Философия

Трансцендентальный- относящийся к априорным условиям познания. В отличии от

трансцендентного (наиболее общие, «Выходящий за пределы» индивидуальных

свойств в характеристике предметов, например «Сущее», «Истинное»).

Трансцендентальное противоположно эмпиризму. Трансцендентное – Иманентному.

Трансцендентальное сознание – сознание очищенное от всех элементов опыта.

Наиболее значительные представители трансцендентализма неметкие философы

Кант(1724-1804) и Шеллинг(1775-1854)

И.Кант во втором критическом периоде своего творчества (после 1770г.)

стремится выявить механизмы работы человеческого сознания, которые лежат в

основании философии («Метафизики»), науки, нравственности, эстетического

отношения к действительности.

В выявлении этих механизмов и состоит суть «Трансцендентального метода»

Канта - обнаружить за внешне данными феноменами сознания (научными

знаниями, метафизическими концепциями, поступками….) внутреннюю работу

духа, структуру деятельности, определяющую внешне данным результатом.

В результате использования т. метода познание, по Канту, должно взять под

свой контроль свои собственные неявные предпосылки и установки,

обуславливающие его деятельность.

Кант хотя и признавал, что все наше сознание начинается с опыта, но тутже

утверждал, что оно не исходит из опыта.

Всеобщность достигается лищь априорностью.

Челвеческое познание создает всеобщие необходимые истинны, но они – чистые

априорные суждения. К ним относятся все положения математики и

теоретического естествознания. Под априорными Кант понимал знания, которым

совершенно не проимешивается ничто эмпирическое.

Ф.Шеллинг. Его творчество можно разделить на 4 периода: Натурфилософия (90е

годы), трансцендентальный идеализм (1800г), философия тождества, и

философия откровения.

Второй Этап философского развития Ш. Знаменуется публикацией «Системы

трансцендентального идеализма» (1800г), в которой он пытается объяснить

преврвщения субъективного в объективное. Причем трансцендентальная

философия вовсе не исключает натур философию, а дополняет ее, имея своим

предметом субъективное явление, первичное явления, из которого выводится

объективное.

Сознание в своем развитии проходит ряд ступеней: оно начинается с ощущения,

затем через рефлексию поднимается к акту воли, и здесь начинается

практическое явление. Прйдя еще через ряд ступеней сознание достигает

высшей ступени развития – нравственно достижение, которое имеет целью самое

себя, то есть сознание одновременно познает себя и как необходимое и как

свободное.

(Гуссель см 3.14)

1.14 Философское учение о сознании. Многомерность его истолкования.

«Онтологический разворот» темы сознания в философии ХХ века.

Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же

возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет

собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры

о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,

другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть

себя идущим по улице.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг

от друга.

Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она

носитель и причинаего возникновения. сознание - производное от материи.

Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в

опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.

Сознние - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью

функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках

основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставл

относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из

свойств материи и , следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол

противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая

самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств

движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что

между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств.

Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме

от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат

субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны

возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими их матер

объектами.

Сущностью созн является его идеальность,кот выражается в том, что составл

созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни

свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру,

отношения, опосредованного формами, созданными предшествующиим поколениями

- прежде всего способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и

превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно

характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане

идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.

Такое пониманиеимеет смысл только при изучении соотнош материи и созн,

отнош сознания к мат миру.

Идеальное и матер не разделены нероходимой гранью, Идеальное есть ни что

иное, как материальное, прерсаженное в чел голову и преобразованное в ей.

Такое преобр материального в идеальное производит мозг.

Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи,

усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад все

мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отраж - это

изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе

распроствранены изоморфные отражения - отпечатки , следы...

Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап

развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением

чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства

предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики.

Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные

образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим

потребностям.

Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его

внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает не

только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

2. Проблемы соиальной философии

2.1 Общество как предмет философского анализа

Общество можно анализировать по-разному. Рус мыслитель А.А.Богданов(1873-

1928), например, рассматривал общество со стороны организации и управления.

“Всякая чел деятельность явл организацией или дезорганизацией. Это значит:

всякую чел деятельность - тех, обществ, художеств - можно рассматривать как

некий материал организационноо опыта и исследовать с организ точки зрения”

В основе соц фил могут лежать различные подходы, тогода соотв получаются и

различные модели. Рассмотрим некоторые из них.

В 17-18 вв. шир распространение получила натуралистическая концепция

толкования общ жизни. Эта концепция требует объясн соц явлений

исключительно действием прир закономерности: физич, географ, биологич...

Шарль Фурье (франц социалист-утопист) - пытался создать соц науки из

закона всемирного тяготения Ньютона. Соц теория - есь часть теории

всемирного единства, основанной а принципе притяж по страсти, всеобщей

закономерности, обуславл прир склонность чел к какому-либо виду

коллективного труда.

Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня

исключ природного сущ-ва. При этом челов поведение жестко включается в цепь

прир причин и следствий, свободе не остается маста и концепция соц событий

принимает фаталистическую окраску. В системе Гоббса Свобода всего-лишь

модификация необходимой причины. “Каждое добровольное действие явл

вынужденным”, “все действия необходимы”.

Еще одним недостатком натур подхода явл то, что он рассм чел-ка как некий

социальный атом, а общество как механич агрегат таких атомов, замкнутых

исключ на своих интересах.

Иными словами натурализм замечает в чел только природную субстанцию. В р-

те и чел связи обретают прир характер. Общество призается, но в кач

цементирующего начала берется или польза (просветители 17-18вв), или

половая любовь (Феербах). Общество в натурал фил характеризуется как

всеобщность, связующая множество индивидов лишь прир узами. Но в этом

случае каждый волен защищать свою природу вопреки сущ моральным принципам,

ибо последние не вытекают из прир чел-ка. Теор обоснование этой исключит

эгоистической жизн позиции дал нем фил Макс Штинер в книге “Единственный и

его собственность”.

Идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая дух сферу общ

жизни в самост субстанцию. На практике это означает следовать принципу

“мнения правят миром”. Идеал в принципе не отриц объективного фактора

истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового

разума или волевая активность человека. В первом случае в соц фил вносится

фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание

истор хода.

В неокот фил системах содержалось полож начало в подходе к чел и истории.

Оно закл в обосновании своб субъекта, его творческой активности.Как бы ни

понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя

предполагает наличие свободы. Духовно нравственным может быть тоько своб

человек.

В свете данной концепции Человек как моральное существо не нуждается ни в

каких приманках или принуждении, ибо подлинно нравтенный мотив порождается

своб волеизъявлением личности. Этот мотив заключ в том, чтобы челов

выполнил свой мор долг, не ожидая компенсации ни в этом , ни в ином мире.

Главным недостатком идеал концепций явл отрыв слова от дела, теории от

практики, идеала от интереса... А когда символ господствует над бытием

(будь это образ светлогшо будущего или всемогущей техники), цель непременно

подменяется средством, а мудрость - рассудком.

Диал материализм. Общ жизнь - высшая форма движ материи. Хоть общество и

явл живой сист оно качественно отлич от др живых систем, выступает и как

объект и как субъект мат действительности.

Диалектико - материалист понимание истории начинается с решения основного

вопроса фил в применении к обществу. “Сознание людей зависит от их бытия”.

Это утверждение вытекает из простого факта, что “люди в первую очередь

должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии

заниматься политикой, наукой, искусством, религией...” А для этого нужно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты