Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии

| |и от истины, и от социальной значимости. За что же тогда упрекать |

| |скептика? Позиция - безупречная (и лукавая!, - добавим от себя). |

| |Он резко противопоставляет мир видимости (объект мнения) миру, зримому |

| |лишь философским умом. Первый мир пронизан заблуждениями людей, поэтому |

| |он подпадает под категорию «не-бытие». Лишь второй мир и озарён светом |

| |истины и излучает его (=бытие). |

| |Существует множество разных (в т.ч. контрадикторных) мнений. Истина - не|

| |более, чем претензия носителя отдельного мнения на исключительность. |

| |Всякое человеческое представление недостоверно, относительно, |

| |субъективно и сомнительно. Мудрость состоит не в утверждениях, а в |

| |отказе от однозначных суждений ("ЭПОХЭ"). |

| |Всякое знание рождается благодаря ударами "копий" по органам чувств. |

| |Вещь такова, какой ее запечатлевают наши органы чувств. Но люди всегда |

| |привносят в картину реальности свои желания (часто обознаются!); разум |

| |очищает картину реальности от подобных привнесений ("идолов") и тем |

| |самым позволяет видеть вещи в их подлинном свете. Это концепция |

| |сенсуализма. |

Раздел III. Логика и методология.

|№п/п |Ответы |

| |Применяя "мягкую" критику суждений оппонента, способствовать выбору |

| |более правильной точки зрения. |

| |Риторика, эристика, эклектика, софистика, схоластика, метафизика и |

| |релятивизм. |

| |Выстраивая "древо" альтернатив, обеспечить выход договаривающихся сторон|

| |на взаимоприемлемый результат. |

| |По Аристотелю, это общность, необходимость (логическая), |

| |доказательность, систематичность (упорядоченность). |

| |Протагор, Горгий и Продик исповедовали релятивистский принцип:" Человек |

| |есть мера всех вещей, существующих - в том, что они существуют, и |

| |несуществующих - в том, что они не существуют". Виртуозно манипулируя |

| |речевыми формами мысли, софисты готовы были опровергать все, что угодно,|

| |и доказывать, что угодно, демонстрируя тем самым, что истины нет, а есть|

| |одни лишь мнения, а среди мнений правильным является то, которое имеет |

| |более весомое обоснование. За высокую плату они обучали юношей из |

| |состоятельных семей софистической риторике. Примеры софизмов: 1) |

| |Скажите, ведь то, чего вы не теряли, то вы и имеете? Рогов вы не теряли,|

| |следовательно, вы рогоносец! 2) Философы - лучшие друзья Богов. У друзей|

| |все общее. Следовательно, все, что принадлежит богам, должно |

| |принадлежать и философам. |

| |Три силлогизма. Позднее врач Гален открыл четвертую фигуру силлогизма. |

| |«Не вращай бесцельно глазами, не слушай ушами, в которых раздаётся |

| |только шум, и не болтай праздно языком, но ... взиррай без колебания |

| |умственными очами на то, чего нет перед нами, как на то, что есть.» |

| |Парменид В поле зрения здравого смысла: вещи, другие люди и речевые |

| |сигналы, которыми они обмениваются. В философском умозрении: значения, |

| |референты и знаки, а также отношения между ними. В первом случае мысль |

| |вязнет в разнообразных «Вам говорят!», и лишь во втором- воспроизводит |

| |реальные отношения, лежащие по ту сторону слов. |

| |Как нужно организовать мыслительную деятельность, чтобы её результаты |

| |заслуживали доверия? Философский ум не может складываться на иной |

| |основе, кроме здравого смысла, но обязан обрести иные горизонты и |

| |оснащение, чем располагает здравомыслящий человек. |

| |"Нет пользы в философии, не лечащей душу, как нет пользы в медицине, не |

| |лечащей тело." Эпикур. |

| |Это психотерапевтическая функция философского дискурса с близкими тебе |

| |по |

| |духу людьми. |

| |"Как выразить движение в логике понятий?" - Гегель. |

| |Апории выявили недостаточность для этой цели логики здравого смысла. |

| |Рассматривать одно подле другого и одного вслед за другим. Метафизик |

| |мыслит сплошным противоположениями: "Да - значит да; нет - значит нет; |

| |что сверх того, то от лукавого". Зенон Элейский доказывал свои апории |

| |путем строгого следования законам логики здравого смысла с |

| |использованием доказательств от противного (апогогический метод). |

| |Коротко, метафизика как метод -абсолютизация законов формальной логики. |

| |Дедуцирование или индуцирование заключения (нижний посылки) посредством |

| |нахождения среднего термина (понятия, суждения), входящего неявно и в |

| |верхнюю, и в нижнюю посылки одновременно. Решение любой задачи сводится,|

| |в конечном счете, к отысканию среднего термина. |

| |Понятия конструируются нашим мышлением путем абстрагирования общего |

| |признака в ряду аналогичных случаев; при этом необходимо указать родовую|

| |общность предмета и его видовую специфику. Понятия различаются признаком|

| |и объемом: чем больше признаков (т.е. чем конкретнее понятие), тем |

| |меньше его объем (число предметов, подводимых под это понятие), и, |

| |наоборот. Чем меньше признаков (чем понятнее абстрактнее), тем больше |

| |его объем. Это соотношение справедливо и для того случая, когда исходным|

| |пунктом в конструировании понятия берется объем. |

| |Принцип вопросно-ответной артикуляции высказываний, принцип иронии|

| |и принцип маевтики. |

| |Умозаключение путем логического выведения суждения из двух других |

| |(посылок), содержащих общий признак. |

| |Речевая проработка проблемы закладывает структуру практических действий |

| |людей, непременным условием успешности которых оказывается их (действий)|

| |соответствие особенностям и структуре референта. "Слово есть образ дела"|

| |-Солон. Вместе с тем известно, что между словом и делом может пролегать |

| |пропасть (особенно в политике!). "Слово - это тень дела" - подчеркивал |

| |Демокрит. Отсюда видно, что оба определения диалогового метода |

| |справедливы. |

| |Это суждения, из которых делается логический вывод в процессе |

| |умозаключения; исходными посылками Аристотель полагает аксиомы, |

| |постулаты и предположения. |

| |Манипулирование смыслами слов с целью выведения заранее заданного |

| |тезиса. Вводя в рассуждения туманные абстракции и надуманные конструкты,|

| |схоласты выстраивают сложные псевдо - теоретические системы, призванные |

| |сохранить и упрочить догматы религиозной веры или идеологически |

| |окрашенные им мифологеммы. |

| |Для скептика факт противоречивости мнения есть доказательство его |

| |неистинности, для диалектика противоречие при определенных условиях |

| |может выступать фундаментальным законом. |

| |Закон тождества ("а" верно, если имеет место А и мы судим действительно |

| |об А); закон непротиворечивости суждений (недопустимо, чтобы одно и тоже|

| |одновременно было и не было присуще одному и тому же в одном и том же |

| |смысле); закон достаточного основания (суждение "а" может быть верным |

| |лишь при том условии, если мы располагаем знанием об А); закон |

| |исключенного третьего (любой реально существующий предмет может быть |

| |включен или в класс А, или в любой другой класс, но только не в А). |

| |Наука о мышлении, его всеобщих формах и законах; у Аристотеля - это |

| |наука о законах научного мышления; путем сопоставления данных |

| |самонаблюдения с правилами речевого общения создается наука логики. |

| |Произвольное объединение "хороших" свойств, принадлежащих несовместимым |

| |предметам и поэтому - взаимоисключающих друг друга. |

| |Умозаключение от общего к частному и наоборот; в сущности, и то и другое|

| |состоит в выведении суждения из двух других, содержащих общий обоим |

| |признакам (понятие или предикат). |

| |Учения о понятиях, учение о суждениях, учение об умозаключениях |

| |(силлогизмах). |

| |Это связь понятий (в виде «субъекта» и «предикта»), выражаемая словами |

| |«есть» или «не есть». Суждения различаются по качеству (утвердительные |

| |или отрицательные), по объему ("все", "некоторые", "единичные") и по |

| |степени достоверности (ассерторические, аподиктические, |

| |проблематические). |

| |Принцип укоренен в здравом смысле и имеет широкое практическое |

| |применение. Но и на бытовом уровне он может служить оправданием |

| |конформизму -"Проживи незаметно!", "Не высовывайся!" и т.п. На |

| |теоретическом уровне (в философии) этот принцип лежит в основе эклектики|

| |(См. тест № 3). |

| |Придерживаясь заданной темы, осуществить аналитическое разграничение |

| |известного и неизвестного, желаемого и реально возможного в целях |

| |прояснения сути предмета или проблемы. |

| |Догматизм - положительная философия; она строится на неколебимых |

| |принципах и скептически относится к новациям. Скептицизм - отрицательная|

| |философия недоверия ко всему, кроме аксиом, полезных для жизни |

| |Диалоговый метод философствования органически объединяет в себе |

| |логическую и этическую компоненты общения, что значительно, повышает КПД|

| |и познания (ум - хорошо, а два - лучше!), и общения (ради чего лясы |

| |точим?). |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты