Даосизм как религия и философия

своих почитателей в других странах. Помимо оккультных наук, идеи

даосизма в решающей степени определяют китайскую эстетику, прозу и поэзию,

театр, живопись, то есть китайскую культуру.[36]

Заключение

Мир даосизма — это мир иллюзорный, вечно ускользающий, символический, но

именно благодаря этому он опосредует собой полноту истины. Даосское знание

распластывает саму природу, диффузирует её до абсолютного ничто, до

“расплывчато-туманного” и “туманно-неопределенного”, до сплошной темноты и

одновременно “слепящего сияния” Дао. И в этой символической перспективе,

казалось бы, вот-вот должно проступить “бытие истины”, нечто доподлинное,

единственно верное в жизни культуры. Но нет — каждый раз конечное и

абсолютное оказываются не то что невысказанными, но даже не намеченными,

остаются где-то “за кадром” — за словом и даже за мыслью. И благодаря этому

древняя китайская религия несет в себе универсальные ценности, не зависящие

от времени и пространства, ибо величественной мистерии человеческого духа

суждено длиться вечно.

Даосизм делает акцент на сближение с природой, соединение с ней в нечто

единое, общее, цельное. Дао же по праву можно назвать квинтэссенцией

философии традиционного Китая. Дао – как изначальная верховная

всеобщность, как великий закон природы и первопричина всего сущего, как

высшая абсолютная реальность, из гигантского пути-потока которой рождается

феноменальный мир, чтобы, в конце концов, уйти туда же и затем появиться

вновь, но уже обновленным.

Лучший способ понять, что такое даосизм, - научиться ценить в жизни не

умное, даже не доброе, а просто долговечное, неумирающее, что бы то ни

было. Мудрость Дао обращена к сердцу каждого человека, и без радостного и

бескорыстного душевного отклика, которым держится жизнь каждого существа,

стоит немного.

Даос живет тем, что живо вовеки; он живет самым надежным - капиталом

духа. А это значит, что даосизм есть, прежде всего, оправдание традиции.

Правда Дао - это то, что дается нам прежде, чем мы познаем сами себя, и она

есть то, что перейдет от нас к будущим поколениям после того, как мы

уйдем...

Таким образом, даосизм - это путь цельного существования, в котором

умозрение и действие, дух и материя, сознание и жизнь оказываются собранным

в свободном, беспредельном, «хаотическом» единстве. Такое единство насквозь

парадоксально, и потому даосские учителя умолкают, когда от них требуется

объяснить их мудрость.

Список литературы:

1) Антология даосской философии. Перевод/сост. В.В. Малявин, Б.Б.

Виноградский. - М.,1994.

2) Дао и даосизм в Китае. Васильев Л. С./ М. , "Наука", 1982

3) Даосизм: история возникновения и развитие. Лобода Е. Б.— М.: Саттва,

1993

4) Даосизм: опыт, историко-религиозные описания, Торчинов Е.А. – СПб.:

1993.

5) Даосская йога (китайская даосская алхимия). Лапин А. Э.— М.: Саттва,

1993

6) Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение. Ян Хин-Шун.— М.– Л.: АН

СССР, 1970.

7) Китайская классическая “Книга перемен”. Щуцкий Ю. К.— М.: 1960

8) Китайская философия: Энциклопедический словарь / РАН. ИДВ; гл. ред. М.

Л. Титаренко. — М.: Мысль, 1994

9) Мистерия Дао. Маслов А. А.— М.: Сфера, 1996

10) Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). Лукьянов А.

Е.— М.: ИНСАН, РМФК, 1992

11) Чжуан-Цзы. Малявин В. В. М. , "Наука", 1988.

* * *

-----------------------

[1] Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). Лукьянов А.

Е.

[2] Дао и даосизм в Китае. Васильев Л. С. /М. , "Наука", 1982.

[3] “Чжуан-цзы” — философский трактат, названный по имени автора, одного из

основоположников философии даосизма (полное имя Чжуан Чжоу – , IV – III вв.

до н. э.). С VIII в. именуется еще как “Наньхуа чжэнь цзин” (“Истинная

каноническая книга [философа из] Наньхуа”). Один из важнейших текстов

даосской философии.

[4] Чжуан Чжоу (Чжуан-цзы, Мэн Чжоу, Янь Чжоу) (ок. 369 до н. э. – ок. 286

до н. э.) — один из основоположников философии даосизма, автор трактата

“Чжуан-цзы”.

[5] Ле Юйкоу (Ле-цзы, Юйкоу) (IV в. до н. э. (?)) — предполагаемый автор

трактата “Ле-цзы”, одного из основополагающих памятников даосизма.

[6] Лю Ань (Хуайнань-цзы) (179 до н. э. – 122 до н. э.) — мыслитель,

литератор, правитель области Хуайнань. По преданию, привлек несколько тысяч

“гостей-приживальщиков” (бинь кэ) — ученых, живших на его содержании, для

написания трактата “Хуайнань-цзы” и сам принял участие в его создании в

качестве одного из авторов.

[7] Лао [-цзы] – Чжуан [-цзы] учение — традиционное обозначение древнего

философского даосизма.

[8] Иньян цзя (“Школа, [исходящая из категорий] инь ян”) — одна из шести

основных философских школ древнего Китая, специализировавшаяся в

натурфилософско-космологической и оккультно-нумерологической проблематике.

Центральные концепции иньян цзя — универсального дуализма сил инь/ ян и

циклических взаимодействий “пяти элементов”, или фаз (у син), — легли в

основу всей онтологии, космологии и вообще традиционной духовной культуры и

науки Китая (в особенности астрономии, медицины и оккультных искусств).

1 prаnаyama (санскр.) — сознательное управление дыханием.

[9] mantra (санскр.) — заклинание.

[10] mudrа (санскр.) — запечатывание, запирание (вид физического

упражнения).

[11] аsana (санскр.) — поза, положение тела.

[12] dhyаna (санскр.) — размышление; обдумывание; религиозное

созерцание(медитация).

Термины: Антология даосской философии. Перевод/сост. В.В. Малявин, Б.Б.

Виноградский. - М.,1994.

[13] Чжоу — имя династии, правившей в Китае с конца 2 тыс. до н. э. по сер.

III в. до н. э., и хронологическое обозначение данной эпохи.

[14] “Чжоу и” (“И цзин”) — наиболее авторитетное и оригинальное

произведение китайской канонической и философской литературы, оказавшее

фундаментальное нормативное воздействие на всю культуру Китая, стран

Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Специфическую основу “И цзина”

составляют возникшие, вероятно, в конце 2 – начале 1 тыс до н. э. 64

гексаграммы (люшисы гуа) — особые графические символы, (к сн. 7) состоящие

из 6-ти расположенных друг над другом черт двух видов — целой и прерванной

— во всех комбинаторно возможных вариантах. Черты истолковываются как знаки

универсальных мироустроительных сил инь ян (соответственно прерванная и

целая), а их двойные, тройные и т. д. комбинации — как знаки более

конкретных воплощений инь и ян во всех сферах бытия. Включены также

афоризмы, объясняющие их взаимосвязи, есть рекомендации по входу в

медитативное состояние: “[Постижение] Творца из менений [происходит через]

отсутствие размышления, недеяние. Стань спокойно, отключи чувства, и тогда

проникнешь в основу Поднебесного”.

[15] Школа Шанцин (школа “Высшей чистоты”, или Маошань) — одно из

направлений даосизма. По преданию, возникла в 364 – 370. Цель

последователей школы Шанцин — обретение бессмертия и вознесение на “небеса

Высшей чистоты”.

[16] Школа Линбао (“Школа Духовной драгоценности”) — направление даосизма,

зародившееся в конце эпохи Вост. Цзинь (конец IV – начало V в.). Главным

объектом поклонения школы Линбао стала триада высших сил, впоследствии

получившая название Сань Цин (“Триада чистых”).

[17] Цюаньчжэнь [цзяо] (“[Учение] Совершенной истины”) — одна из крупнейших

школ даосизма, доминирующая в нем в настоящее время. Основана в XII в.

даосом Ван Чуньяном на территории чжурчжэньской империи Цзинь (1115 –

1234). Религиозная практика этой школы особое внимание уделяет

нравственному самосовершенствованию. Значительную роль в ней играет

религиозное созерцание, занятия “внутренней” (психофизиологической)

алхимией.

[18] Сань цин (“Триада чистых”, “три чистоты”) — даосское понятие,

персонифицированные для нужд медитации и литургического символизма три

аспекта Дао.

[19] Сань цзяо (“Три учения”) — обозначение конфуцианства, даосизма и

буддизма, подразумевающее их сопоставимую доктринальную и мировоззренческую

ценность.

[20] Сянь сюэ (“Учение о бессмертии”) — одна из важнейших доктрин даосизма,

ставит своей целью практическое достижение адептом бессмертия с помощью

практики алхимии.

[21] Неоконфуцианство — термин западного происхождения, обозначающий одно

из главных направлений дальневосточной философии, обновленное и

преобразованное конфуцианство, в систематизированном виде возникшее в Китае

в XI в. и завершившее формирование духовно-ценностного ядра традиционной

культуры Дальнего Востока.

[22] Даосизм: история возникновения и развитие. Лобода Е. Б. — М.: Саттва,

1993

[23] “Ши цзи” (“Исторические записки”, “Записки историографа”, “Записки

историка”) — сочинение историографа Сыма Цяня (II – I вв. до н. э.), первое

в Китае историко-биографическое произведение.

[24] Хуэй Ши (Хуэй-цзы) (ок. 370 до н. э. – ок. 310 до н. э.) — виднейший,

наряду с Гунсунь Луном, представитель школы мин цзя (“школа имен”,

“номиналисты”, “софисты”, “диалектики”) — одной из шести ведущих

древнекитайских философских школ, существовавшей в V – III вв. до н. э.

[25] Ян Чжу (Ян Цзыцзюй, Ян Шэн) (между 440 – 334 до н. э.) — философ,

представитель раннего даосизма.

[26] Гунсунь Лун (Гунсунь Лун-цзы, Цзыбин) (середина IV в. до н. э. –

середина III в. до н. э.) — ведущий представитель “школы имен” (мин цзя) и

традиции бянь (“эристики”, “диалектики”, “софистики”).

[27] Мэн Кэ (Мэн-цзы, Мэн Цзыюй) (ок. 372 – 289 до н. э.) — мыслитель,

политик, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего конфуцианства.

[28] Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение, Ян Хин-Шун. — М.– Л.: АН

СССР, 1970.

[29] У вэй (“недеяние”, “отсутствие деятельности”) — важнейшая категория

даосизма, символизирующая принцип невмешательства в естественный порядок

вещей и ход событий ни с этических (конфуцианство, моизм), ни с

прагматических (моизм, легизм) позиций. У вэй предполагает, однако,

специфическую (органическую и спонтанную) активность в виде “осуществления

недеяния” (вэй у вэй): “Осуществляй недеяние, но не предавайся [ему]” (вэй

эр бу ши) (“Дао дэ цзин”, (( 2, 10, 51, 63).

[30] Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, Ян Хин-Шун.— М.– Л.: АН

СССР, 1970

[31] Даосизм: опыт, историко-религиозные описания, Торчинов Е.А. – СПб.:

1993.

[32] Даосская йога (китайская даосская алхимия), Лапин А. Э. — М.: Саттва,

1993

[33] Антология даосской философии. Перевод/сост. В.В. Малявин, Б.Б.

Виноградский. - М.,1994.

[34] Мистерия Дао, Маслов А. А. — М.: Сфера, 1996

[35] Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия), Лукьянов А.

Е. — М.: ИНСАН, РМФК, 1992.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты