Человек и человечество в учении В С Соловьева

активные элементы сознания»[21].

Оба сочинения В. С. Соловьева, на которых я здесь остановилась,— «Идея

человечества у Августа Конта» и «Теоретическая философия» — посвящены

доказательству реальности человечества и ирреальности отдельного человека.

Объектом критики каждый раз оказывается персонализм,— не только персонализм

Декарта, Лейбница, Мэн де Бирана, Кузена, но и русских философов, в

частности близкого друга Соловьева Л. М. Лопатина[22].

Именно против картезианского персонализма, а не просто субъективизма и

механицизма выступает В. Соловьев, и не случайно он саркастически

подчеркивает схоластические истоки картезианского когито[23] и полемизирует

с Виктором Кузеном, акцентировавшим онтологическую подоплеку этого когито.

«Всего курьезнее решается вопрос позднейшим издателем и благоговейным

комментатором Декарта, известным Виктором Кузеном. Знаменитый принцип

cogito ergo sum есть утверждение личного существования... Декарт «знает

умственный прием.., открывающий нам личное существование, и он описывает

этот прием так же и еще более точно, чем какой-либо из его противников...».

Таким образом, в своем учении о человечестве как едином индивидууме В. С.

Соловьев возвращается к своему раннему увлечению — пантеистическому учению

Спинозы, которое стоит у истоков его философии всеединства[24]. Единая,

вечная и бессмертная субстанция — это, по Соловьеву, не человек, а

человечество.

Русский философ оказался перед дилеммой, которую хорошо сформулировал

английский религиозный писатель К. С. Льюис: «Если человек живет только

семьдесят лет, тогда государство, или нация, или цивилизация, которые могут

просуществовать тысячу лет,— безусловно представляют большую ценность, чем

индивидуум. Но если право христианство, то индивидуум — не только, а

несравненно важнее, потому что он, человек, вечен, и жизнь государства или

цивилизации — лишь мгновенье по сравнению с его жизнью»[25]. Приведем еще

одно рассуждение в том же духе, принадлежащее на сей раз перу русского

мыслителя. «Отдельная личность может достигнуть разрешения своей задачи,

реального осуществления своего назначения, потому что она бессмертна, и

потому что ей преподано ... разрешение свыше, независимо от времени, места

или племени, но это осуществление лежит за пределами этого мира. Для

коллективного же и все-таки конечного существа — человечества — нет другого

назначения, другой задачи, кроме разновременного и разноместного (т. е.

разноплеменного) выражения разнообразных сторон и направлений жизненной

деятельности, лежащих в его идее...»[26]. Эти слова принадлежат

современнику В. С. Соловьева Н. Я. Данилевскому. Я здесь не касаюсь

историософской концепции Данилевского в целом, но в данном вопросе он, мне

кажется, ближе к истине, чем В. Соловьев.

Именно потому, что человек укоренен в трансцендентном, он по своей

ценности выше всякого имманентного образования. В этом — истина

христианского персонализма и его непреходящее значение. Та ценность

личности, на которой стоит и вместе с которой падает европейское сознание

неотъемлемых прав человека, уходит своими корнями в убеждение, что

существует бессмертная человеческая душа, составляющая субстанцию каждого

единичного человека. И, напротив, отрицание этой субстанции, создание

мифологемы человечества как развивающегося имманентного Бога, в котором,

как в Боге-Природе Спинозы, нет места для свободы и самоопределения

личности, порождает условие для утопий, которыми так богат наш век[27].

В самом деле, как мы могли убедиться на собственном опыте, в утопических

идеологиях и движениях человек приносится в жертву некоторой отвлеченной

конструкции, нередко именуемой человечеством отдельная личность, ее судьба,

страдания и боль теряют всякое значение перед лицом «прогрессивного

развития» человечества в целом, которое превращается в иллюзорный масштаб

оценки всех явлений и событий[28].

К сожалению, этого рода утопическому сознанию отдал дань и замечательный

русский философ В. С. Соловьев. И лишь в последнем своем произведении, в

«Трех разговорах», он, разочаровавшись в своей утопии, намечает контуры

иного подхода к истории. Но этим новым замыслам уже не суждено было

осуществиться из-за преждевременной смерти мыслителя.

-----------------------

[1]Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика. Соч. в 2-у т. М., 1983. Т. 1.

С. 301.

[2]Трубецкой Ё. Н. Мировоззрение Вл. С. Соловьева. М., б. г. Т. 1. С. VII.

[3]Соловьев В. С. Собр. соч. СПб., б. г. Т. 1. С. 232—233

[4]По отношению к Канту это действительно верно.

[5]Соловьев В. С. Собр. соч. т. III. С. 165.

[6] Не случайно впоследствии Соловьев пришел к выводу, что свобода индивида

есть лишь свобода к эту.

[7] Там же.

[8] Соловьев В. С. Собр. соч. т. VIII. С. 230.

[9] Там же. С. 231.

[10] Там же. С. 231.

[11] Там же.

[12] Там же. С. 241.

[13] Там же. С. 231.

[14] Там же. С. 232.

[15] См, об этом мою книгу «Эволюция понятия науки. Формирование научных

программ нового времени (XVII—XVIII вв.)», ТА., 1987, а также статью

«Понимание бытия в античной и средневековой философии» в кн. «Античность

как тип культуры», М.. 1988.

[16] Соловьев В. С. Собр. соч. Т. VIII. С. 233.

[17] Там же.

[18] Там же.

[19] Там же. С. 238.

[20] Там же. С. 240.

[21] Соловьев В. С. Собр. соч. Т. VIII. С. 183.

[22] Спор между Соловьевым и Лопатиным о субстанциальности Я имел

продолжительную историю: сущность спора прекрасно передана в стихотворении

Соловьева «Панта рэй», написанном не без юмора, но вполне серьезном по

существу:

И с каждым годом прибавляя ходу,

Река времен несется все быстрей,

И, чуя издали и море, и свободу,

Я говорю спокойно: панта рэй!

Но мне грозит Левой неустрашимый

Субстанций динамических мешок

Свести к реке и массою незримой

Вдруг запрудить весь Гераклитов ток.

Левой, Левон! Оставь свою затею

И не шути с водою и огнем...

Субстанций нет! Прогнал их Гегель в шею,

Но и без них мы славно заживем!

(Соловьев В. С. Письма. Т. III. С. 213.)

«Левон», то есть Лев Михайлович Лопатин, один из русских неолейбницианцев,

противопоставлял и в самом деле «гераклитову току» (как известно, афоризм

«панта рэй» — «все течет» принадлежит греческому философу Гераклиту) вечное

бытие субстанций-монад.

[23] Декартовский субъект мышления,— пишет Соловьев,— есть самозванец без

философского паспорта. Он сидел некоща в смиренной келий схоластического

монастьфя как некоторая einitas, quiddilas или даже haecceitas. Наскоро

переодевшись, он вырвался опуда, провозгласил cogito erga sum и занял на

время преспи новой философии» (Соловьев В. С. Собр. соч. Т. УШ. С. 171).

Печать средневекового мышления действительно лежит на творчестве Декарта, в

том числе и убеждение в субстанциальности, вечности, бессмертии разумной

души. Напрасно, однако, Соловьев не сослался на подлинный источник

картезианского когито, а именно на Августина Блаженного: именно Августин в

споре против скептиков нашел тот аргумент, который, более тысячелетия

спустя Декарт «Без всяких фантазий и без всякой обманчивой игры призраков

для меня в высшей степени несомненно, что я существую... Я не боюсь никаких

возражений относительно этих истин со стороны Академиков, которые мотай бы

сказать: «А что если ты обманываешься?» — «Если я обманываюсь, то поэтому

уже существую...» (Творения блаж. Августина, Епископа Иппонийского. Киев,

1905, Ч. 4. С. 217). Как видим, свой философский паспорт Декарт получил от

одного из отцов христианской церкви.

[24] Не забудем,— пишет Ё. Н. Трубецкой,— что он (Соловьев.— П. Г.)

признает истину спинозистического понятия субстанции, а то последнее по

самому существу своему исключает возможность множества субстанций»

(Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьева. М., 1913. Т.П. С. 248).

[25] Льюис К. С. Христианское поведение//Иностранная литература. 1990. № 5.

С. 210.

[26]Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М„ 1991. С. 118—119.

[27] В историческом процессе,— пишет в этой связи Г. В. Флоровский,—

достигается и осуществляется некая предааложенная и предпоставленная цель.

Каковы бы ни были факторы и силы, осуществляющие этот имманентный план, их

действие сковано всеобъемлющей необходимостью ...Оправдывается именно мир,

не человек, история в целом, но не личная жизнь. Напротив, личность

превращается в орган или элемент мировой сущности, жертвоприносится

целому... Человек — родовой человек — включается в природу, и общественный

идеал вырястает до космических размеров. Такая натурализация человека тесно

связана с пониманием мира как телеологического единства, как органического

целого, как некоего индивида высшего порядка... Это органическое

мироощущение И есть первичная основа утопического овеществления идеалов»

(Флормский Г. В. Метафизические предпосылки утопизма//Вопросы философии

1990. №10. С. 87).

[28]Если мы сливаем в единую абстракцию несколько или много людей, пишет Г.

К. Честертон, они становятся не ближе, а дальше. «Люди теряют человеческий

облик, если они недостаточно отделены друг от друга; можно даже сказать —

если они недостаточно одиноки. Их труднее, а не легче понять. Чем ближе они

друг другу, тем дальше от нас. Когда говорят о человечестве, мне

представляются пассажиры в переполненной подземке. Удивительно, как далеки

души, когда тела так близко!» (Вечный человек. М., 1991. С. 139—140).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты