Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

сама конкретная модель всеединства возникает из анализа природы знания. Два

типа знания и, соответственно, типа бытия: 1) отвлеченное логическое

знание, выражаемое в суждениях и понятиях, которому в онтологическом плане

соответствует предметная действительность; 2) живое интуитивное знание

(реальность включает все, что представлено в опыте помимо и сверх

предметного бытия).

3) Моноплюралистический тип. (Н.О. Лосский). Пытается совместить

представления о множественности субстанциальных (самодостаточных и

суверенных) начал бытия, с их принадлежностью некоторому Абсолютному бытию,

в котором они, однако, не теряют своей нерастворимой и непреходящей

самобытности и индивидуальности (влияние "Монадологии" Лейбница).

4) Философский символизм (поздние труды Флоренского, ранние - Лосева).

Попытка синтезировать христианскую онтологию с символистской картиной

реальности. При этом исходная идея символизма - все чувственно-материальное

проникнуто смыслом, а смысл для своего выражения и воплощения нуждается в

чувсвенно-телесной материальной форме - истолковывается в духе религиозного

мировосприятия, т.е. смысл понимается как сгусток и частица божественного

Логоса, Святого Духа. Соответственно реальность изображается как

совокупность символов разных порядков, на вершине и в основании которой

находится Бог (сам символом не являющийся), порождающий и вмещающий в себя

смысловую сторону всех символов, которые различаются между собой по степени

их насыщенности смыслом и проявленности этого смысла в их чувственно-

телесной оболочке. Единство всего существующего, т.о. усматривается в его

осмысленности, одухотворенности, т.е. причастности Богу энергийной стороной

своего бытия, как порождения и носителя божественных энергий. Религиозно-

философская сущность символа наиболее полно выражается в имени. Имя вещи

представляет собой метафизический принцип бытия и познания.

Экзистенциальная диалектика Кьеркегора.

!843 - «Страх и трепет».1844-«Понятие страха» 1845-«Или - Или» 1846-

«Заключительное ненаучное послесловия к «Философским крохам»» - обоснование

религии с позиций экзистенциального фил-я. 1849- «Болезнь к смерти».

Европейский экзистенциализм - "разношерстные" течения. Базовое понятие

- экзистенция - единичное человеческое существование, необъективируемое в

категориях предметного мышления (отсюда попытки выразить косвенным

образом). Восходит к Кьеркегору - противопоставляет экзистенцию системе.

Экзистенцию нельзя помыслить извне, не будучи в ней изнутри; она не может

быть частью системы в философии. Экзистенция - абсолютно внутреннее в

человеке (обращение от внешнего к внутреннему). При таком подходе внешняя

форма философствования определена следующим образом: систематический вид

достижим только абстрактным мышлением, перемахнувшим через трудности и

препятствия действительной жизни; ибо в реальной жизни стремление к

замкнутой мысленной картине мира терпит крушение в силу сопротивления

действительности и в силу самой природы человека. С одной стороны, так или

иначе определенная в каждом конкретном случае точка зрения единичного

индивида с его собственными потребностями препятствует обзору целого и

каждый раз обрекает этого человека на те или иные частные взгляды. С другой

же стороны, само человеческое бытие создано таким образом, что непрерывное

развертывание мысли в нем оказывается невозможным. Человеческое бытие по

своей сути чуждо мысли. «Существование не позволяет мыслить». Настоящее,

действующее и решительное существование реализуется в иной плоскости,

нежели мышление, и в момент настоящего исполнения исключает мыслительное

постижение. Лишь в качестве служебного звена мышление до некоторой степени

задействовано в паузах настоящего существование и посредством исполнения

этого существования всегда разрушается вновь. «В существовании мысль

находится в чуждой среде». «Существующий…мыслит моментами, он думает до и

после. Его мышление не получает абсолютной континуальности».

Противопоставление Гегелевской диалектике формально всеобщего диалектики

сущей индивидуальности, чье существо есть экзистенция. Задача - раскрытие

существа Хр-ва и религии через раскрытие возможностей бытия экзистирующей

индивидуальности. Проблема категориального определения экистенциональной

диалектики - есть нечто, что нельзя помыслить - существование. Акцент -

мыслящее существует, а не существующее мыслит.

Структура человеческой самости может быть конкретизирована как

историческая: отношение Вечного к преходящему (становящемуся). Их

объединение - грядущее. Сущий человек сущ в мгновении и его

действительность - inter-esse.

Экзистенциальная диалектика не подлежит осмыслению. Она есть диалектика

трех стадий жизни.

1. Эстетическая - страсть (экзистенциальное понимание иронии) - жизнь под

маской, другая самой себе. Открывается лишь в этическом. Основной

конфликт между поэтом и Христианством. «Или - Или» - эссе, посвященное

Дон Жуану. Эстетическое непосредственно как эротическое. Человек - синтез

души и тела, диалектически осуществляемый в Духе. Человек гетерогенен, но

непосредственно не осознает противоречивость своего бытия. Но при этом не

лишен рефлексии. Все философские системы - эстетические. Эстетическая

непосредственность не осознает своего противоречивого отношения к самой

себе. Нет выбора.

2. Этическая. Противоположна эстетической. Этическая устанавливает выбор и

самое себя. Этика - принцип экзистенциальной различенности. - Поступок -

выбор школы оценки бытия. Цель - непосредственное действие. Человек как

отношение духа и свободы открывается в отчаянии. Синтез Духа -

объединение свободы, страха и отчаяния. Предпосылки существования

познаются в выборе как постоянно предшествующие категории «кач. скачка» и

«мгновения». Мгновение как полнота времени. Возможность духа выражается в

индивидуальности как страх и отчаяние. Кач. скачок -посредством

поступка. Этик принижая эст. Взгляд на непосредственность делае

мгновенный выбор.

Мгновенность - представление единичного в его наличном бытии.

Действительность самости - внутр. действие, поднимающее индивидуум

до возможности быть мыслимым и в этом существовать. Этика - осознание себя

истинным человеком через отречение от объективного.

3. Религиозная - высшая форма жизни. Противоположена как эстетической так и

этической. Мгновение и вечность.

Немотивированность веры - выбора нет, но нет и рабства.

Непосредственная свобода. Авраам - не требуется рефлексия своих действий

и т.д.

Волюнтаристическая философия А. Шопенгауэра.

Мировая воля. «Мир как воля и представление». 1818.

Воля - вещь сама в себе и отлична от явления (представления). Воля вне

области закона основания, которому подчинены ее проявления во времени и

пространстве. Воля действует слепо и направляется познанием. Тело есть

объективация воли. В органических телах движение по мотивам и движение по

раздражению. Воля - единственное ядро всякого явления. Воля никогда не

может быть причиной явления, она существует в форме явления, она одна, но

раскрываясь в явлениях подчиняется законом основания. Не ясно, чему она

подчиняется сама по себе. Она есть сверхумопостигаемое, явления мира, как

объективация воли, тождественны. Борьба между ступенями объективации воли.

Воля проявляется стремлением - состояние каждого тела - вечное движение. На

низкой ступени воля выражается как слепой порыв, и чем она выше, тем она

яснее объективируется. Мир как представление возникает при вселении воли в

органы чувств.

Учение о мировой воле и учение об индивидуальной воле (воля к жизни,

проявляющаяся в мотивах действий людей, тоже имеет безусловную природу).

Между ними нет никакого соприкосновения. Мировая воля не влияет на волю к

жизни, она просто проявляется в явлениях (магнетизм, химизм ...).

Воля - это вещь в себе, трансцендентная сущность. Дискурсивное познание

невозможно, поддается интуитивному схватыванию. (Шопенгауэр был теоретиком

вселенского пессимизма.)

«Мир есть мое представление... Именно потому, что мир сам ничего не знает

о том, что он есть мир... Потому он становится миром для первого

познающего существа.» Картина мира двойственна и противоречива. Сам факт

неустранимой противоположности между субъектом и объектом заставляет искать

внутренней сущности мира, вещи в себе уже не в одном из названных двух

элементов представления, но в чем-то совершенно отличном от представлений.

Это воля. «Хочу, следовательно существую» - это тот пункт опыта, где мое

внутреннее существо, субъективная реальность (воля) совпадает с реальностью

объективной (телом). Т.о. ядром явления оказывается воля, как человека, так

и мира. В каждой вещи есть нередуцируемая основа ее бытия - специфический

образ ее действия, ее сущность. Она обнаруживает это необъяснимое нечто как

то, что для человека есть воля, и в своем существе тождественна с ним.

Воля, безосновная в себе есть основание всякой определенности. В этом

качестве она объясняет структурную целостность мира. Она сердцевина, ядро

всего частного, как и целого. Различие в действии сил природы и человека

есть различие в степени проявления, но не сущности того, что проявляется.

Воля, как вещь в себе, отлична от своего проявления и от всех его форм.

Структурные характеристики мира объективации определены при посредстве

«области идей», которые, «выражаясь в бесчисленных индивидах, предстоят как

недостигнутые их образцы, или как вечные формы вещей». Соперничество,

противоречия лишь проявление свойственного воле раздвоения самой себе. Это

основа динамики мира. «Мировая воля и воля к жизни».

Воля - воля к жизни как таковой - бесцельна, бесконечное стремление. Мир

как воля есть вечное становление, бесконечный поток. В потоке вечного

становления ничто не находит своего полного непротиворечивого

осуществления. Человек как наивысшая объективация воли не выражает ее

сущности полностью. Он подвластен бесконечным поискам, страданиям голодной

воли, т.е. невозможно полное самоосуществление. Мир как продукт воли к

жизни, мир объективированной воли безнадежен с точки зрения свободы.

Познание сперва исходит из самой воли как средства приспособления, но

может освободиться от своей служебной роли, существовать само по себе как

светлое зеркало мира, откуда и возникает искусство.

«О четверояком корне закона достаточного основания». Феноменальность мира

упорядочивается рассудком в когнитивный космос посредством категорий

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты