Философия любви

(«филетайриа»), к друзьям («филофилиа»), вообще дружелюбие

(«филофронэсис»), любовь к своему родному городу («филополи»), к своим

согражданам («филополитэс» — «любящий своих сограждан»), любовь к своему

отечеству («филопатриа»), любовь к своей родине — Греции, преданность ей

(«филеллэн» — любящий Грецию, Элладу), любовь к народу («филодэмос» —

«народолюбивый»), любовь к человеку («филантропиа», отсюда «филантропия»).

«Филиа» — любовь к наслаждению («филэдониа»), к славе («филендоксиа»), к

власти («филархиа»). Это любовь к свободе («филелеутерон»), но любви к

несвободе, к рабству у древних греков не было, хотя было «филотюраннос» —

«стоящий на стороне тиранов, приверженец тирании». «Филиа» — любовь к

прекрасному, («филокалиа») — любви к безобразному не было; любовь к

добродетели, к добру, к доброте («филагатос»), но возможно и стремление к

пороку («филопонэрос» — «тяготеющий к пороку» в отличие от «филаретос» —

«любящий добродетель»). «Филиа» — любовь к правде, к истине («филалетейа»),

но возможна и любовь ко лжи («филопсеустиа»). «Филиа» — любовь к

деятельности («филергиа»), труду («филопониа»), к земледелию

(«филогеоргиа»), к искусствам, ремеслам («филотехниа»), любовь к музам, т.

е. также любовь к наукам и искусствам («филомусиа»). Это также любовь к

богатству («филоплутиа»), жадность к деньгам («филохрэматиа»), страсть к

наживе, корыстолюбие («филкердейа»). «Филиа» — любовь к общению

(«филокойнос» — «любящий общение») и любовь к одиночеству («филеремос» —

«любящий одиночество»). «Филиа» — любовь к своему телу, т. е. тщательный

уход за телом («филосоматон»), любовь к самому себе («филоаутос»), любовь к

своей душе, к своей жизни («филопсюхиа» и «филодзойа»), однако это

осуждалось как чрезмерное жизнелюбие, жалкая привязанность к жизни, как

источник трусости и рабства.

Кроме «эроса» и «филиа» были у эллинов и другие термины, обозначающие

любовь. Это производные от «филии» термины: «филосторгиа» — «нежная любовь,

горячая привязанность», «филотэс» — «дружба, привязанность, любовь». Еще

более мягкой, чем «филиа», любовью является, возможно, «агапэсис» — любовь-

влечение. Во времена вечерней зари языческой культуры и утренней зари

христианской эта любовь приняла форму «агапэ» — новозаветной любви (агапы —

братские трапезы у ранних христиан).

Мифология — антропоморфична. В мифологии люди, не зная законов природы,

подлинных причинно-следственных отношений в мире, объясняли явления

поверхностно, связывая их ассоциативно, по аналогии со своими отношениями и

свойствами. Была мифологизирована и обожествлена и любовь. В Древней Греции

она мифологически была представлена в образах нескольких мифологических

существ. Это, прежде всего Афродита и Эрот (в Риме соответственно Венера и

Амур).

Афродита — богиня любви и красоты. Ей приписывалась большая роль. Ей

подчинено почти все живое. Афродита даже сводит богов с женщинами, а богинь

— с мужчинами.

Имел свой мифологический образ и эрос. Это Эрот — сын Афродиты (по

некоторым версиям, Артемиды, изменившей своей девственности). Тот

хорошенький, шаловливый и безжалостный мальчик с крылышками, с луком и

стрелами любви, которые он по своему капризу пускает то в богов, то в

людей,— плод эллинистического искусства, вначале же Эрота изображали в виде

необработанной каменной глыбы.

Среди видов «филии» была и любовь к познанию. Это «филоматейа» —

«любовь к знанию, любознательность» («матэма» — «знание, учение, наука»,

отсюда математика), «филологиа» — «любовь к ученым беседам, занятиям»,

отсюда филология (однако «логос» означал не всякое слово, а только ученое,

разумное, отсюда и иной смысл термина «филологиа», чем это принято теперь),

«филопеустиа» — «пытливость, любопытство» наконец, «философиа» — «любовь к

знанию, любознательность; исследование, учение, наука; любовь к мудрости,

философия; философское учение». Глагол «философео» означал «любить знания,

быть любознательным, мудро рассуждать...», а существительное «философос»

«образованный, просвещенный человек, ученый, любитель мудрости...».

Философия, возникнув из мифологического мировоззрения под влиянием

окрепшего в самой жизни, а также в сферах специального знания интеллекта,

логоса (логос нельзя отождествлять с философией, логос - то, благодаря чему

существует философия), все же смогла до конца изжить антропоморфизм. Им

философы как бы «затыкали дыры» в своих философских системах. Для этого

употреблялись и остающиеся, в сущности, мифологическими образы любви,

прежде все Афродиты, Эроса, Филии. Древнегреческий предфилософ Гесиод, не

умея объяснить движущую силу космогонического процесса, процесса

происхождения и развития космоса (а кто может это объяснить?), находит эту

силу в космическом, вселенском эросе.

Сократ доказывает, что любовь к прекрасному — это любовь к своему

благу, любовь к вечному обладанию этим благом, любовь к бессмертию. Но люди

смертны. Та доля бессмертия, которую дали людям бессмертные боги,—

способность к творчеству (а это «все, что вызывает переход из небытия в

бытие»), к рождению («рождение — это та доля бессмертия и вечности, которая

отпущена смертному существу»). Однако стремление к прекрасному имеет и

более высший смысл. Это стремление к идеальному, небесному, точнее говоря,

занебесному миру. Обыватель любит прекрасные вещи, прекрасные тела. Но

философ любит прекрасное само по себе. Оно чисто, прозрачно, беспримесно,

не обременено человеческой плотью, красками и всяким бренным взором, оно

божественно и единообразно. Увидев хоть раз такое прекрасное, человек не

может уже жить прежней жалкой жизнью. Такой человек родит уже не призраки

добродетели, а саму добродетель, не призраки истины, а саму истину... Так,

рассказывает Сократ, сказала мне мудрая Диотима, «и я ей верю. А, веря ей,

я пытаюсь уверить и других, что в стремлении человеческой природы к такому

уделу у нее вряд ли найдется лучший помощник, чем Эрот.

Образ Эрота в философской системе идеалиста Платона. За всеми видами

любви: к родителям, к детям, к женщине, к мужчине, к отечеству, к труду, к

поэтическому и правовому творчеству и т. д. и т. п. должна стоять высшая

любовь — любовь к миру вечных и неизменных идей, к высшему миру добра как

такового, красоты как таковой, истины как таковой. (Это и есть то, что

обычно называют «платонической любовью», неверно понимая под этим

несексуальную любовь мужчины и женщины. Такой любви быть не может, а если и

возникают такие отношения между ними, то это не любовь, а дружба.)

Все же в Древней Греции (и позднее в Риме) любовь ценилась высоко. В

«Пире» содержится подлинное прославление любви. Более того, там говорится и

о ее положительном нравственном содержании. «Ведь тому, чем надлежит

руководствоваться людям, желающим прожить свою жизнь безупречно, никакая

родня, никакие почести, никакое богатство, да и вообще ничто на свете не

научит их лучше, чем любовь».

Тема любви в философской культуре Нового Времени

В эпоху Возрождения тема любви расцвела в обстановке общего острого

интереса ко всему земному и человеческому, освобождающемуся из-под контроля

церкви. «Любовь» возвратила себе статус жизненной философской категории,

который она имела в античности у Эмпедокла и Платона и который был в

средние века заменен на статус религиозно-христианский. Но религиозный

оттенок любовного чувства не исчез совсем, и в этом сыграло свою роль то,

что возрожденный во Флорентийской академии XV в. неоплатонизм изначально

был проникнут настроением благочестия. Но ренессансное миросозерцание

упорно стремилось освободиться от гнета церкви, и в давнем

противопоставлении любви «земной» и любви «небесной» земная громко заявила

о своих правах, отстаивая их со все большей решительностью.

В философских построениях флорентийского неоплатоника XV в. Марсилио

Фичино, не отличавшегося ни отменным здоровьем, ни буйством темперамента,

все-таки поставлены в центр мировоззрения не божественные сюжеты, но

человек, который полон сил и в гармоничном мироустройстве соединен со всеми

прочими частями космоса могучими связями любви. М. Фичино указывает на три

основных вида любви, которым присуще значительное внутреннее различие:

любовь равных существ к равным, низших к высшим и высших к низшим. В

третьем случае любовь выражается в умиленном опекунстве, во втором — в

благодарном почитании, а в первом составляет основу всепроникающего

гуманизма.

Но наивысшего пафоса ренессансное представление о сущности и значении

любви достигло, пожалуй, в философском учении Джордано Бруно (1548— 1600).

В диалоге Бруно «О героическом энтузиазме» любовь предстает как отличная в

принципе от «нерационального порыва, стремления к чему-то звериному и

неразумному», героическая, огненная страсть, окрыляющая человека в его

борьбе и стремлении к познанию великих тайн природы, укрепляющая его в

презрении к страданиям и страху смерти, зовущая на подвиги и сулящая

восторг единения с могучей, неисчерпаемой и бесконечной Природой. «Любовь —

это все, и она воздействует на все, и о ней можно говорить все, ей можно и

все приписывать». Под пером Джордано Бруно любовь превращается во

всепроникающую космическую силу, которая делает человека непобедимым.

Человеком овладевает горячее желание быть причастным к божественной, в

смысле ее величия, Природе, то есть пребывать в интеллектуальной «любви к

Богу (amor dei intellectualis)».

В XVII в. подули новые ветра... В антитезе к унаследованному от времен

Реформации и Контрреформации и на заре Нового времени далеко еще не

исчезнувшему мистическому пониманию любви как религиозного или религией

окрашенного чувства складываются совсем иные концепции. Рене Декарт в

трактате «Страсти души» (1649) утверждает, что «любовь есть волнение души,

вызванное движением «духов», которое побуждает душу добровольно соединиться

с предметами, которые кажутся ей близкими, а ненависть есть волнение,

вызванное «духами» и побуждающее душу к отделению от предметов,

представляющихся ей вредными».

Апогей гуманистического толкования любви и ее роли в жизни человечества

в периоды немецкого Просвещения и литературного движения «Буря и натиск»

был достигнут в творчестве Иоганна Вольфганга Гёте. Любовь чувственная и

трагическая, возвышенная и надуманная, искренняя и недоверчивая,

прекраснодушная и легкомысленная — все эти и другие ее оттенки и изгибы

живописует поэт, демонстрируя неисчерпаемую палитру состояний человеческих

душ в разные эпохи, у разных народов и в разных жизненных коллизиях, в

широчайшем диапазоне времени и пространства (например, «Книга любви» в

лирическом «Западно-восточном диване», «Трилогия страсти»). Любовь

формирует личность, окрыляет ее и вселяет в нее мужество, делая ее

способной идти наперекор всему, даже собственной жизни (роман «Страдания

молодого Вертера»), бросая вызов ханжеству и предрассудкам (роман

«Избирательное сродство»), губит в своей роковой судьбе (драма «Мария

Стюарт»), но и спасает и очищает (трагедия «Фауст»).

Любовь как способ существования человека.

Согласно Ницше, любовь всегда эгоистична, альтруизм невозможен, его

соучастие в любви противоестественно. В этом смысле любовь и мораль

исключают друг друга, любовь оказывается «по ту сторону добра и зла». Если

одухотворенность и возможна в любви, то это лишь одухотворенность

чувственности в смысле ее острой осознанности, «пронзительности». Так как

любовь есть способ самоутверждения Воли, то она проявляет себя не только

как любовь к существу противоположного пола, но и как любовь к жизни вообще

и любовь к власти особенно. Но эти два последние измерения присутствуют и в

половой любви как стремление к преодолению налично существующего, как

желание победить партнера в любви, сломать его и подчинить себе. Преодолеть

существующее — значит преодолеть и свое прежнее существование: любовь

способствует жизненному творчеству, но также и отрицанию уже существующей

жизни, так что она оказывается преамбулой смерти, вводит на ее порог.

Страсть любить, отмечает в книге «Искусство любить» американский

социолог Э. Фромм, это самое существенное проявление человеческих

положительных, жизнеутверждающих влечений. «Любовь – единственный

утвердительный ответ на вопрос о проблеме существования человека». Однако,

продолжает он, большая часть людей не способна развить ее до адекватного

уровня возмужания, самопознания и решимости. Любовь вообще – это искусство,

требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, словом,

его надо постигать. Причиной того, что многие не признают этой

необходимости, являются, по мнению Фромма, следующие обстоятельства: 1)

большая часть людей смотрит на любовь с позиции «как быть любимым», но не

«как любить», не с позиции возможности любви; 2) представление, что

проблема в самой любви, а не в способности любить; 3) смешиваются понятия

«влюбленность» и «состояние любви», в результате чего доминирует

представление о том, что нет ничего легче любви, в то время как на практике

это совсем иначе. Чтобы преодолеть это состояние, надо осознать, что любовь

– искусство (равно как человеческая жизнь вообще), что его необходимо

постичь. Прежде всего, надо понять, что любовь нельзя сводить только к

отношению между противоположными полами, мужчиной и женщиной. Любовью

отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях (любовь к

труду, родине, удовольствиям и т.п.), более того, любовь может быть

побудительницей этой деятельности, ее стимулом, источником энергии. «Любовь

становится более плодотворной от наших внутренних переживаний, - пишет Х.

Ортега-и-Гассет, - она рождается во многих движениях души: желаниях,

мыслях, стремлениях, действиях; но все то, что прорастает из любви, как

урожай из семени, еще не сама любовь; любовь – это условие, чтобы названные

движения души проявились». Поэтому в каждую эпоху выделились разные виды и

аспекты любви, делались попытки систематизировать формы ее проявления,

расположив их по мере значимости и смыслу.

Любовь – и в этом проявляется ее уникальная роль в жизни – одна из

немногих сфер, в которых человек способен почувствовать и пережить свою

абсолютную незаменимость. Во многих социальных ролях и функциях конкретного

человека можно заменить, заместить, сменить, только не в любви. В этой

сфере жизни индивид имеет, таким образом, высшую ценность, высшее значение

по сравнению со всем остальным. Здесь человек не функция, а он сам, в своем

конкретном и непосредственном абсолюте. Именно поэтому только в любви

человек может прочувствовать смысл своего существования для другого и смысл

существования другого для себя. Это высший синтез смысла существования

человека. Любовь помогает ему проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в

нем хорошее, положительное, ценное.

И, наконец, любовь – это одно из проявлений человеческой свободы. Никто

не может заставить любить – ни другого, ни самого себя. Любовь – дело

собственной инициативы, она основа самой себя.

Специфику любви Ортега-и-Гассет характеризует так: «Любовь – и именно

любовь, а не общее состояние души любящего – есть чистый акт чувств,

направленный на какой-либо объект, вещь или личность. Как одно из

чувственных проявлений памяти, любовь сама по себе отлична от всех

составных памяти: любить – это не соотносить, наблюдать, думать,

вспоминать, представлять; с другой стороны, любовь отлична и от влечения, с

которым она зачастую смешивается. Без сомнения, влечение – одно из

проявлений любви, но сама любовь не есть влечение… Наша любовь – в основе

всех наших влечений, которые, как из семени, вырастают из нее».

Любовь всегда означает новое видение: с приходом любви и ее предмет, и

все его окружение начинают восприниматься совершенно иначе, чем раньше. Это

выглядит так, как если бы человек в один момент был перенесен на другую

планету, где многие объекты ему незнакомы, а известные видны в ином свете.

Новое видение, сообщаемое любовью, это, прежде всего видение в ауре, в

модусе очарования. Оно придает объекту любви особый способ существования,

при котором возникает ощущение уникальности этого объекта, его подлинности

и незаменимости. Любовь, создающая ореол вокруг любимого объекта, сообщает

ему святость и внушает благоговение. О том, сколь сильным может быть

благоговение, говорит, к примеру, то, что даже самые уродливые изображения

богоматери находили себе почитателей, и даже более многочисленных, чем

хорошие изображения.

А. Шопенгауэр и 3. Фрейд полагали, что любовь ослепляет, притом

настолько, что в любовном ослеплении человек способен совершить

преступление, ничуть не раскаиваясь в этом. Но любовь не ослепление, а

именно иное видение, при котором все злое и дурное в любимом предстает

только как умаление и искажение его подлинной природы. Недостатки любимого,

замечает С. Л. Франк,— это как болезнь у больного: ее обнаружение вызывает

не ненависть к нему, а стремление выправить его.

Ситуация, создаваемая любовью, парадоксальна: два человека становятся

одним и одновременно остаются двумя личностями. Это ведет к тому, что

любовь приобретает не только облик совпадения и согласия, но и облик

конфликта и борьбы. Эту внутреннюю противоречивость любви хорошо выразил Ж.-

П. Сартр, считавший конфликт изначальным смыслом «бытия-для-другого».

Единство с другим неосуществимо ни фактически, ни юридически, поскольку

соединение вместе «бытия-для-себя» и «другого» повлекло бы за собой

исчезновение отличительных черт «другого». Условием отождествления

«другого» со мною является постоянное отрицание мною, что я — этот

«другой». Объединение есть источник конфликта и потому, что, если я ощущаю

себя объектом для «другого» и намереваюсь ассимилировать его, оставаясь

таким объектом, «другой» воспринимает меня как объект среди других объектов

и ни в коем случае не намеревается вобрать меня в себя. «...Бытие-для-

другого,— заключает Сартр,— предполагает двойное внутреннее отрицание».

Список литературы

1. Философия любви. Ч. 1/Под общ. ред. Д. П. Горского; Сост. А. А.

Ивин. – М.: Политиздат, 1990.

2. Василев К. Любовь. М.: Прогресс, 1992.

3. Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются... М.: Просвещение, 1989.

4. Соковня И. Бессонница в ожидании Любви. М.: Просвещение, 1992.

5. Фромм Э. Искусство любви. Минск: Полифакт, 1990.

6. А. Рубенис. Сущность любви. М.: Политиздат, 1989.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты