Кандидатский по философии

творческого потенциала, невиданные способы общения людей - все это породит

иной тип человеческой личности.

Характеризуя грядущее общество как информационное, возникающее на основе

компьютерной технологии, следует, видимо, сделать одно важное дополнение.

Как отмечалось отечественными исследователями (например, А. Д. Урсул), это

общество должно быть не только информационным, но и экологическим.

Выдвижение в постиндустриальном обществе на первый план информационных

проблем еще не решает всех коллизий в отношении "общество-природа".

Назревающий глобальный экокризис (о нем подробнее - в следующей лекции)

повелительно требует поворота общества в сторону коэволюционных задач, т.е.

достижения оптимальных отношений человечества и его природно-экологической

среды. Производство не может не стать экологизированным. Иначе мы

захлебнемся в его отбросах, погубим естественные условия нашего обитания.

Как это ни печально, но вещественные и энергетические ресурсы иссякают.

Уже есть обоснованные расчеты, на сколько сможет хватить в обозримом

будущем невозобновляемых ресурсов (уголь, нефть, газ и др.). Но есть один

ресурс, который стремительно возрастает - интеллектуальный, информационный

и прежде всего ресурс научно-технического знания, образованности,

информированности людей. Опираясь главным образом на этот ресурс, включая и

духовно-нравственное богатство, человечество в состоянии преодолеть

назревающую глобальную нестабильность и выйти к новым горизонтам истории.

Завершая лекцию о философских проблемах современного развития науки и

техники, поставим вопросы: есть ли будущее у научно-технического прогресса?

Во всех ли отношениях его можно рассматривать как прогресс?

Дело в том, что, создавая "техносферу", человечество теснит природу,

антропогенное (связанное с деятельностью человека) воздействие на биосферу

Земли становится губительным, прерываются естественные циклы возобновления

природных ресурсов. Плата за удобства, комфорт, высокие урожаи и дома с

горячим водоснабжением оказывается непомерно высока. Видимо, не по всем

параметрам и не во всех отношениях научно-технический прогресс есть благо.

Многое в нем пугающе быстро оборачивается злом. Перед человечеством

возникли глобальные проблемы выживания рода людей. Но об этом разговор

пойдет в следующей лекции.

29. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса

Впервые в истории философской мысли Г. Гегель поставил вопрос о наличии

в историческом процессе объективной закономерности. Он нарисовал объективно-

историческую картину исторического процесса, где реализуется содержание

Мирового Духа. В дальнейшем было предпринято множество попыток объяснить

историю.

На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу

исторического процесса. Один - формационный, или монистический, другой -

цивилизационный, или плюралистический. В рамках первого выделяют две

концепции - марксистскую и теорию постиндустриального общества.

Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой

развития способа производства. На этой основе происходит выделение

определенных стадий в развитии общества - формаций. Концепция

постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-

исторического процесса провозглашает три типа обществ: традиционное,

индустриальное и постиндустриальное.

Коренная идея монистического подхода состоит в признании единства

человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Коренная

идея второго - отрицание единства истории человечества и его

прогрессирующего развития.

Результаты титанического труда К. Маркса и Ф. Энгельса по изучению и

критическому анализу всемирно-исторического опыта позволили выделить

совершенно новое для историографии и социальной философии понятие, понятие

"формация". Общественно-экономическая формация есть общество на

определенной ступени исторического развития, характеризующееся

специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и

духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой

семьи. Учение об общественно-экономической формации дало ключ к пониманию

единства исторического процесса, что выражено прежде всего в

последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом,

когда каждая последующая формация зарождается в недрах предыдущей. Единство

проявляется и в том, что все общественные организмы, имеющие своей основой

данный способ производства, воспроизводят и все другие типичные черты

соответствующей общественно-экономической формации. Но конкретно-истори-

ческие условия существования общественных организмов весьма различны, и это

приводит к неизбежным расхождениям в развитии отдельных стран и народов,

значительному многообразию исторического процесса и к его неравномерности.

Высокие претензии марксизма на революционное изменение мира вызвали

широкую оппозицию по отношению к нему. По степени критического настроя к

формационному учению можно условно выделить два основных направления.

Представители первого настаивают на необходимости замены марксистского

подхода как не выдержавшего проверки историческим опытом новым, в корне

отличным подходом. Представители второго отрицают необходимость такой

замены, настаивая лишь на обновлении марксистского подхода, т.е. на

ликвидации ряда его недостатков. Основным же недостатком формационного

подхода к истории является выпадение из исторического познания вообще

множества элементов и связей общества как системы, которые не находят в

монистическом взгляде на историю своего адекватного объяснения. Прежде

всего, как отметил М.А. Барг, при формационном подходе картина социальной

структуры настолько объединяется, что вся многоплановая социальная

структура так или иначе подтягивается к классам-антагонистам, а духовная

культура сводится, несмотря на все свое богатство, к отражению интересов

основных классов, к отражению первичной стороны и не рассматривается как

самостоятельный, генетически независимый фактор[2].

Cамостоятельное значение приобретает вопрос о "географических"

границах применения формационной теории. Эта теория, разработанная на

материале истории Западной Европы, верно охватывает некоторые особенности

развития западной цивилизации. Применительно к восточным обществам этот

подход выглядит менее убедительно. Реальные тенденции и формы развития на

Востоке и еще многих регионах мира не укладываются в схему пяти формаций.

Это почувствовал еще сам Маркс, выдвинувший проблему азиатского способа

производства, но так и не решивший ее.

Если формационный (монистический) подход к истории раскрывается

достаточно легко, то с цивилизационным подходом дело обстоит сложнее,

поскольку единой цевилизационной теории не существует, как не существует

единого понятия "цивилизация". Этот термин весьма многозначен. В настоящее

время цивилизация рассматривается в трех аспектах. В первом аспекте понятия

"культура" и "цивилизация" трактуются как синонимы. Во втором цивилизация

определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организа-

ционных инструментов, обеспечивающих людям достойную их социально-

экономичес-кую организацию общественной жизни, относительно высокий уровень

потребления комфорта. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как

историческая ступень развития человечества, следующая за варварством.

На основании цивилизационного подхода выделяется множество

концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют

плюралистическим. По логике этого подхода существует множество исторических

образований (цивилизаций), слабо или вообще не связанных друг с другом. Все

эти образования равноценны. История каждого из них уникальна, как уникальны

они сами. Главное отличие цивилизационного подхода - отсутствие решающей

детерминации в развитии общества. Если формационная теория начинает

постижение общества "снизу", выдвигая на первое место материальное

производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение

общества, его истории "сверху", т.е. с культуры во всем многообразии ее

форм и отношений (религия, искусство, нравственность, право, политика и

проч.). И здесь важно, избегая жесткой привязки к способу производства, не

упустить из виду опасность другого монизма - не менее жесткой привязки к

духовно-религиозному или психологическому началу.

Значительный вклад в развитие цивилизационного подхода внесли О.

Шпенглер, М. Вебер, А. Тойнби. Этот подход базируется не на выделении

уровня производительных сил и экономического базиса, а на определении

преобладающего вида хозяйственной деятельности и господствующей системы

ценностей в жизни общества. Здесь отсутствует абсолютизация социально-

экономических законов, господствующих над людьми, принимается во внимание

сложное переплетение технического, экономического, политического,

религиозного и других социокультурных факторов в реальной деятельности

людей, провозглашается право каждого народа на собственный социально-

исторический эксперимент, на реализацию своей культурной программы.

Но посвящая анализу культуры все свое внимание и энергию, сторонники

цивилизационного подхода часто вообще не обращаются к материальной жизни.

Цивилизационный подход представляется именно как противоположность

формационного, как отрицающий материально-произ-водственную детерминацию

общества и его истории. Но противоположности смыкаются. Выпячивание какой-

либо одной формы культуры делает подход монистическим, однотипным

формационному.

Цивилизационный подход еще не разработан до конца как

общеметодологический подход к анализу общественно-исторического процесса. И

он должен быть плюралистическим, принимающим во внимание сложное

переплетение технического, экономического, политического, религиозного и

других социокультурных факторов в общественно-историческом процессе. Его

методология должна находиться в соответствии с современными представлениями

о многофакторности и многовекторности развития. Сущность цивилизационного

подхода должна усматриваться в многофакторном и многовекторном анализе

общественно-исторического процесса. В этом случае насущно необходимым

станет использование достижений монистического подхода, результатов анализа

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты