отрицательная величины.
Кант также говорит о боге. Ни на собственном, ни на чужом опыте мы
не можем убедится в его существовании. Нам остается положится на разум:
только система рассуждений приводит к выводу, что есть на свете некое
высшее, абсолютное и необходимое существо. (Свои соображения по данному
вопросу Кант изложил в трактате "Единственно возможное основание для
доказательства бытия бога". Работа вышла в конце 1762 года, принесла автору
первую литературную известность, но богословов насторожила. Кант
утверждал, что мораль и религия - разные вещи. Мораль скорее всеобщий
человеческий, нежели божественный, суд. Конечно, страшен бог без морали,
но такое бывает. Может и мораль обходится без религии. Есть нравственные
народы, не познавшие бога. Общество должно терпимо относится к атеистам,
если они ведут себя нравственно.
По мнению Канта, наука в современном ему обществе заражена двумя
болезнями. Имя одной - узость горизонта, однобокость мышления, имя другой
- отсутствие достойной цели. Наука нуждается в "верховном философском
надзоре". Перед собой Кант ставит задачу преодоления пороков современной
ему науки. "Если существует наука, действительно нужная человеку, то это
та, которой я учу, - а именно подобающим образом занять указанное человеку
место в мире - и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы
быть человеком". Ценность занятия определенна нравственной ориентацией; та
наука, которой он себя хочет посвятить,- наука людей. Отныне в философских
исканиях Канта центральная тема - проблема человека. Весь вопрос в том,
что же действительно нужно человеку, как ему помочь.
Еще недавно Кант призывал метафизику опираться исключительно на опыт,
теперь у него другая забота - предостеречь ее от переоценки опыта; принципы
чувственного познания не должны выходить за свои рамки и касаться сферы
рассудка.
Педагогические воззрения Канта формировались под влиянием Руссо и
тех попыток осуществить руссоистские идеи, которые были приняты на
немецкой земле.
Кант был увлечен новыми влияниями в педагогике. Хотя он фактически
прекратил литературную деятельность, философ все же опубликовал две заметки
в местной газете. Кант призывал не к реформе школьного дела, а к
революции в нем. Всякая культура,полагал Кант, начинается с личной
инициативы.
Человека можно либо дрессировать, либо просвещать.Главная цель
воспитания - научить думать. Сознательно человек должен пройти четыре
ступени воспитания - обрести дисциплину, получить навыки труда,
научиться вести себя и быть моральным. Прежде и превыше всего -
дисциплина, ее отсутствие превращает человека в дикаря; взрослого всегда
можно обучить любым навыкам, но возместить отсутствие дисциплины -
невозможно. Самая трудная ступень - последняя. Мы живем в эпоху дисциплины,
культуры и цивилизации, но до моральности нам далеко.
Одна из наиболее сложных задач воспитания состоит в том,чтобы
соединить подчинение законному принуждению со способностью пользоваться
своей свободой.
В марте 1781 года Кант написал книгу "Критика чистого разума". В свое
время Бекон выступил с критикой схоластического разума и житейского
рассудка, с требованием отбросить мертвые догмы и укоренившиеся
предрассудки, проверять в опыте все положения, претендующие на истинность.
Кант видел себя продолжателем этого начинания.
"...Законный конец и предел бесконечного блуждания. Бэкон искрение
верил, что своим трудом он создаст систему наук и решит ее основные
теоретико-познавательные проблемы. Он умер, не завершив начатого дела. А
истекшие полтора века показали, насколько дерзкой была попытка положить
предел "блужданиям разума". Предполагаемый конец обернулся началом.
Думал ли Кант, что на его долю выпало решение задачи,
поставленной Бэконом? Через двадцать лет он напишет статью "Конец всего
сущего", где лишь иронически улыбнется над любой человеческой претензией
положить предел чему-либо беспредельному. На долю человеческого разума,
пишет Кант, выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он
не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но
в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят его
возможности. В такое затруднение разум попадает не по своей вине. Он
начинает с основоположений, выведенных из опыта, но, поднимаясь к
вершинам познания, вскоре замечает, что перед ним возникают все новые
вопросы, ответ на которые он не может дать. И разум вынужден прибегнуть к
новым основоположениям, которые хотят и кажутся очевидными, но выходят за
пределы опыта. И тут его подстерегают противоречия, которые свидетельствуют
о том, что где-то в самой основе скрыты ошибки, обнаружить которые
опытным путем невозможно.
Так начинается предисловие. Кант видит свою задачу в том, чтобы
преодолеть две мировоззренческие позиции, два вида одностороннего и,
следовательно, ложного подхода к проблеме познания-догматизм и
скептицизм. Одновременно это преодоление Вольфа.Так как Вольфу
принадлежало разделение всех философских направлений на скептиков и
догматиков. Первые пребывают в сомнении относительно природы вещей,
вторые на этот счет придерживаются четкого (догматического взгляда).
Кант предлагает третий путь - единственно здравый, по его мнению,-
путь критики. Причем речь идет не о критике каких-либо книг или
философских систем, а о критике самого разума, взятого в чистом виде, то
есть независимо от какого бы то ни было опыта.Кант намерен изучить
инструмент познания, прежде, чем пустить его в дело.
Труд Канта положил начало замечательной традиции в европейском
духовном развитии. Суть ее состоит в том, что каждый дальнейший шаг
вперед рассматривается как переосмысление накопленного богатства,которые
бережно хранятся, но не превращается в фетиш.
Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им
часть наших знаний порождается самой познавательной способностью,носит,
по выражению Канта, априорный ( доопытный ) характер. Эмпирическое знание
единично, а поэтому случайно; априорное - всеобще и необходимо.
(Априоризм Канта отличается от идеалистического учения о
врожденных врожденных идеях. Во-первых, по Канту, доопытны только формы
знания, содержание целиком поступает из опыта. Во-вторых, сами доопытные
формы не являются врожденными, а имеют свою историю. Реальный смысл
кантовского априоризма состоит в том, что человек, приступающий к познанию,
располагает определенными, сложившимися до него формами познания. Наука
обладает ими тем более. Если посмотреть на знания с точки зрения его
изначального происхождения, то весь его обьем, в конечном итоге взят
из все расширяющегося опыта человека, другое дело, что на ряду с
непосредственным опытом есть опыт косвенный, усвоенный. Так сегодня мы
смотрим на проблемы, поставленные Кантом.)
Далее Кант устанавливает различие между аналитическими и
синтетическими суждениями. Первые носят поясняющий характер, а вторые
расширяют наши знания. Суждения (все тела) протяженные аналитично, так
как понятие тела уже включают в себя свойства протяженности. В суждение
(вчера шел дождь) синтетично т.к. понятие прошедшего дня не связано с
дождливой погодой.
Все опытные, эмпирические суждения синтетичны. Это очевидно.Но вот
вопрос: как возможны априорные ( доопытные ) синтетические суждения ? Это
главный вопрос "Критики чистого разума". В том, что они существуют Кант не
сомневался, иначе научные знания не были бы обязательными для всех, по
его глубокому убеждению, все математические суждения априорны и
синтетичны. Проблема состоит в том, чтобы объяснить их происхождение. Это
относится и к естествознанию. Естественные науки существуют и
развиваются, дают новое, обязательное для всех знание.
Что касается философии (или, как Кант ее называл, метафизики), то о
своей области знания мыслитель судит осторожно. Надо еще проверить,
является ли она наукой, дает ли она новое знание, опирается ли она на
всеобщие, обязательные для всех принципы.
В результате главный вопрос "Критики"- как возможно чистое,
внеопытное знание-распадается на три. Как возможно математика? Как
возможно естествознание? Как возможна метафизика в качестве науки? Отсюда
три раздела основной части "Критики чистого разума"- трансцендентальная
эстетика, аналитика, диалектика.
Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она
изучает переход в систему знаний, точнее - конструирование нашей
познавательной способностью условий опыта. Трансцендентальное Кант
противопоставляет трансцендентному, которое остается за пределами
возможного опыта, по ту сторону познания.
Опытные данные, поступающие извне, не дают нам адекватного знания об
окружающем нас мире. Априорные формы обеспечивают всеобщность знания,
но не делают его копией вещи. То, чем вещь является для нас (феномен) и
то, что она представляет сама по себе (ноумен), имеет принципиальное
различие "Наблюдение и анализ явлений, - говорится в "Критике чистого ума",
- проникают внутрь природы, и не известно, как далеко со временем
продвинемся в этом".
Границы опыта постоянно расширяются. Но сколько бы не увеличивались
наши знания, эти границы не могут исчезнуть, как не может исчезнуть
горизонт, сколько бы мы не шли вперед.
Познание не знает придела. Верить в науку нужно, но переоценивать ее
возможностей не следует. Против необоснованных претензий науки,
догматического предрассудка и ее всесилии и направлен реальный смысл
учения Канта о вещах самих по себе. При неверном истолковании оно может
сбить с толку, при правильном - открыть путь истинный.
Что есть истина? Для философа это неизбежный вопрос. Кант не уходит от
него, хотя и медлит с ответом. Умение ставить разумные вопросы, несколько
раздражено рассуждает он, - необходимый признак ума. Если вопрос сам по
себе лишен смысла, то кроме стыда для вопрошающего, он имеет еще и тот
недостаток, что побуждает к нелепому ответу и создает смешное зрелище.
Раздражение вызвано тем, что вопрос об истине мучит Канта, но он