он

осознал себя как нечто, противостоящее природе, как деятеля в природе. Со

временем сознательная постановка этого вопроса и попытка решить его

приобрели относительно стройную форму, тогда и сложилось знание о самом

знании. Все философы, как правило, так или иначе, анализировали проблемы

теории познания.

Познание как предмет философского анализа

Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к

своему бытию. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека,

который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные

закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный прежде всего

общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания,

его постоянное углубление, расширение и совершенствование. На такое

взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое

знание о мире.

Термин «знание» обычно употребляется в трех основных смыслах: 1.

способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-

либо сделать, осуществить; 2) любая познавательно значимая (в частности,

адекватная) информация; 3) особая познавательная единица, гносеологическая

форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во

взаимосвязи со «своим другом»- с практическим отношением. Второй и третий

аспекты - и есть предмет рассмотрения гносеологии, теории познания.

Вопрос о том, может ли объективная реальность быть данной в сознании

человека - а если может, то каким именно образом - давно интересовал людей.

Подавляющее большинство философов и ученых утвердительно решают вопрос о

том, позваниваем ли Мир. Однако существует такое учение, как агностицизм

(от греческого agnostos - непознаваемый), представители которого отрицают

(полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного

мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. В

истории философии наиболее известными агностиками были английский философ

Юм и немецкий философ Кант, согласно которому предметы, хотя и существуют

объективно, по представляют собой непознаваемые «вещи-в-себе».

При характеристике агностицизма следует иметь в виду следующее. Во-

первых, нельзя представлять его как концепцию, отрицающую сам факт

существования познания, который (факт) агностицизм и не опровергает. Речь

ведется не о познании, а о выяснении его возможностей и о том, что оно

собой представляет в отношении к реальной действительности. Во-вторых,

элементы агностицизма можно обнаружить в самых различных философских

системах. Поэтому, в частности, неверно отождествлять всякий идеализм с

агностицизмом. Так, немецкий философ Гегель, будучи объективным идеалистом,

критиковал агностицизм, признавал познаваемость мира, разработал

диалектическую теорию познания, указывая на активность субъекта в этом

процессе. Однако он толковал познание как развитие, самопознание мирового

духа, абсолютной идеи.

В-третьих, живучесть агностицизма объясняется тем, что он смог уловить

некоторые реальные трудности и сложные проблеем процесса познания, которые

и по сей день не получили окончательного решения. Это, в частности,

неисчерпаемость, границы познания, невозможность полного постижения вечно

изменяющегося бытия, его субъективное преломление в органах чувств и

мышления человека - ограниченных по своим возможностям и т.п. Между тем

самое решительное опровержение агностицизма содержится в чувственно-

предметной деятельности людей. Если они, познавая те или иные явления,

преднамеренно их воспроизводят, то «непознаваемой вещи-в-себе» не остается

места.

В отличие от агностиков, сторонники скептицизма не отрицают познаваемость

мира, но либо сомневаются в возможности' ого познания, либо не сомневаясь в

этом, останавливаются на отрицательном результате (скептицизм как «паралич

истины»). А именно понимают процесс познания как «зряшное отрицание», а не

как диалектическое (с удержанием положительного). Такой подход неизменно

приводит к субъективизму, хотя скептицизм (особенно «мыслящий») в

определенном смысле способствует преодолению заблуждений в достижении

истины.

Зарождение гносеологической проблематики в античной философии. Познание и

его изучение не есть нечто неизменное, раз навсегда данное, а представляет

собой «нечто диалектическое», развивающееся по определенным законам. Они

имеют длительную историю, истоки которой уходят в древнюю философию. На

каждом из этапов своего развития знание есть резюме истории познания,

квинтэссенция всех форм человеческой деятельности, в том числе и, прежде

всего - чувственно-предметной (практики).

В античной, особенно в древнегреческой философии (VI в до н. э.- II в. н.

э.), были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и мнения,

истины и заблуждения, о совпадении знания и предмета, о диалектике как

методе познания и др. Так, Гераклит высказал идею о том, что все течет, все

изменяется и все переходит в свою противоположность. Но все течет не как

попало, а повинуясь законам «единого мудрого», которые присущи и бытию и

познанию.

Чтобы постигнуть природу каждого отдельного предмета, нужно уметь

приложить общий закон. Поэтому много - учености, которая «уму ненаучает»,

Гераклит предпочитает «единое знание всего». Исходя из того, что мышление

присуще всем, что всем людям дано познавать самих себя и размышлять, он

считает, что человеческий, субъективный логос (т. е. познание) имеет все

возможности быть в согласии с объективным логосом.

Зенон Элейскнй пытался выразить реальное движение в логике понятий, в

связи с чем подверг скрупулезному анализу противоречия (апории),

возникающие при попытке мыслить движение. Знаменитые апории Зенона

(«Дихотомия», «Ахилл», «Стрела» и «Стадий») не утратили своего значения я

для современной науки, развитие которой связано с разрешением многообразных

противоречий, возникающих при отображении в познании объективного процесса

движения.

Заметными фигурами в истории гносеологической и диалектической мысли были

античные софисты - Протагор, Горши и др. Они привели в бурное движение

человеческую мысль с ее вечными противоречиями, неустанным исканием истины

в атмосфере острых и бескомпромиссных споров и стремлением найти тонкие

ходы мысли. Античная софистика при всей своей неоднозначности,

субъективизме и «игре слов» имела целый ряд рациональных моментов. К их

числу можно отнести: сознательное исследование мышления самого по себе;

понимание его силы, противоречий и типичных ошибок; стремление развить

гибкость, подвижность мышления, придать ему диалектический характер;

попытка с помощью такого мышления «разъесть как щелочь» все устойчивое,

расшатать конечное; подчеркивание активной роли субъекта в познании; анализ

возможностей слова, языка в познавательном процессе и т. п.

Сократ выдвинул на первый план диалектическую природу познания как

совместного добывания истины в процессе сопоставления различных

представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т. п. При

этом он подчеркивал тесную связь познания и этики, метода и нравственности.

Рациональное содержание философии Платона - его диалектика, изложенная в

диалогической форме, т. с, диалектика как искусство полемики. Ом считал,

что бытие заключает в себе противоречиям оно едино и множественно, вечно и

преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть

необходимое условие для пробуждения души к размышлению, важнейший принцип

познания. Поскольку, согласно Платону, любой предмет, любая вещь в мире

«есть движение», и, познавая Мир, нам следует по необходимости, а не по

прихоти и субъективному произволу изображать все явления как процессы, т.

е. в становлении и изменчивости.

Вслед за элеатами и софистами Платон отличал мнение (недостоверные, часто

субъективные представления) от достоверного знания. Мнение он разделял на

догадку и доверие и относил его к чувственным вещам, в отличие от знания,

имеющего своим предметом духовные сущности. В гносеологии Платона

содержится идея о двух качественно различных уровнях мыслительной

деятельности - рассудке и разуме, « нацеленных » соответственно на конечное

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты