Философия истории славянофилов

философия все-таки рождается из того особенного настроения разума, которое

сообщено ему особенным характером веры”.

Поэтому на католическом и протестантском Западе критика рационализма

приводит либо к обскурантизму и “невежеству”, либо, как это случилось с

Шеллингом, к попыткам создать “новую”, “чистую религию”. “Жалкая работа —

сочинять себе веру, — пишет Киреевский. — Шеллингова христианская

философия явилась и не христианскою и не философией: от христианства

отличалась она самыми главными догматами, от философии — самым способом

познавания”.

Размежевание с Шеллингом и романтизмом вообще (он упоминает также Фр.

Баадера и религиозный пантеизм К. Краузе) совершенно отчетливо, и оценка

Киреевским шеллингианства свидетельствует о его глубоком понимании

противоречий религиозно-философских исканий немецкого философа.

Многочисленные попытки зарубежных исследователей свести опыт позднего

Киреевского к европейской романтической реакции на рационализм не

представляются оправданными. Русский мыслитель ориентировался на

православный теизм, и будущая “новая философия” (идея которой возникла в

русле общей славянофильской мечты о “новой, национальной науке”) виделась

ему в формах православного, “истинного” осуществления принципа гармонии

веры и разума, в корне отличного от его католической, томистской

модификации. В то же время И. Киреевский отнюдь не считал бессмысленным и

ненужным культурно-исторический опыт европейского философского

рационализма. “Все ложные выводы рационального мышления зависят только от

его притязания на высшее и полное познание истины”. Отказавшись от

подобного “притязания”, “новейшая философия” (“система шеллинго-

гегельянская”) не только, пишет Киреевский, “не противоречила бы безусловно

тому понятию о разуме, которое мы замечаем в умозрительных творениях святых

отцов”, но и явилась бы существенным и необходимым дополнением к

патристике, поскольку в последней отсутствовали или были слабо выражены

“общественный” и “исторический интерес”, осмысление “внешней жизни человека

и законов развития отношений семейных, гражданских, общественных и

государственных”. Завершая свою последнюю статью, Киреевский делает вывод,

что “философия немецкая... может служить у нас самою удобною ступенью

мышления... к любомудрию самостоятельному, соответствующему основным

началам древнерусской образованности и могущему подчинить раздвоенную

образованность Запада цельному сознанию верующего разума”.

И. Киреевский не создал “новой философии”. И причина этому—не только

внезапная смерть, оставившая незавершенным начатый философский труд. Так

же, как и А. С. Хомяков в учении о “соборности”, Киреевский связывал

возможность рождения “любомудрия” не с построением философских систем, а с

общим поворотом в общественном сознании, “воспитанием общества”,

формированием “подлинной национальной науки и просвещения”. Как часть этого

процесса, общими (“соборными”), а не индивидуальными интеллектуальными

усилиями и должна была войти в жизнь общества философия, о “новых началах”

которой писал Киреевский.

Сами начала были им сформулированы вполне определенно. Главенствующее

место занимает идея цельности духовной жизни, необходимости “внутреннего

сознания, что есть в глубине души живое общее средоточие для всех отдельных

сил разума, сокрытое от обыкновенного состояния духа человеческого, но

достижимое для ищущего и одно достойное постигать высшую истину,— такое

сознание постоянно возвышает самый образ мышления человека; смиряя его

рассудочное самомнение, оно не стесняет свободы естественных законов его

разума”. По достижению гармоничного “цельного мышления” личности и обществу

(“Все, что есть существенного в душе человека, — утверждал славянофил, —

вырастает в нем только общественно”) уже не угрожают два основных, по

Киреевскому, гносеологических порока духовной жизни: “невежество”, которое

“отлучает народы от живого общения умов” и ведет к “уклонению разума и

сердца от истинных убеждений”, и дробящее цельность духа “отделенное

логическое мышление”, способное отвлечь человека от всего в мире, кроме его

собственной “физической личности”. Вторая опасность для современного

человека, если он не достигнет “цельности” сознания, более актуальна,

полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ материального

производства, промышленности, еще только набирал силу и, получая

идеологическое оправдание в рационалистической философии, необратимо вел к

духовному порабощению человека. Русский религиозный философ считал, что

создать иную ситуацию может только перемена “основных убеждений”,

“изменение духа и направления философии”.

Эволюция историософских воззрений И. Киреевского, на первый взгляд,

легко укладывается в схему постепенного перехода от “западнических”

увлечений молодости, нашедших отражение в ранней статье “Девятнадцатый век”

(1832), к “навязчивому противопоставлению” (по выражению В. Зеньковского)

Древней Руси западной цивилизации. Однако и в данном случае, как это обычно

бывает, схематизм мало что объясняет. Прежде всего, многим восхищаясь в

жизни, культуре и общественном укладе Древней Руси, И. Киреевский вовсе не

планировал “консервативной утопии”, не призывал к возврату к прошлому. В

1838 г. в “Ответе Хомякову” он писал, что “форма этого быта упала вместе с

ослаблением духа... теперь эта мертвая форма не имела бы решительно никакой

важности. Возвращать ее насильственно было бы смешно, когда бы не было

вредно”. В 1845 г. в статье “Обозрение современного состояния литературы”

Киреевский заметил: “Направление к народности истинно у нас как высшая

ступень образованности, а не как душный провинциализм”. Семью годами позже,

отвергая представления о славянофильстве как ретроградной идеологии, он

высказался еще определеннее: “Ибо если когда-нибудь случилось бы мне

увидеть во сне, что какая-либо из внешних особенностей нашей прежней жизни,

давно погибшая, вдруг воскресла посреди нас и в прежнем виде своем

вмешалась в настоящую жизнь нашу, то это видение не обрадовало бы меня.

Напротив, оно испугало бы меня. Ибо такое перемещение прошлого в новое,

отжившего в живущее было бы то, же, что перестановка колеса из одной машины

в другую, другого устройства и размера: в таком случае или колесо должно

сломаться, или машина”.

То, что в первую очередь привлекало славянофила в прошлом Отечества,

это присущая, по его мнению, Древней Руси “цельность бытия”, и ее он хотел

бы видеть и в новой России, но уже соответственно и в новых формах

общественной и духовной жизни, “не вытесняющих” просвещения европейского.

Однако ни на Западе, ни в развивающейся под его влиянием России подобной

цельности религиозный философ не находит. Причиной неблагополучия в его

историософии так же, как и у Хомякова, объявляется “повреждение” в вере,

“ересь” западной церкви. Однако необходимо учитывать, что взгляд

славянофила и на Запад, и на Древнюю Русь отнюдь не оставался неизменным.

Довольно долго Древняя Русь (До Ивана IV) -не столько как историческая

реальность, сколько как идеальный образ средневекового православного

государства, являлась для Киреевского антитезой католическому и

протестантскому Западу и даже православной Византии. Но в его “философском

завещании”, статье “О необходимости и возможности новых начал для

философии” критическое исследование противоречий духовной жизни в истории

христианского Запада и Востока (Византии), современного ее упадка уже не

сопровождается указаниями на Древнюю Русь как на воплощенную в истории

гармонию христианских начал и социально-государственных форм быта народа.

Итог историософии И. В. Киреевского—надежда на достижение подобной

гармонии в будущем. И он мечтал не об отрицании западной традиции,

приходящей ей на смену, новой “молодой” русско-славянской культурой, а о

синтезе лучших, в его понимании, черт духовной жизни Запада и Востока.

Киреевский считал, что возможность такого синтеза существовала, но не была

реализована в прошлом, и с немалой долей сомнения (“Кто знает? Может

быть...”), проецировал вдохновляющий его религиозно-утопический идеал на

будущее: “Восток передает Западу свет и силу умственного просвещения, Запад

делится с Востоком развитием общественности... общественная жизнь,

возрастая стройно, не разрушает каждым успехом прежних приобретений и не

ищет ковчега спасения в земных расчетах промышленности или в надзвездных

построениях утопий; общая образованность опирается не на мечту и не на

мнение, но на самую истину, на которой утверждается гармонически и

незыблемо...”. Замечание славянофила о “надзвездных утопиях” и “мечтах”,

общий сдержанный тон оценок перспектив будущей “гармонии” свидетельствовали

о сомнениях и желании избегнуть утопического прожектерства. Мыслитель

смотрел в будущее с тревогой.

Наименее “политизированный” из славянофилов, И. Киреевский оказался

единственным среди них, кто с неодобрением отнесся к планам крестьянской

реформы. Страх катастрофического “антагонизма между сословиями”, “смут и

бесполезной войны” и одновременно надежда на скорое духовное преображение

России, рождение из России чего-то “не бывалого в мире”, что сделает

бесполезным и излишним путь либеральных, в сущности, западнических

преобразований, — все это вместе и составило специфику консерватизма

“позднего” Киреевского.

Глава III.

Историософские взгляды К.С. Аксакова (1817-1860) и И.С. Аксакова (1823-

1886).

Сын замечательного русского писателя С. Т. Аксакова К. Аксаков в

пятнадцатилетнем возрасте поступает на словесный факультет Московского

университета, который оканчивает в 1835 г. Молодой Константин Аксаков

входил в кружок Н. В. Станкевича и, как и другие его участники (в

частности, В. Г. Белинский), испытал сильное влияние идей гегелевской

философии. Спустя десятилетие это влияние отчетливо прослеживается в его

магистерской диссертации “Ломоносов в истории русской литературы и русского

языка” ('1846), несмотря на славянофильскую тематику и оригинальность

научных выводов (своеобразную трактовку проблемы стиля). Этапы развития

литературы последовательно рассматриваются молодым ученым в духе

гегелевской концепции культурно-исторического процесса. В конце 1830 гг. он

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты