Цивилизационный подход к истории

В конце XX века, благодаря перестройке и постперестройке, российское

общество, по существу, впервые в своей истории (1917 год и годы нэпа были

первой попыткой прорыва к свободе, но, к сожалению, неудачной) обрело пусть

еще не совсем полные и не вполне гарантированные, но все же свободы:

экономическую, духовную, информационную. Без этих свобод не родится интерес

– важнейший двигатель всякого прогресса, не состоится нация и т. д.

Но одно дело – иметь право или сами свободы, а совсем другое дело –

уметь пользоваться ими, сочетая свободу с самоограничениями, жестко

подчиняясь закону. К сожалению, наше общество еще не вполне подготовлено к

тому, чтобы рационально и расчетливо практиковать обретенные свободы в

повседневной жизни себе и другим во благо. Но оно быстро учится, и есть

надежда, что результаты будут впечатляющими.

Устойчивое длительное использование свобод должно иметь своим конечным

итогом то, что Россия как «особая цивилизация» явит миру весь свой

потенциал и всю свою мощь и наконец-то повернет ход своей истории в

эволюционное русло. Именно в этом состоит основной смысл и высшая цель

того, что происходит в наше время.

Многомерное видение истории

Как уже отмечалось, в ходе современных дискуссий явно наметилась

тенденция решать вопрос о перспективах применения и самой судьбе

формационного и цивилизационного подходов по принципу «или — или». Во всех

подобных концепциях историческая наука, по сути дела, исключается из сферы

действия общенауковедческих закономерностей и, в частности, не подчиняется

принципу соответствия, согласно которому старая теория не отрицается

полностью, поскольку она обязательно чему-то соответствует в теории новой,

представляет ее частный, предельный случай.

Возникшая в исторической науке и обществоведении в целом проблема

может быть и должна быть решена по принципу «и — и». Необходимо

целеустремленное исследование и нахождение такого сопряжения формационной и

цивилизационной парадигм, которое может быть плодотворно приложено к

решению задачи крупномасштабного членения исторического процесса, что

позволит сделать само видение истории более многомерным.

Каждая из рассматриваемых парадигм необходима и важна, но недостаточна

сама по себе. Так, цивилизационный подход сам по себе не может объяснить

причины и механизм перехода от одной ступени цивилизации к другой. Подобная

недостаточность обнаруживается и при попытках объяснить, почему

интеграционные тенденции в прошлой истории тысячелетиями, начиная с

рабовладельческого общества, прокладывали себе путь в дезинтеграционных

формах.

И «формационщики» и «цивилизационщики» обладают обширными

возможностями для преодоления односторонности и обогащения своих концепций.

В частности, «формационщикам» наряду с задачей освобождения своей концепции

от того, что не выдержало проверку временем, предстоит наверстать длившееся

десятилетиями отставание марксизма в разработке проблем, связанных с

цивилизацией.

Взаимосвязь между формационным (с его экономическим базисом) и

цивилизационным (с его технико-технологическим базисом) реальна и осязаема.

Мы убеждаемся в этом, как только начинаем сопрягать два линейных

схематических изображения: процесса цивилизационного развития человечества

и процесса его формационного развития (см. схему). Прибегая к схемам,

уместно вспомнить К. Ясперса: «Попытка структурировать историю, делить ее

на ряд периодов всегда ведет к грубым упрощениям, однако эти упрощения

могут служить стрелками, указывающими на существенные моменты».

социализация

|Формацион|Первобытное |Рабовлад|Феодал|Капитализм |

|ное |общество |ение |изм | |

|развитие | | | | |

|Цивилизац|Дикость |Варварс|Земледельческая |Индустриал|Информационно-ком|

|ионное | |тво | |ьная |пьютерная |

|развитие | | | | | |

Доцивилизационный

период Волны цивилизации

В одних случаях, как мы видим, на одном и том же технико-

технологическом базисе (земледельческой волны цивилизации) вырастают,

последовательно сменяя друг друга, либо параллельно — у разных народов по-

разному — две принципиально отличные друг от друга общественно-

экономические формации. В верхней строке схемы общественно-экономическая

формация (капитализм) «не вписывается» в казалось бы положенную ей волну

(индустриальную) и «вторгается» в следующую, пока свободную от обозначения,

клеточку. Не проименована эта клеточка потому, что нигде в мире еще не

обозначился четко и определенно формационный строй, следующий за

капитализмом, хотя в развитых странах рельефно вырисовывались процессы

социализации.

И все же существенное наложение друг на друга двух линейных рядов

исторического развития схема позволяет обнаружить, хотя связь эта и не

является жесткой, а тем более автоматической. Она опосредована целым рядом

моментов (природных, этнических, наконец, социально-психологических). Не

последнюю роль среди этих опосредствующих звеньев играет форма организации

общественного хозяйства, детерминированная технико-технологическим базисом

данной волны цивилизации в совокупности с соответствующей ему степенью

общественного разделения труда и степенью развития информационно-

транспортной инфраструктуры.

Анализ исторического процесса показывает, что при всей теснейшей

взаимосвязи технико-технологического базиса (и технических революций) связь

эта весьма и весьма опосредована, реализуется через сложный передаточный

механизм.

Сопряжение формационного и цивилизационного носит диалектически-

противоречивый характер, который обнаруживается уже при анализе перехода к

цивилизации как социального переворота.

Здесь сразу же возникает вопрос: тождествен ли упомянутый переворот

той социальной революции, которая вобрала в себя основное содержание

перехода от первобытного общества к первой классовой формации? О полном

тождестве (совпадении) говорить вряд ли приходится хотя бы потому, что

начало перехода к цивилизации — и в этом была определенная логика —

предшествовало началу перехода к классовому обществу.

Но тогда возникает вопрос второй: если два этих социальных переворота

не тождественны, то в какой степени они все же накладываются друг на друга

в социальном пространстве и как соотносятся во времени? Очевидно, первый

переворот предшествует второму только в какой-то степени, ибо, возникнув в

целях интегративных, цивилизация в тех конкретно-исторических условиях

могла выполнять эту свою основную функцию только в дезинтегративной

(антагонистической) форме. Отсюда противоречивость социальных институтов,

их функций и деятельности в условиях классово-антагонистического общества.

Для того, чтобы глубже понять взаимосвязь двух анализируемых

переворотов и движущую силу их слияния, целесообразно хотя бы пунктирно

обозначить сущность каждого из них.

Толчком к кардинальному социальному перевороту, именуемому переходом к

цивилизации, послужила техническая революция, давшая жизнь культурному и

оседлому земледелию, то есть исторически первому типу производящего

хозяйства. Такова была исходная позиция цивилизации земледельческой.

Сущность перехода к цивилизации заключалась в вытеснении кровно-родственных

связей и отношений (производственных, территориальных и т. д.) сугубо и

собственно социальными, надбиологическими, и именно переход к производящему

хозяйству обусловил и возможность и необходимость такого вытеснения.

Что касается прибавочного продукта, то он сам тоже явился следствием

перехода к производящему хозяйству, следствием его возрастающей

экономической эффективности. Связи между процессом перехода к цивилизации и

появлением прибавочного продукта можно определить как функциональные,

производные от одного и того же причинного фактора. Другое дело, что,

появившись на свет, прибавочный продукт поставил вопрос о той конкретно-

исторической — а потому единственно возможной — форме, в которой будет

продолжено развитие цивилизации. Такой конкретно-исторической формой в тех

условиях могла быть только антагонистическая, причем об антагонизме здесь

приходится говорить в двух смыслах. Во-первых, всем своим дальнейшим

развитием цивилизация закрепляла возникший в недрах общества антагонизм, во-

вторых же, сложилось определенное антагонистическое противоречие между

интегрирующей сущностью цивилизации и дезинтегрирующей формой ее

функционирования в рамках целой серии общественно-экономических формаций.

Возникавшие классы для закрепления своего господства использовали уже

сложившиеся в процессе начавшегося перехода к цивилизации социальные

институты. Это стало возможным потому, что а) сами социальные институты в

потенции содержали в себе возможность отчуждения; б) возможность эта в тех

исторических условиях не могла быть «приглушена». Для того, чтобы

«приглушить» ее в зародыше, требуется зрелая политическая культура общества

и прежде всего масс. На пороге же цивилизации политическая культура (как и

сфера политики в целом) только еще возникала.

Классы, прибравшие к рукам социальные институты, тем самым получили

возможность наложить существенный отпечаток на многие другие

цивилизационные процессы и подчинить их своим корыстным классовым

интересам. (Поскольку же классы суть явления формационного порядка, их

воздействие на цивилизационные процессы выражает существенную сторону

сопряжения формационного и цивилизационного). Так получилось с процессом

отделения духовного производства от материального (привилегия занятий

умственным трудом была закреплена за эксплуататорами), с процессом

урбанизации (различия между городом и деревней превратились в

противоположность, характеризующуюся эксплуатацией деревни со стороны

господствующих классов города), с процессом кристаллизации личностного

элемента в истории (прозябание широчайших народных масс веками служило

фоном для деятельности выдающихся личностей из эксплуататорских слоев).

Таким образом, оба исторических процесса — переход к цивилизации и

переход к первой классовой формации самым существенным образом наложились

друг на друга и в совокупности составили такой переворот, который по своей

кардинальности можно сравнить только с происходящими ныне процессами

социализации в развитых, цивилизованных странах.

Заключение

Подключение цивилизационного компонента к анализу позволяет сделать

наше видение и исторической перспективы и исторической ретроспективы более

панорамным, глубже понять те элементы социума, которые на поверку

оказываются более тесно связанными скорее с цивилизационным, чем с

формационным.

Возьмем, к примеру, процесс эволюции социально-этнических общностей.

При сопряжении социально-этнического ряда только с формационным невольно

напрашивается вывод, что связь между ними является причинно-следственной,

основополагающей. Но при этом возникает несколько вопросов. И главный из

них: если конкретная форма социально-этнической общности определяющим

образом зависит от экономического способа производства, причем от обеих его

сторон — и от уровня производительных сил, и от типа производственных

отношений, то как объяснить, что в одних случаях данная общность

сохраняется и при принципиальном изменении типа производственных отношений

(народность характерна и для рабовладения, и для феодализма), в других же —

тип общности сохраняется и при переходе к новой волне цивилизации, к новому

технико-технологическому базису (такова нация, которая по всей видимости

сохранится на все обозримое время и в условиях набирающей силу

информационно-компьютерной волны цивилизации)?

Очевидно, и в том и в другом случае действуют факторы более глубинные

по сравнению с формационными, но менее глубинные, чем цивилизационные,

производные от последних. И в случае с народностью, и в случае с нацией

конечной причиной (causa finalis) выступают определенные типы технико-

технологического базиса, лежащие в фундаменте последовательно сменяющих

друг друга земледельческой, индустриальной и информационно-компьютерной

волн цивилизации. Так, технико-технологический базис земледельческой волны,

обусловливая сохранение на протяжении всей волны натурально-товарной формы

организации производства, не позволяет сложиться единой хозяйственной

(экономической) жизни, то есть накладывает запрет на превращение народности

в нацию. Во втором случае гарантом сохранения нации как адекватной данным

социально-экономическим условиям форме общности выступает опять-таки в

конечном счете технико-технологический базис, а непосредственно — лежащие

над ним (но глубже формационного) и генетически с ним связанные формы

организации общественного хозяйства. Товарная в ee классическом виде,

товарно-планомерная и планомерно-товарная формы организации общественного

хозяйства едины в том смысле, что они санкционируют появление, сохранение,

консолидацию и развитие нации, ибо для всех трех указанных форм характерно

наличие товарности при нарастании от нуля до оптиума степени его

регулируемости (планомерности).

Итак, сопряжение формационного и цивилизационного отчетливо

прослеживается на примере генезиса и развития социально-этнических

общностей.

Библиография

Крапивенский С.Э. Социальная философия. – Волгоград, Комитет по печати,

1996.

В.А. Канке. Философия. М., «Логос», 1996.

Основы философии. Под ред. Е.В. Попова, М., «Владос», 1997

Философия. Учебное пособие. Под ред. Кохановского В.П., Р/Дон., «Феникс»,

1998.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты