Основы философских знаний

(животные в большинстве случаев, попав в незнакомое помещение, тоже

движутся влево). Ошибочно думать, что первобытный человек осознавал всё

это. Его поведение было бессознательным. Современному человеку в помещении

ничто не грозит, но природные инстинкты, столь сильны, что они по-прежнему

заставляют его бессознательно двигаться влево.

Проявления бессознательного весьма разнообразны. Это и сновидения, и

вербальные (словесные) ошибки, которые обнажают скрываемые желания или

мотивы человека, и различные реакции на внешние воздействия, не

регистрируемые органами чувств, и различные комплексы, переживаемые

индивидом, и т.п. Остановим внимание лишь на двух формах бессознательного —

на сновидениях и на эдиповом комплексе.

Природа сновидений

Сновидение — исключительно важная составляющая внутреннего мира

человека. Оно, по Фрейду, "подобно Луне светит отражённым светом", то есть

является отображением жизненных проблем и влечений человека в символической

форме. Сновидение, особенно если оно становится навязчивым, повторяющимся,

— это абстрактное осуществление иррациональных, неосознанных желаний и

влечений, подавляемых цензурой сознания во время бодрствования.

В прошлом, замечает Фрейд, люди свободно владели искусством "чтения"

сновидений, пусть всего лишь на интуитивно-эмпирическом уровне. Они больше

доверяли им, чем современные люди. Затем, с развитием науки и техники,

которые невольно вызвали огрубление нашей чувствительности к собственному

внутреннему миру, это умение было почти утрачено.

Люди, считающие сны бессмыслицей, всего лишь ночными "судорогами"

уставшего за день мозга, уподобляются человеку, который даже не

распечатывает письмо с важной для него информацией; а сразу бросает его в

мусорную корзину. Люди, не считающие так, но забывшие язык символов,

пытаются прочесть "письмо", но с горечью обнаруживают, что оно "написано"

на непонятном для них языке.

Логика сновидений отличается от обычной: события во сне связаны друг с

другом не причинно-следственной связью, к которой мы привыкли, а тем, что

все события в сновидении являются разными выражениями одного и того же

внутреннего состояния психики человека. В состоянии бодрствования внешний

мир врывается и отвлекает от внутреннего. Во сне наше "Я" освобождается от

двух вещей: от мешающего влияния внешних событий и от цензуры сознания.

Сновидение, по Фрейду, это свобода бессознательного, свобода

иррационального, не отвлекаемого и не заглушаемого внешним информационным

шумом. В сновидениях наше "Я" без помех встречается с самим собой. Важную

роль Фрейд отводит понятию "вытеснение".

Вытеснение

Цензура сознания вытесняет, гонит от себя пугающие или неприятные

человеку мысли, желания, влечения. Всё, что приносит огорчение, досаду,

угрызения совести, и т.п. — всё это вытесняется и оказывается в сфере

бессознательного. Однако проблема от этого не исчезает, она лишь

"переодевается", маскируется, и вновь возвращается из бессознательного, но

уже в новой, символической форме. Цензор сознания тем самым обманут,

обведен, как говорится, вокруг пальца. Но символическая форма требует

расшифровки, толкования, прочтения.

Вот классический пример Фрейда: сновидения неудачника. Человеку, у

которого не ладится с карьерой и общественным признанием его способностей,

начинают навязчиво, то есть из ночи в ночь, сниться эпизоды, в которых он

постоянно опаздывает — на поезд, на самолёт, на работу, на свидание и т.п.

Эти сны мучительно переживаются. Человек просыпается в страшном огорчении —

опять опоздал! Сновидения сопровождаются чувством безысходности: двери

трамвая захлопываются перед самым носом, таксисты берут других, а на него

даже не смотрят и т.д. Все уезжают, а он остаётся на пустом перроне.

Причём, такие сновидения интернациональны по своей природе. Они снятся

и неудачнику-немцу, и неудачнику-русскому, и неудачнику-японцу. Дело в том,

что сознание вытесняет неприятные, тревожащие мысли на эту тему; человек

пытается успокоить себя: ну и что, что я не стал до сих пор начальником,

многие люди являются прекрасными работниками, оставаясь на рядовых

должностях; многие начальники проигрывают мне по знаниям и способностям и

т.д. и т.п. Человек гонит от себя неприятные мысли, но проблема-то

остаётся, хотя её "отодвигают" в бессознательное. И вот она вновь

выныривает на поверхность, но уже и символической, замаскированной форме —

в виде навязчивых сновидений с постоянными опозданиями.

Такая ситуация не безобидна; наступает бессонница, человек не просто

плохо спит, а начинает страшиться сна; появляются признаки депрессии,

апатии, упадка сел. И если в жизни ничего не меняется, возможно серьёзное

психическое заболевание, а в крайнем случае — даже самоубийство. Подобные

сновидения исчезают и психическое здоровье восстанавливается в двух

случаях: а/ если "неудачник" добивается успеха в какой-либо сфере его

деятельности и получает внешние проявления общественного признания; б/ если

психоаналитик, к которому обращается за помощью человек, объясняет ему

скрытые причины его депрессивного состояния (осознание причин, таким

образом, помогает изменить отношение к проблеме, воспринимать её не столь

драматично).

Эдипов комплекс

Большую роль Фрейд отводит понятию "либидо", выражающему врождённую

сексуальную энергию индивида, которая, по его мнению, определяет с первых

лет жизни развитие личности. Причём это влияние развёртывается на

бессознательном уровне. Проявления либидо многообразны. Например, у

мальчиков 3-5 лет сексуальное развитие оформляется в виде так называемого

"комплекса Эдипа" (у девочек того же возраста это комплекс Электры).

Названия комплексов взяты Фрейдом из древнегреческой мифологии.

Эдипов комплекс проявляется в том, что мальчик начинает ревновать отца

к матери, но не как к матери, а как к женщине. Это чувство, по Фрейду,

проходит три стадии. Во-первых, агрессия к отцу-мужчине как к сопернику

(родители могут вспомнить, как сынишка начинает отталкивать отца, когда он

хочет обнять жену). Во-вторых, страх перед отцом, который может наказать

его, будучи более сильным. Наконец, в-третьих, уважение и любовь к отцу,

как к защитнику и покровителю.

Грубую ошибку совершают родители, когда наказывают ребёнка за

проявления ревности. Агрессия к отцу на почве ревности — это не патология,

не болезнь, а естественная программа сексуального развития, которую

проходит каждый человек в раннем возрасте.

У девочек комплекс Электры (девочка ревнует мать к отцу как соперницу)

протекает не так остро. Но всё же встречаются удивительные проявления.

Например, дочь четырёх лет, оставшись дома одна, выливает долой мамины

французские духи, которые папа подарил маме на 8 Марта, наливает в них воду

и ставит на место. Затем берёт ножницы и делает надрезы на самых любимых

маминых платьях, от которых папа в восторге. Представьте себе сцену, когда

всё это обнаружилось! Между тем ничего подобного не случилось бы, если бы

папа, даря духи маме, подарил бы одновременно крохотный флакончик и дочери,

подчеркнув тем самым, что они в ней видит женщину, пусть маленькую. Но,

увы, папа не читал Фрейда.

"Сверх-Я" и "Оно"

В личности человека Фрейд выделяет три основных элемента. Это — "Я"

человека как атрибут его сознания и воли, затем "Оно" и "Сверх-Я". "Оно" —

это совокупность глубинных инстинктов, присущих любому живому существу,

включая, естественно, и человека. Ведущими среди них, то есть такими,

которые определяют развитие личности и поведение индивида, Фрейд считает

инстинкт агрессивности и инстинкт сексуальности. Главный принцип "Оно" —

это принцип удовольствия.

"Сверх-Я" — это ставшая вторым "Я" человека совокупность общественных

норм поведения (юридических, моральных, религиозных), которые усваиваются

индивидом через воспитание, и которые выполняют запретно-ограничительные

функции.

Основной принцип "Сверх-Я" — это принцип общественной необходимости.

Иными словами, далеко не всё, что приносит мне удовольствие, дозволено.

Заботясь о своих удовольствиях, я должен, как разумное общественное

существо, учитывать, что другие люди обладают такими же правами на

удовольствия, как и я. Там, где моё удовольствие наталкивается на

неудовольствие другого, я вынужден ограничивать себя, ожидая, что он в

подобной ситуации поступит так же. Это самоограничение, которое в

цивилизованном человеке действует автоматически, Фрейд называет "цензурой

Сверх-Я", или "стражником";

В свою очередь, "Оно", руководствуясь принципом удовольствия,

стремится во что бы то ни стало достичь его, преодолеть цензуру, обмануть

стражника. Поэтому Фрейд называет его "заключённым", который как бы сидит в

камере, созданной общественными запретами, и мечтает вырваться на волю.

"Волей" в данном случае является полная свобода действий инстинктов, когда

можно не оглядываться на запреты и получать удовольствие любым доступным

способом. "Я" выступает "посредником" между "Сверх-Я" и "Оно"; основной

принцип "Я"— это принцип реальности.

Борьба между "Сверх-Я" и "Оно", между бдительностью и жаждой

удовольствий, приводит к трём возможным вариантам.

Три варианта

Первый из них — когда "Оно" вырывается и торжествует. При таком исходе

общество имеет перед собой в лучшем случае аморальную личность, в худшем —

личность криминальную, преступную.

Второй вариант — когда цензура "Сверх-Я" настолько сильна, что

"заключённый" скован и даже не мечтает о свободе. Решётки крепки и запоры

надежны. Общество имеет перед собой исключительно законопослушного

гражданина твёрдыми моральными принципами, для которого слово "совесть" —

важнейшее понятие. Однако давление "Сверх-Я" на "Оно" не проходит

бесследно. Человек за свою близость к социальному идеалу расплачивается

неврозами, депрессиями, нервными срывами. "Чем цивилизованнее общество в

историческом плане, — говорит Фрейд, — тем больше в нём людей, страдающих

психическими расстройствами". В древних или отсталых сообществах людей

запреты минимальны, поэтому заболевания психики там редкость. Нигде,

добавляет он, не было так много душевнобольных, как в средневековых

монастырях, где цензура "Сверх-Я" была максимальной.

Но фактом является то, что большинство людей не являются преступниками

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты