Что есть философия

человеком своего места в мире и отношение к нему, осознание общей структуры

мира и состояния, в котором он находится.

Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она,

вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и

возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на

формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей

и смысла жизни.

Часто, когда речь идет о мировоззрении, на первый план выдвигается его

характеристика как обобщенной системы идей и взглядов на мир, человека, на

его место в мире и т.д. Такой подход важен, так как мировоззрение всегда

базируется на определенном мыслительном материале, на определенной системе

знаний. Однако в этом случае мировоззрение сводится только к

объективированной системе знаний, оторванной от социального субъекта.

Нередко при характеристике мировоззрения обращается внимание фактически на

этимологию слова – и тогда оно предстает как общий взгляд на мир.

Мировоззрение следует рассматривать не только с точки зрения его

содержания, представляющего собой результат отражения действительности в

сознании людей, но и с точки зрения взаимосвязи знания о мире и о человеке

с социальным субъектом, с основанным на этом знании его отношения к

действительности. При таком подходе на первый план выдвигается значение

знания для жизнедеятельности человека. Поэтому под мировоззрением следует

понимать не просто систему обобщенных знаний о мире и человеке, а ту

систему знаний, которая для социального субъекта приобретает значение

присущего ему способа видения, понимания, анализа, оценки явлений,

определяющего характер отношения человека к миру и к себе, сознания целей и

смысла жизни, характер поступков и действий. Оно есть способ духовно-

практического освоения мира.

Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям

науки. Непосредственной целью науки является описание, объяснение и

предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее

изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или

иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и

мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с

наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к

логической доказательности своих выводов.

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая

единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию

с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному

знанию и компетентности в отличие от менее научного, а порой и просто

легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для

многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так

чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным

знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы

гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе

ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны?

Попробуем ответить на эти вопросы, обратившись к истории.

Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом

существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое

время предпринял Аристотель. В отличие от частных наук, каждая из которых

занята исследованием своей области явлений, он определил философию как

учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее

теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями

частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания

“госпожой наук”, считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей

против ни единого слова. В размышлениях Аристотеля отражено характерное

для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин

по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течение

многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов

титулами “королева наук” и “наука наук”.

В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей

науки. Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или

казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и

нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных

наук, становилась отчасти органом, соединяющим результаты деятельности

всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной

и религиозной жизни. В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний,

зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности

философии. В это время возникло и приобрело влияние философское

течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности

философии, ее научность, одним словом развенчивающее “королеву наук” в

“служанки”. В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия это

суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не

сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки

познавательные притязания философии объявляются несостоятельными.

Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей

посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы,

будоражившие умы в течение столетий.

Ко всему прочему отличием философского знания от других является

то, что философия - единственная из наук объясняет что такое бытие,

какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.

Посмотрим, как наука и философия взаимодействуют между собой. Научно-

философское мировоззрение выполняет познавательные функций, родственные

функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение,

интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих

закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о

которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского

разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования

гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез

о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными

методами.

На основе общих принципов рационального понимания философская

мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений,

формирует общие предположения об их природе и возможных способах познания.

Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики,

она создает философские “эскизы” тех или иных природных или общественных

реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При

этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимых,

логически и теоретически возможных вариантов. Т.о. философия выполняет

функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения

познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной

степенью изученности тех или иных явлений, наличием “белых пятен”

познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном плане пробел

предстоит заполнить специалистам - ученым иной общей системы миропонимания.

Философия же заполняет их силой логического мышления.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в

общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих

закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не

вырабатывают - в конкретных науках используется универсальный

мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы

познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией,

осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и

теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и

формируются в сфере философии.

Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть

много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя

однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность.

Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая

себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический

потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует. Бертран

Рассел по этому поводу сказал, что все точные знания принадлежат науке, все

догматы по неточным знаниям – религии, а между ними - “ничья земля”,

подвергаемая атакам со всех сторон. Это и есть философия.

Между тем вопрос о соотношении философии и науки не может быть решен

однозначно. Дело в том, что в современном общественном сознании между

философией и наукой установились сложные взаимоотношения, при которых, с

одной стороны, между ними не ставится знака равенства, а с другой – не

ставится и непроходимой преграды.

Также нельзя жестко разграничивать и эстетическую и моральную

ориентации философии. Они состыкуются и сосуществуют в контексте культуры.

Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для

многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология,

археология, этнография. Каждая наука реализует свой специфический интерес

при изучении этого сложного феномена. Философия также изучает культуру, но

не ее единичные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и

многомерное явление общественной жизни. Философия стремиться ответить на

вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом

процессе и какую роль играет в социализации человека. Философию интересуют

самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной

жизни.

Термин культура весьма многозначен. В специальной и художественной

литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так, в обыденной

жизни под культурой обычно понимается уровень образованности и

воспитанности человека, в отличие от необразованности и невоспитанности.

Для эстетики культура – это многочисленные произведения профессионального

искусства и народного творчества. Впервые этот термин был применен римским

оратором и философом Цицероном. Под культурой он понимал позитивное

воздействие философии на ум человека. По его мнению, философия есть

“культура ума”, тонкий инструмент для познания мира и человека в нем

В каждой исторической эпохе существовала своя трактовка культуры.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты