Трансцендентальный- относящийся к априорным условиям познания. В отличии от
трансцендентного (наиболее общие, «Выходящий за пределы» индивидуальных
свойств в характеристике предметов, например «Сущее», «Истинное»).
Трансцендентальное противоположно эмпиризму. Трансцендентное – Иманентному.
Трансцендентальное сознание – сознание очищенное от всех элементов опыта.
Наиболее значительные представители трансцендентализма неметкие философы
Кант(1724-1804) и Шеллинг(1775-1854)
И.Кант во втором критическом периоде своего творчества (после 1770г.)
стремится выявить механизмы работы человеческого сознания, которые лежат в
основании философии («Метафизики»), науки, нравственности, эстетического
отношения к действительности.
В выявлении этих механизмов и состоит суть «Трансцендентального метода»
Канта - обнаружить за внешне данными феноменами сознания (научными
знаниями, метафизическими концепциями, поступками….) внутреннюю работу
духа, структуру деятельности, определяющую внешне данным результатом.
В результате использования т. метода познание, по Канту, должно взять под
свой контроль свои собственные неявные предпосылки и установки,
обуславливающие его деятельность.
Кант хотя и признавал, что все наше сознание начинается с опыта, но тутже
утверждал, что оно не исходит из опыта.
Всеобщность достигается лищь априорностью.
Челвеческое познание создает всеобщие необходимые истинны, но они – чистые
априорные суждения. К ним относятся все положения математики и
теоретического естествознания. Под априорными Кант понимал знания, которым
совершенно не проимешивается ничто эмпирическое.
Ф.Шеллинг. Его творчество можно разделить на 4 периода: Натурфилософия (90е
годы), трансцендентальный идеализм (1800г), философия тождества, и
философия откровения.
Второй Этап философского развития Ш. Знаменуется публикацией «Системы
трансцендентального идеализма» (1800г), в которой он пытается объяснить
преврвщения субъективного в объективное. Причем трансцендентальная
философия вовсе не исключает натур философию, а дополняет ее, имея своим
предметом субъективное явление, первичное явления, из которого выводится
объективное.
Сознание в своем развитии проходит ряд ступеней: оно начинается с ощущения,
затем через рефлексию поднимается к акту воли, и здесь начинается
практическое явление. Прйдя еще через ряд ступеней сознание достигает
высшей ступени развития – нравственно достижение, которое имеет целью самое
себя, то есть сознание одновременно познает себя и как необходимое и как
свободное.
(Гуссель см 3.14)
1.14 Философское учение о сознании. Многомерность его истолкования.
«Онтологический разворот» темы сознания в философии ХХ века.
Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же
возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет
собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры
о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,
другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть
себя идущим по улице.
Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг
от друга.
Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она
носитель и причинаего возникновения. сознание - производное от материи.
Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в
опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.
Сознние - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью
функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении
действительности.
Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках
основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставл
относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из
свойств материи и , следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол
противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая
самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств
движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что
между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство.
Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств.
Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме
от этих объектов, как идеальные их копии.
Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат
субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны
возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими их матер
объектами.
Сущностью созн является его идеальность,кот выражается в том, что составл
созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни
свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.
Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру,
отношения, опосредованного формами, созданными предшествующиим поколениями
- прежде всего способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и
превращать их посредством деятельности в реальные предметы.
Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно
характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане
идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.
Такое пониманиеимеет смысл только при изучении соотнош материи и созн,
отнош сознания к мат миру.
Идеальное и матер не разделены нероходимой гранью, Идеальное есть ни что
иное, как материальное, прерсаженное в чел голову и преобразованное в ей.
Такое преобр материального в идеальное производит мозг.
Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи,
усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.
Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад все
мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отраж - это
изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе
распроствранены изоморфные отражения - отпечатки , следы...
Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап
развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением
чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства
предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики.
Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные
образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим
потребностям.
Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его
внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает не
только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.
2. Проблемы соиальной философии
2.1 Общество как предмет философского анализа
Общество можно анализировать по-разному. Рус мыслитель А.А.Богданов(1873-
1928), например, рассматривал общество со стороны организации и управления.
“Всякая чел деятельность явл организацией или дезорганизацией. Это значит:
всякую чел деятельность - тех, обществ, художеств - можно рассматривать как
некий материал организационноо опыта и исследовать с организ точки зрения”
В основе соц фил могут лежать различные подходы, тогода соотв получаются и
различные модели. Рассмотрим некоторые из них.
В 17-18 вв. шир распространение получила натуралистическая концепция
толкования общ жизни. Эта концепция требует объясн соц явлений
исключительно действием прир закономерности: физич, географ, биологич...
Шарль Фурье (франц социалист-утопист) - пытался создать соц науки из
закона всемирного тяготения Ньютона. Соц теория - есь часть теории
всемирного единства, основанной а принципе притяж по страсти, всеобщей
закономерности, обуславл прир склонность чел к какому-либо виду
коллективного труда.
Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня
исключ природного сущ-ва. При этом челов поведение жестко включается в цепь
прир причин и следствий, свободе не остается маста и концепция соц событий
принимает фаталистическую окраску. В системе Гоббса Свобода всего-лишь
модификация необходимой причины. “Каждое добровольное действие явл
вынужденным”, “все действия необходимы”.
Еще одним недостатком натур подхода явл то, что он рассм чел-ка как некий
социальный атом, а общество как механич агрегат таких атомов, замкнутых
исключ на своих интересах.
Иными словами натурализм замечает в чел только природную субстанцию. В р-
те и чел связи обретают прир характер. Общество призается, но в кач
цементирующего начала берется или польза (просветители 17-18вв), или
половая любовь (Феербах). Общество в натурал фил характеризуется как
всеобщность, связующая множество индивидов лишь прир узами. Но в этом
случае каждый волен защищать свою природу вопреки сущ моральным принципам,
ибо последние не вытекают из прир чел-ка. Теор обоснование этой исключит
эгоистической жизн позиции дал нем фил Макс Штинер в книге “Единственный и
его собственность”.
Идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая дух сферу общ
жизни в самост субстанцию. На практике это означает следовать принципу
“мнения правят миром”. Идеал в принципе не отриц объективного фактора
истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового
разума или волевая активность человека. В первом случае в соц фил вносится
фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание
истор хода.
В неокот фил системах содержалось полож начало в подходе к чел и истории.
Оно закл в обосновании своб субъекта, его творческой активности.Как бы ни
понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя
предполагает наличие свободы. Духовно нравственным может быть тоько своб
человек.
В свете данной концепции Человек как моральное существо не нуждается ни в
каких приманках или принуждении, ибо подлинно нравтенный мотив порождается
своб волеизъявлением личности. Этот мотив заключ в том, чтобы челов
выполнил свой мор долг, не ожидая компенсации ни в этом , ни в ином мире.
Главным недостатком идеал концепций явл отрыв слова от дела, теории от
практики, идеала от интереса... А когда символ господствует над бытием
(будь это образ светлогшо будущего или всемогущей техники), цель непременно
подменяется средством, а мудрость - рассудком.
Диал материализм. Общ жизнь - высшая форма движ материи. Хоть общество и
явл живой сист оно качественно отлич от др живых систем, выступает и как
объект и как субъект мат действительности.
Диалектико - материалист понимание истории начинается с решения основного
вопроса фил в применении к обществу. “Сознание людей зависит от их бытия”.
Это утверждение вытекает из простого факта, что “люди в первую очередь
должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии
заниматься политикой, наукой, искусством, религией...” А для этого нужно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30