Кьеркегор: жизнь и творчество

Кьеркегор: жизнь и творчество

Жизнь и творчество

Сёрена Кьеркегора

Курсовая работа

Ярославль

2002

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

Глава1 6

Детство и юность 6

Драматическая помолвка 9

Ключевые понятия 11

Назидательные речи 14

"Корсар" 15

Атака на церковь 17

Смерть и признание 19

Глава 2 21

"Или-или" 23

"Страх и трепет" 26

"Стадии жизненного пути" 28

Заключение 31

Список литературы 33

Введение

Эпоха, в которую возвысился и был низвергнут Наполеон, стала

определяющей для судеб Королевства Дании, до этого главенствующей северной

державы. Не успели отгреметь войны, как в 1813 г. датское государство

обанкротилось, а в 1814 г. Норвегия расторгла личную унию с Данией и

заключила союз со Швецией, перейдя под руку шведского короля. Датская же

наука, изобразительное искусство и литература, напротив, пережили в этот

период необычайный расцвет, продолжавшийся до середины столетия, а потери в

области политики и экономики компенсировались завоеваниями духовного

порядка.

Именно в такой среде раскрылся гений философа Серена Кьеркегора[1],

которому и посвящена эта работа.

Датский религиозный мыслитель Серен Кьеркегор — фигура чрезвычайно

своеобразная. Не многие мыслители XIX в. могут сравниться с ним по тому

влиянию, которое он оказал на духовную и интеллектуальную жизнь буржуазного

общества XX века. Не многие мыслители являются предметом таких оживленных

дискуссий, подвергаются столь многочисленным и разнообразным трактовкам,

комментируются и расшифровываются в таком огромном количестве толстых книг,

брошюр и журнальных статей, как Кьеркегор, произведения которого при жизни

не только не переводились с датского на иностранный языки, но и не

рассматривались как философские: соотечественники ценили в нем талантливого

писателя, обладающего прекрасным стилем, но даже самые дальновидные из них

не могли бы предположить, какое будущее ожидает его творчество.

Размышления Серена Кьеркегора и в наше время остаются актуальными.

Воздействие мышления этого писателя и философа начало сказываться только в

конце XIX и особенно в начале XX, порождая в душах людей разочарования и

надежды, радости и тревоги, воспоминания и прозрения. Да и сами его

размышления, мысли и идеи, подобно падающим звездам, быстро вспыхивают и

сгорают, оставляя лишь ментальный свет в необозримом небосводе

человеческого мышления, человеческих чувств и переживаний.

Предметом исследования этой работы стали философские размышления

Кьеркегора о человеке и его экзистенции. Такая проблематика во многом

объясняется складом его личности, чертами характера, которые, несомненно,

сказались на личностном облике его философствования, на стиле исследования

и изложения.

Поэтому первая глава работы посвящена биографии философа, который,

будучи болезненной, замкнутой личностью, ведя отчаянную полемику с видными

деятелями Дании, иронизируя над церковью, все таки сумел завоевать мировую

славу, хотя уже и после своей смерти. Также в этой главе описаны и

проанализированы некоторые, наиболее важные для понимания философии

Кьеркегора, работы, такие как "Повторение"(1843), "Понятие страха"(1844),

"Философские крохи"(1846).

Вторая глава работы посвящена проблеме бытия единого и единственного

человека. Здесь последовательно рассматриваются три "сферы существования"

человека: эстетическая, этическая и религиозная.

Эстетическая и этическая стадии рассмотрены в контексте работы "Или-

или", где Кьеркегор раскрывает психологические механизмы жизнеотношений,

предлагает типологию соответствующих характеров и демонстрирует их

парадоксальную обреченность на примере судьбы римского императора Нерона.

Религиозная сфера непосредственно связана с понятием веры. Источник

веры и ее специфика рассмотрены в небольшом сочинении Кьеркегора "Страх и

трепет"(1843). "Страх и трепет" вовсе не чисто теологическое произведение,

в нем подробно дискутируются многие чисто философские проблемы и категории,

развернута полемика с Декартом, Лейбницем, Кантом и Гегелем. Часто автор

обращается к античным философам, прежде всего к Сократу, Платону и

Аристотелю. Но главным источником остается Слово Божье и протестантская

догматика.

В этих произведениях Кьеркегор с исключительным мастерством описывает

разные жизненные позиции, меняя при этом стили письма, однако достаточно

последовательно показывая, что христианский образ жизни достигается

движением от эстетического через этический к религиозному. В этих

сочинениях содержатся точные определения таких категорий, как вера, истина,

откровение, разум; анализируется проблема этической ответственности в

конкретных ситуациях; разрабатывается оригинальная и глубокая философия

религии.

Вместе с тем при любом отношении к идейному содержанию и философской

ценности воззрений Кьеркегора нельзя не признать, что это был человек

большой умственной одаренности, владеющий необычайным литературным

мастерством.

Цель работы — познакомиться с личностью этого мыслителя; рассмотреть

наиболее значимые для понимания его философии работы; показать особенность

его взглядов на проблему бытия человека.

В работе были поставлены следующие задачи:

1. Познакомиться с биографией Серена Кьеркегора;

2. Показать формирование этой личности как философа и факторы,

повлиявшие на это;

3. Рассмотреть ряд наиболее важных работ;

4. Исследовать проблему экзистенции человека, рассмотреть три "сферы

его существования" и проанализировать работы "Или-или" и "Страх и

трепет".

Глава1

Детство и юность

Родился Серен Кьеркегор 5 мая 1813 года. Местом рождения Серена был (в

последствии его снесли) дом на аристократической Нюторв — Новой площади в

Копенгагене.

Родители являли собой полную противоположность друг другу. Мать Серена

Анна, маленькая круглолицая толстушка, нежно и весело опекающая своих

детей, вначале была служанкой в доме его отца. Микаэль Кьеркегор вступил с

нею в брак вскоре после смерти первой жены, и гораздо скорее, чем

полагалось по закону, у них родился ребенок.

Микаэль Педерсон был угрюмым, мрачным, суровым человеком, религиозным

фанатиком, предавшимся после прекращения торговли, молитвам и покаянию в

грехах. Два "великих греха" тяготели над ним, омрачая все его

существование. Грехи эти долго оставались тайной для Серена, а позднее,

когда он узнал о них, оказали и на него удручающее влияние. Первым грехом

отца было проклятие, посланное им господу богу, обрекшему десятилетнего

пастушка на невыносимо тяжелую работу. Вторым же грехом было совращение

служанки — будущей жены. "Я родился в результате преступления, я появился

вопреки воле божьей…"— писал его младший сын в "Дневнике" незадолго до

смерти. Вот и замаливал отец Серена до самой кончины в 82-летнем возрасте

эти великие прегрешения, грозившие ему муками ада, превратив тем самым

последние 40 лет своей жизни в ад кромешный.

С 6-лет Серен начал учиться в школе. Хилый, болезненный мальчик, с

искривленным позвоночником и кривыми тонкими ножками, не оставался в долгу

перед насмешниками и обидчиками. Задористого и язвительного, отец прозвал

его "вилкой".[2] Мать Серена умела читать по складам, а вот писать не

выучилась. Зато она прекрасно понимала, как нужна свобода ее непоседливому

бойкому на язык сыну, который озорничал на уроках и дразнил однокашников. О

материнском влиянии на Кьеркегора судить трудно, что же касается отца, тот

сыграл в его жизни роковую роль.[3] "С детства, — писал он впоследствии, —

я находился во власти невыносимой деспотии… Будучи ребенком, я подвергался

строгому и суровому христианскому воспитанию, говоря по-человечески,

безумному воспитанию…"[4] Отец воспитывал сына в духе угрюмого

христианства, дабы тот возлюбил распятого Христа, оплеванного толпой.

Будучи начитан, отец любил вести философские беседы со своими двумя

высокоодаренными сыновьями — Педером Кристианом (род. 1805) и Сереном. В

1830-е гг. обоих братьев, так же как и отца, не покидала мысль, что семью

их поразил гнев Господень. Отец проклял Бога, и Божья кара за этот грех,

видимо, заключалась в том, что ни одному из его детей не суждено

переступить возраст Христа и что он переживет их всех: в 1819 и 1833 г.

Микаэль Кьеркегор потерял двух сыновей, в 1822, 1832 и 1834 г. — трех

дочерей (две последние оставили ему малолетних внуков). В 1834 г.

скончалась также его жена. Серен с удивлением отметил тот факт, что в 1839

г. его старшему брату исполнилось тридцать четыре, а самому ему в 1848 г. —

тридцать пять.[5]

Осенью 1830г. по воле отца 17-летний Серен был зачислен студентом

теологического факультета Копенгагенского университета. Зачисленный, как и

все студенты, в королевскую лейб-гвардию, он через 3 дня был отчислен из

нее по состоянию здоровья. Вопреки желанию отца, теология не заинтересовала

молодого студента. Кьеркегор, как и многие его талантливые сверстники,

переживал духовный кризис. Уже в 1834г. жизнь его разбивается. Рушится

вера. Невообразимо трудно "найти идею, ради которой я буду жить и умру", —

так пишет он 1 августа 1835 года. "Тщетно ищу я, — писал он в начатом в

1834г. "Дневнике", что-либо, что могло бы оживить меня. Даже звучный язык

средневековья не в состоянии заполнить образовавшуюся во мне пустоту". Его

больше привлекала эстетика, и занятия на теологическом факультете тянулись

целое десятилетие.[6]

Следующей весной развлечения Кьеркегора принимают характер дебошей,

что, по его же собственным словам, ему придется искупать всю оставшуюся

жизнь. 1сентября 1837г. Кьеркегор выехал из родительского дома, а в конце

того же года отец уплатил его долги, достигшие почти тысячи трехсот

ригсдалеров, пообещав выдавать ему пятьсот ригсдалеров ежегодно. В 1838г.

Кьеркегор возрождается духовно. "19 мая, в 10Ѕ утра" он пережил прилив

"неописуемой радости", святое обращение. 9 августа умирает его отец — это

было "страшным потрясением", вместе с тем Кьеркегору ясно: тот "умер ради

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты