Курсовая работа по философии за 1-й курс.

– различия. Диалектика это учение о противоположностях, соединенных в одном

предмете и выражающих свойства этого предмета (единство

противоположностей). Если рассмотреть живой организм, то окажется что в

каждое мгновение жизни он тождественен с собой и в то же самое время он

отличается от самого себя вследствие того что в живом организме постоянно

происходят электрохимические и химические преобразования которые несколько

модифицируют его по сравнению с предыдущим его состоянием. Но в общем

организм остаётся тождественен самому себе или конкретно тожественен.

Абсолютное (без различий) тождество может существовать лишь в наших

головах, как результат отвлечения от реальности. Абсолютное тождество, как

и его противоположность по отношению к различию уместны только в

математике. Истинное, конкретное тождество всегда содержит в себе различия.

Противоположности – противоположные проявления одной и той же сущности. Это

дифференцированная сущность, которая представляет собой их единство,

целостность. Противоположности это взаимополагающие стороны одного целого,

характеризующиеся противоположным направлением существенных свойств их

изменений и тенденций развития. Единство и борьба (взаимоотрицание)

противоположностей – есть противоречие. Развитие противоречий происходит в

таком порядке:

Неодинаковое существование -> различие -> противоположности ->

противоречия. Противоречия действуют как в живой, так и в неживой природе,

их взаимодействие есть источник всякого развития.

Виды противоречий:

1) по характеру противоречия делятся на необходимые (вытекающие из сущности

системы, которых не может не быть, если есть данная система) и случайные

(не вытекающие из сущности системы).

2) по месту системы различают противоречия внутренние и внешние.

3) по роли развития выделяют противоречия основные (определяющие все другие

противоречия) и не основные (влияющие на развитие системы, но не

определяющие его).

4) По способам разрешения – антагонистические (не разрешимые в рамках

данной системы) и не антагонистические (соответственно разрешимые). Эти

противоречия встречаются, как правило, в социологии.

Диалектике противостоит метафизика. Метафизика занимается тем, что лежит в

основе физических явлений (в наше время этим термином обозначают учение о

том, что пребывает за границами эксперимента).

Так же диалектике противостоит софистка или её разновидность – эклектика.

Софистика обычно выхватывает какой либо случайный признак и по нему

характеризует все явления.

Эклектика выступает за то чтобы учитывать не одну, а многие стороны

предмета.

Оба направления в большинстве случаев действуют неверно: в первом случае

предмет рассматривается однобоко и, вследствие этого неверно, во втором –

либо не учитывается иерархия связей либо заведомо не учитывает всех сторон

предмета, либо второстепенные стороны выдаются за главные и наоборот, либо

не выражается объективная противоречивость предмета.

7.Детерменизм и индетерминизм.

Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и

развития. С точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется

как один из видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которой

одно при определённых условиях порождает другое. С точки зрения принципа

развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более

развитие, т.е. изменение в сторону появления нового качества, имеет свою

причину и следствие. Причинные отношения присутствуют при любых процессах

изменения.

Ограничение на применение принципа причинности накладываются принципом

всеобщей связи. К не имеющим причинно - следственных связей относятся такие

виды связей как пространственно-временные корреляции, функциональные

зависимости, отношения симметрии... Однако любое явление имеет свои

причины и следствия, не с одним так с другим.

Одной из характеристик причинности является ее связь с категорией времени.

Время - форма существования материи, в которой наиболее естественно

реализуются причинно-следственные связи. До сих пор причинно-следственная

связь, взятая в аспекте времени понимается по разному. Одни считают, что

причина всегда предшествует следствию. Какое-то время причина и следствие

сосуществуют, а потом причина угасает, а следствие превращается в новую

величину. Другие утверждают, что интервалы частично накладываются, третьи,

что причина и следствие строго одновременны. Четвертые говорят, что

бессмысленно говорить о причине, которая существует и значит, действует,

если ее следствие еще не вступило в сферу бытия.

Но понятие причины и следствия равно используются для характеристики

одновременно протекающих событий, явлений примыкающих друг к другу во

времени, и явления, для которых следствие зарождается в недрах причины.

Иногда они разделены временным интервалом и связаны между собой через цепь

промежуточных звеньев. Следствие может иметь несколько причин, одни из

которых являются необходимыми, другие - случайными.

Существенной чертой причинности является непрерывность действия её причинно-

следственных связей. Не может быть ни первой причины, ни последнего

следствия.

Всем типам временных отношений свойственна длительность. Время длительно,

необратимо и асимметрично, асимметричны и причинно- следственные отношения.

Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное действие

причины на следствие, т.к. она является внутренним содержанием связи и

взаимодействием явлений. Следствие распространяет свое влияние не только

вперед (как нов причина), но и назад, на производящую его причину,

видоизменяя ее силы, особенно когда причинная связь не мгновенна, а

протяженна. Это растянутое во времени взаимодействие причины и следствия

называемое принципом обратной связи. Он действует всюду, особенно в само

организованных системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и

использование информации. Без обратной связи немыслимы устойчивость,

управление и поступательное движение системы.

Итак, все причинно-следственные процессы в мире вызваны не односторонним

действием, а основываются по крайней мере на отношениях между 2

взаимодействующими предметами, и в этом смысле причинность должна

рассматриваться не просто как вид связи, а и как тип взаимодействия.

Существует несколько типов классификации причинно-следственных отношений,

построенных по разным основаниям. Прежде всего, это классификация по

внутреннему содержанию процессов причинения. Внутренний механизм причинения

связан с переносом материи, энергии и информации. В этом типе классификации

причин выделяют материальные и идеальные, информационные и энергетические

причины, которые тоже делятся на физические, химические, биологические,

психологические, социальные причины.

По этому признаку различают причину и условие события. Причина - то, что

предает свою силовую потенцию, т.е. вещество, энергию, информацию, а

условие - совокупность обстоятельств причинного события. (Не участвующих в

переносе ...)

2-й тип классификаций строится на основе способов проявления причинной

связи, который подразделяются на динамические (однозначные) и

статистические (вероятностные). (Квантовая механика, информационные

взаимодействия)

Выделяются также причины общие, специфические и главные; объективные и

субъективные, непосредственные и опосредованные; всеобщие, особенные и

единичные.

Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм - методологический принцип,

согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно

обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих

как однозначно определённую, так и вероятностную природу. Механический

детерминизм - однозначная причинная обусловленность=> абсолютно строгое

предсказание.

Индетерминизм - методологическая позиция, в которой отрицается как

объективность причинных связей, так и ценность причинных объяснений в

науке. Г. Риккерт: "Причинное объясняет действительно лишь в пределах наук

о природе и неприменимо к наукам о духе, т.е. наукам общественным".

Человеческая воля (или в телеологии - воля божественная) рассматривается

детерминизмом как автономная сила, свобода в своих проявлениях от всякой

причинности и необходимости, т.е. ничем не обусловленная. Индетерминисты

трактуют принцип объективности необходимости как фатализм.

8. Общество и его структура.

Общество – организованная человеком форма материи, совместной деятельности

людей. Она продукт человеческой деятельности. Понятие общества с точки

зрения социологии: общество это устойчивая группа людей с общими

интересами, общей историей, общим местом проживания, общей работой и т.д. В

отличие от биологической деятельности, которая направлена на овладения

готовыми предметами природы, этот социальный мир производится человеком.

Потребности человека заставляют его производить необходимые для жизни

продукты, товары, средства к жизни. Наряду с производством материальных и

духовных благ идёт формирование и самого человека, его образа жизни.

Социальной формой движения материи выступает производство материальной и

духовной жизни человека, что и есть реализация его как материального и

духовного существа. Один способ производства отличается от другого не тем

что производят, а тем как производят. Этим отличаются различные общества,

формации или цивилизации.

Человеческая жизнь, состоящая из совокупности разнообразных видов

деятельности и представляющая собой общественное производство средств жизни

и одновременно воспроизводство самого человека как материального и

духовного существа, и называется общественным бытием. Деятельность человека

порождает и нравственные потребности в соответствии с которыми строится

поведение человека. Так как человек может жить лишь в общении с другими то

необходимо регулирование его поведения на основе нравственности, обычаев и

т.д. Складывающиеся таким образом нормы человеческого поведения становятся

неотъемлемой чертой человеческого бытия.

Проблема взаимоотношения человека с природой вытекает из того, что человек,

являясь природным существом, противопоставляет себя остальной природе

посредством своей деятельности (человек – хозяин природы). Исследование

отношения человека к природе связано с самопознанием человека. Человек в

известном смысле соотносится в природе с самим собой. Природа выступает для

человека в зависимости от того, как человек выступает по отношению к ней,

т.е. каковы те соц. условия, тот общественный организм, внутри которого

человек осваивает и «присваивает» природу. Проблема отношения человека к

природе всегда имела особо острый характер в переломные эпохи истории, в

периоды ломки общественных отношений прежних формирований, когда

открывались новые перспективы общественного сознания. Материализм, в новое

время, выдвину такой тезис: «человек дело рук природы, он существует в

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты