Лекции по философии

идее возвращения к исходным категориям онтологии: космос, бытие.

Сложилось в I половине ХХ века. Его представители: Вернадский,

Циолковский, Федоров, Сухово-Кобылин, Умов. Главные идеи: учение об

эволюции биосферы и переходе ее в ноосферу, в которой разум становится

геологическим фактором, меняющим оболочку Земли (человек меняет

рельеф, водные пути, создает химические вещества). Учение об активной

эволюции – это учение о создании нового сознательного этапа в развитии

природы, эволюции, управляемой человеком. Человек преобразовывает

Землю, затем он преобразует космос, превращая все в некоторую среду,

которая человеку потребна. Понятие «космос» в этом направлении

переосмысливается. В античности космос рассматривается как

одухотворенная гармоничная целостность. С точки зрения космизма космос

должен стать таким в результате деятельности человека – это высшая

цель эволюции. Также переосмысливается понятие «бытие».

Экзистенциальная трактовка бытия такова: бытие рассматривается не

просто как существование или все существующее, оно понимается как

целостность и глобальность мироздания, открывающееся за совокупностью

явлений. Представитель русской философии С.Л.Франк: «Восхищение

красотой природы, смерть близкого человека, великая катастрофа,

подлинная любовь дают человеку чувство прикосновения к непостижимому,

отличающемуся от логически понятного. Человек в таких случаях

воспринимает мир как реальность, не сводимую к предметному плану и

рациональному пониманию. Это и есть философское постижение бытия». Для

человека бытие – это не просто физическое существование. Он ищет

возможность «сбыться», т.е. самореализоваться, воплотить то, что в нем

заложено. Бытие человека – это волевой акт, необходимо различать

существование и бытие. Высказывания о жизни человека: «Взгляд в лицо

небытия» (Хайдеггер), «Танец на краю пропасти» (Ницше). Задача

философии – найти путь человека к подлинному бытию.

2. Традиционное направление, которое сохраняет понятия материя и

субстанция. Здесь разрабатываются две проблемы. 1.Классификация

материальных объектов, исследование многообразия реальностей и форм

существования. 2. Проблема пространства и времени. В классической

картине мира и в традиционной онтологии пространство и время

рассматривались как внешнее условие существования материи, не

зависящие от объектов. В концепции, связанной с СТО, пространство и

время рассматриваются, как формы связи материальных объектов и их

движения. В онтологии в связи с этим рассматривается зависимость

пространственно-временных отношений от природы связанных ими

материальных объектов и вводится понятие биологического,

психологического и социального пространства и времени. Главной

характеристикой биологического времени является биоритм человека

(25,5 часов). Психологическое пространство – существуют зоны

пространства, у человека она равна 45 см., и вторжение в нее

негативно. Психологическое время – это не час или год, а событие. Это

время течет быстро или медленно. Следовательно, у каждого человека

существует свой биологический возраст – важная характеристика

личности. Социальное пространство измеряется доступностью для

коммуникации. Поэтому в ходе истории социальное пространство

расширялось, а сейчас оно очень быстро сужается.

3. Антионотологизм – направление, которое считает онтологию разделом,

представляющим исторический интерес. Выдвигается не первый план другой

раздел философского знания – гносеология.

Раздел Гносеология.

Гносеология в структуре философского знания.

Гносеология – это раздел философии, в котором исследуются предпосылки,

процесс и результаты познания, возможности и средства познавательной

деятельности.

Эпистемология – точное знание, теория, наука.

Гносеология появилась в составе философии несколько позднее онтологии,

зародилась в античности. Условием появления гносеологии был переход от

взгляда на познание, как на естественный, заложенный в природе человека

процесс, к идее контроля над познавательной деятельностью и ее

совершенствования. У истоков гносеологии стоят: 1.софисты Протагор, Горгий,

Гиппий – наемные учителя логики. Они показали возможность аргументировать

разные мнения, а, следовательно, и необходимость различения правильного и

неправильного путей познания. 2. Сократ создал майевтику – метод беседы, в

котором люди освобождаются от заблуждений и стереотипов и совместно ищут

истину. «В споре рождается истина». 3. Демокрит поставил проблему передачи

механизмов информации и ее сохранения. 4. Платон показал роль общих понятий

в познании и поставил вопрос об их происхождении.

У этих философов гносеология пока оставалась пока приложением или

следствием других разделов – онтологии, антропологии. Первая целиком

гносеологическая концепция – это логика Аристотеля.

Этапы развития гносеологии связаны с расширением круга рассматриваемых

факторов познания. Первый этап: сначала познание рассматривалось как

деятельность разума, поэтому изучалась техника мышления, и главной

гносеологической дисциплиной была логика. Второй этап: примерно с XVII века

изучается чувственный, практический опыт, связь разума и чувств, технологии

опытного экспериментального исследования, и главной гносеологической

дисциплиной становится методология. Третий этап: в ХХ веке учитывается

многообразие способов и оснований познания, формируется ряд новых

гносеологических дисциплин: феноменология, теория неявного знания,

семиотика, герменевтика.

Основная проблема гносеологии – определение познания.

Познание можно рассматривать как:

1. одну из базовых человеческих потребностей (потребность информации).

2.одну из форм всеобщего свойства математических объектов – отражение.

Отражение – это свойство математических объектов изменяться в соответствии

с оказанным на них воздействием и сохранять эти изменения после прекращения

воздействия. Познание как отражение делится на идеальное, избирательное,

осуществленное в знаковой форме. Последнее может быть определено с точки

зрения способов осуществления как создание, сохранение и интерпретация

знаковых систем. Именно так познание рассматривает семиотика. Семиотика

определяет знак вообще, как объект, представляющий и замещающий другой

объект, несовпадающий с ним, но несущий о нем информацию. Выявляется три

типа знаков: образ, индекс, символ. Индекс – условное обозначение,

сохраняющее лишь образную структуру объекта, например, масштабный план.

Символ – обозначение объекта принципиально иным по сравнению с его

собственной природой способом.

Лекция 12. Направления развития гносеологии.

1. Логика, как гносеологическая дисциплина.

2. Методология, как гносеологическая дисциплина.

3. Герменевтика, как гносеологическая дисциплина.

Главная практическая задача гносеологии – совершенствование познания.

Основные гносеологические дисциплины рассматривают различные составляющие

познавательного процесса.

Логика – самая первая из гносеологических дисциплин – наука о правилах

мышления, возникла в античности. Аристотель разработал структуру научного

текста. В нем должны быть: базовые определения, постановка проблемы, анализ

исходных данных, гипотеза, аргументы, анализ возможных контраргументов.

Аристотель сформулировал правила осуществления основных интеллектуальных

операций. В его логике выделяются основные законы, наиболее важные

требования к рассуждению.

1. Закон тождества – «невозможно ничего мыслить, если не мыслить всякий

раз что-нибудь одно». Это требование постоянства оснований

рассуждений, устойчивости значений используемых терминов.

2. Закон противоречия – «невозможно, чтобы противоречащие суждения вместе

были истинными». Это требование согласованности.

3. Закон исключенного третьего – «не может быть ничего посредине между

двумя противоречащими суждениями, необходимо либо утверждать, либо

отрицать». Человек должен выбрать и выработать для себя определенные

мнения – это требование определенности.

В XVII веке Лейбниц добавил к базовым законам логики еще один закон –

закон достаточного основания: всякая мысль, чтобы быть признанной, должна

быть подтверждена данными, истинность которых уже установлена, т.е. у

человека должно быть рационально-критическое мнение. Это требование

обоснованности.

В XIX веке с критикой логики Аристотеля выступил Гегель. Он называл эту

логику формальной, отвлеченной, упрощенной. Познанию реальных вещей она не

помогает, а только мешает.

Гегель о законах:

1. Тождество – абстрактное отношение, которого не существует в

реальности. Двух одинаковых вещей в мире нет, и даже одна вещь сама

себе не тождественна.

2. Вещам присущи противоречия – это способ их существования. Любая вещь

существует, если между ее частями уравновешиваются силы притяжения и

отталкивания. «Противоречие – есть критерий истинности, отсутствие

противоречий – критерий заблуждения».

3. Истина не заключена ни в одном из противоположных высказываний об

объекте, она в их синтезе, единстве.

4. В реальных отношениях явления причины и следствия всегда неоднозначны.

Гегель предложил новую логику, диалектическую, в которой основными

законами должны стать основные законы диалектики:

1. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.

Характеризует механизм развития. Как идет развитие?

2. Закон единства и борьбы противоположностей. Почему идет развитие?

3. Закон отрицания отрицания. Куда идет развитие?

В настоящее время признаются обе логические системы, но их функции

разделены. При осуществлении базовых логических операций используют логику

Аристотеля. При комплексном исследовании сложных развивающихся систем

учитываются требования диалектической логики.

Методология – учение о способах построения и развития систем знаний. Это

конкретная последовательность приемов получения знаний. Социокультурная

основа возникновения методологии – это появление ориентации на полезную

науку, на обеспечение устойчивого прироста знания. Декарт: «Под методом я

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты