Человек

Человек

ПЛАН

| |Стр. |

|1. Проблема природы человека | |

|2. Бессознательное в структуре человеческой психики | |

|3. Смысложизненные устремления человеческого бытия | |

|4. Соотношение природного и социального в человеке | |

|5. Человек и генетическая инженерия. Философские проблемы | |

|клонирования | |

|Литература | |

1. Проблема природы человека.

Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это

кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал:

"Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а

просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие

обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-

метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренное

разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому

подобными возвышенными свойствами...".

Философское осмысление человека связано с определенными трудностями.

Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научных

знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и

собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе

влияет на философское толкование человека. Поэтому современная социальная

философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно

проблемами человека, но и другой вечно актуальной проблемой, которую

В.С.Барулин назвал "сопряженностью человека и философии".

Сопряженность человека и философии - это выражение существа философской

культуры. Философская культура является формой самопознания человека, его

мировоззренчески ценностной ориентации в мире. Поэтому человек всегда

находится в основании философской ориентации, он выступает и как ее

естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель,

сверхзадача философии. Иначе говоря, как уже отмечалось выше, человек

является и субъектом, и объектом философского познания. Какими бы

конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего

развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и

устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии

с человеком, его потребностями и интересами постоянна и непреходяща.

Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в

целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии

можно выделить два параметра эволюции философии:

1) Степень понимания проблемы человека в качестве методологически

исходного принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ

осознает, что именно человек - центр, критерий и высшая цель всего

философствования, насколько этот принцип важен.

2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его

смысла существования, его интересов и целей. Другими словами, насколько

человек превратился в отдельный и специальный предмет философской

рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения

всех средств философского анализа он рассматривается.

Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских

исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда

был для нее проблемой наиважнейшей.

Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения

человека четыре исторические периода:

1) изучение человека метафизикой (античность).

2) изучение человека теологией (средневековье),

3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).

4) изучение человека биологией.

Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии

- в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях древних

людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не выделяется из

окружающего его природного мира, а представляет собой лишь "младшего

родственника" природных объектов. Это наиболее наглядно проявляется в

тотемизме - форме первобытных верований, заключающейся в поклонении

растениям и животным, с которыми якобы существует кровнородственная связь и

которые являются сверхъестественными покровителями рода или

племени.

Первыми философскими взглядами на проблему человека можно считать

выводы, сложившиеся в древневосточной философии. Однако при этом не следует

забывать, что в Древнем Египте философское мировоззрение еще не отделилось

от обыденного знания, в Древней Индии философия срослась с религиозным

мировоззрением, а в Древнем Китае она была нерасторжима с нравственной

формой общественного сознания.

Важнейшей особенностью древневосточной философии была характерная для

нее "стертость" личностного начала, его "безликость" и подчиненность

всеобщему. Здесь универсальное "Я" превалирует над индивидуальным "Я". Если

для древних латинян характрно выражение "я и ты" ("ego et tu"), то в Индии

и Китае предпочитали говорить "мы", ибо каждое "я" мыслилось как

продолжение иного "я". Древневосточное мировоззрение пыталось отождествить

и объединить человека и природные процессы. Каждый человек ценился не сам

по себе, а лишь в силу того, что он есть часть этого единства. Целью и

смыслом жизни выступало достижение высшей мудрости, соединенное с истиной

Величайшего. "Как зеркало, очищенное от пыли, сияет ярко, так и телесное

(существо), узрев истинную (природу) атмана, становится единым, достигает

цели и избавляется от печали".[1]

Слияние с вечностью, в той или иной форме характерное для всей

древневосточой философии, не предполагает активности в реализации

личностного начала. Уподобление вечному и неизменному абсолюту предполагает

статичность, безоговорочное следование традиции и ориентацию человека на

почтительное и бережное отношение к внешнему миру, как природному, так и

социальному. При этом особо подчеркивалась необходимость совершенствования

внутреннего мира человека. В глубокой древности появляется одна из основ

восточного образа жизни - требование приспособления человека к обществу,

государству, старшему по чину или возрасту.

Античная философия сформировала основные западно- европейские подходы к

выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы.

Западная философия берет начало в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в

ионийской натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) была предпринята первая попытка

определить место человека в мире. Алкмеон из Кротона первым дал определение

человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что

только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают,

но не понимают.

Согласно взглядам Протагора (5 в. до н.э.), человек от природы наг,

разут, раздет и безоружен. Он может поддержать себя только благодаря

прометеевскому огню, искусной мудрости, дарованной Афиной, и переданному

Зевсом общественному устройству, основанному на стыдливости и

справедливости. Эти качества человека развиваются благодаря постоянному

стремлению преодолеть нужду (Ксенофан) и достигнуть изобилия (Демокрит).

И еще одна важная черта античной философии. Сформулировав принцип

разумного миропонимания, она пришла к открытию человека как самостоятельной

ценности и признала за ним право на активность и инициативу. Это дало

возможность, говоря словами А.Ф.Лосева, "развернуть свое внутреннее

самочувствие, углубиться в свою собственную личность и сделать для себя

второстепенными все вопросы объективного миропорядка"[2], что наглядно

демонстрируют софисты, эпикурейцы, но прежде всего - Сократ.

Сократа по праву считают основоположником не только западноевропейской

философии человека, но и основоположником этики. Его прежде всего

интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократу

принадлежит вывод о том, что "добродетель есть знание", поэтому человеку

нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать

дурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное

место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней

главной целью философии.

Великому ученику Сократа Платону принадлежит идея о том, что человек

есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция,

которая делает человека человеком. От качества души зависит общая

характеристика человека. По его мнению, существует "иерархия душ", на

первом месте в которой стоит душа философа, на последнем - душа тирана. В

чем причина такого странного расположения душ? Дело в том, что душа

философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива к знаниям. А это

как раз и есть главные, сущностные черты человека, отличающие его от

животного.

Что касается связанного с именем Платона определения человека, как

двуногого животного без перьев, то оно, скорее всего, Платону не

принадлежит, а только приписано ему последующей молвой.

Следующий шаг в философском постижении человека сделал Аристотель. У

него этика и политика образуют единый комплекс "философии о человеческом",

занимающейся изучением практической деятельности и поведения человека.

Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с

обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античного

мыслителя: "Человек есть общественное животное." Человек - такое живое

существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен

направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и

управляется законами.

Западноевропейское средневековье отмечено сильнейшим воздействием

христианского мировидения на все стороны жизни людей, тем более - на жизнь

духовную, которая была неотделима от религиозного мировоззрения.

Теоцентризм являлся основной характерной особенностью философии эпохи

средневековья, а философия находилась на положении "служанки богословия" и

обосновывала идею греховной сущности человека.

Один из крупнейших представителей раннехристианской теологии Августин

Блаженный утверждал: "Не тем человек сделался похожим на дьявола, что имеет

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты