Аксиология

полюбить, быть счастливым), ими нельзя завладеть, как властью или

богатством. Наличие или отсутствие ценностей и их необходимость нельзя

доказать логически. Для того, кто верит или любит, есть Бог и есть Любовь,

а кто не веровал и не любил, для тех ни Бога, ни Любви не существует. И

любая наука бессильна доказать тут что-либо.

В структуре ценности, согласно Г.П.Выжлецову, - три взаимосвязанных

основных элемента: значимость, норма, идеал. Культура и определяется

степенью осуществления ценностей и реализации ценностных отношений во всех

сферах человеческой деятельности. И ценности культуры могут функционировать

как значимости, как нормы и как идеалы. Правда, значимость (полезность,

пригодность) и норма (должное) характерны и для того, что я называю

цивилизацией, и для низших уровней культуры, на которых культурность порой

почти неотличима от цивилизации.

Если мы, учитывая это, вернемся к рассмотрению уровней культуры,

обозначенных В.П.Большаковым, то становится очевидным следующее:

На низшем, витальном уровне, ценности жизни и культуры воспринимаются

и существуют как значимости. И поступки, действия, выбор поведения человека

определяются тем, что является значимым, полезным, разумным для него.

Моральные нормы, правила поведения, существующие в обществе, могут

соблюдаться как внешние, потому что они полезны в житейских ситуациях.

На втором уровне, уровне специализированной культуры, ценности могут

реализоваться, казалось бы, во всем их богатстве. Социальные нормы

поведения, отношений на этом уровне могут быть усвоены, пережиты внутренне

и доминировать над пользой. Поэтому в поведении срабатывает принцип:

поступай как нужно, как должно, а не как выгодно и удобно. Более того, к

норме на этом уровне может добавляться и желаемое, когда человек живет и

действует, выбирая ценности в соответствии с идеалами, задаваемыми сферой

его духовных интересов (наука, искусство, религия и т.д.). Ограниченность

второго уровня культуры проявляется, однако, в том, что эти внутренние

нормы должного, эти идеалы, утверждаемые порой даже ценой собственной жизни

духовные ценности, могут оказываться самодовлеющими, высшими по отношению к

ценности другого человека, к ценности других людей, этносов и культур.

На третьем уровне, уровне полноценной культуры, высшая ценность -

другой человек. На этом уровне вся разумность отношений и поведения, все

нормы взаимоотношений и поступков, все намерения и идеалы, - все это

выражает человечность отношения к миру, стремление к целостной

очеловеченности бытия. На этом уровне над материей, над социумом, над

практичностью бытия торжествует дух.

Культура в ее аксиологическом срезе и может пониматься, как

"проникновение духа в социум и природу" (Г.П. Выжлецов), как степень

одухотворения социальных и природных отношений. Она представляет собой меру

очеловеченности, гуманности этих отношений. В каждой конкретной культуре,

даже в каждой жизненной ситуации, отношения эти воссоздаются оригинально

или даже творятся заново. В этом их уникальность, неповторимость. Но в

любом случае добро остается добром, а любовь - любовью, и поэтому они

универсальны, всеобщи, и не случайно считаются общечеловеческими

ценностями, реализуясь по-разному в разные периоды, в разных сферах жизни.

Среди ценностей человеческого бытия и культуры при всем их

разнообразии чаще всего выделяются три или четыре высших, центральных: Вера

(или Бог), Добро, Красота и, не всегда, Истина (иногда еще Свобода).

Причем, в духовной жизни людей, действительно, достаточно отчетливо

проявлены религиозная, нравственная, эстетическая (и художественная), а

также познавательная составляющие. В целостной культуре обнаруживаются как

бы ее разные стороны, грани. В отдельные исторические периоды (или у

отдельных групп населения) может доминировать что-то одно. Скажем, в

Средневековой Европе на вершине иерархии ценностей был Бог, в котором

воплощались (и с которым соотносились) и Добро, и Красота, и Истина.

Необходимо отметить, что религия как зона культуры обладает мощнейшим

аксеологическим потенциалом. Как форма сознания, религия ценностно окрашена

и призвана ответить на смысложизненные вопросы. Именно поэтому рациональное

опровержение религии требует формирования такой системы ценностей, которая

отвечала бы объективным психологическим и нравственным запросам человека.

Поэтому религия в течение двух тысячелетий удерживает центральное место в

структуре общественного сознания. "Несмотря на все успехи науки в

технократических обществах Запада, даже вопреки им, религия продолжает

мыслиться западными идеологиями как единственная сила, способная сплотить

общество и дать покой мятущейся человеческой душе". Однако, например, в

Советском Союзе пытались обойтись вовсе без Бога, считая веру в него

проявлением бескультурья.

В любом случае, реальное бытие культуры и ее ценностей по-разному

высвечивается и оценивается, смотря по тому, о какой именно грани ее и в

каком контексте мы говорим.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ АКСИОЛОГИИ

Как справедливо отмечается профессором Г.П. Выжлецовым, "поскольку

культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей

в людских делах и отношениях, то неразвитость ценностного сознания и

является одним из главных признаков кризиса культуры и самого общества".

При этом важно выделить, как отмечает профессор Г.П. Выжлецов, что "в

российском обществе преобладает не просто неразвитое ценностное сознание,

оно у наших людей существенно иное по содержанию, чем на Западе". Так

возникает краеугольная проблема создания предпосылок и получения новых

специалистов для "формирования нового, т.е. своего, исторически

собственного, не навязанного нам и не взятого ни у кого напрокат

ценностного сознания". Пока же наш специалист, как отмечается, не имеет

ничего, "кроме наивной души, зашоренно-идеологизированного (в любом

варианте) взгляда на мир и европоцентристской традиции в теоретической

выучке". Поэтому, перед отечественной аксиологией встают очередные задачи

нового философско-методологического синтеза.

Ситуация в современной аксиологии такова, что, если отвлечься от

частностей, можно выделить три основных подхода к определению специфики

исходных аксиологических категорий.

Первым и наиболее распространенным вариантом является понимание ценности

как значимости предметов и явлений действительности для человека, их

способности удовлетворять его материальные и духовные потребности. При этом

ценность как значимость есть момент взаимодействия субъекта и объекта.

Главный недостаток этой концепции заключается в сведении ценности к

средству удовлетворения потребностей, т.е. по сути дела, к полезности как

положительной значимости. При этом становятся практически неразличимыми и

сама ценность как значимость, и ее объект-носитель, из-за чего при

конкретном анализе понятие ценности переносится, как правило, на этот

природный или социальный объект.

Представители второго варианта относят к ценностям лишь высшие общественные

идеалы. С этой точки зрения ценности являются уже не средством, а целью, не

сущим, а должным, и не случайно эта концепция оказалась наиболее популярной

в этике. С человеческими потребностями ценности-идеалы связаны лишь

генетически, но, как и в первой концепции, имеют субъект-объектную основу.

Одновременно с первыми двумя подходами складывается третий, непосредственно

объединяющий исходные основания первых двух. В нем ценность определяется

как значимость и идеал одновременно. Эту концепцию развивали прежде всего

В.П. Тугаринов и О.Г. Дробницкий, и также в рамках субъектно-объектных

отношений. Такое ограничение не случайно, поскольку все три концепции

рассматривают специфику ценностей с позиции марксизма именно как

экономического материализма, что сразу же вызвало целый ряд затруднений:

Во-первых, субъектно-объектные отношения в полной мере соответствуют

пониманию ценности лишь как значимости объекта для субъекта, тогда как во

втором и третьем вариантах в понятие ценности включаются нормы (должное),

цели и идеалы. В рамках отношения субъекта к объекту они уже необъяснимы,

тем более, что сами являются критериями подобных отношений.

Во-вторых, как уже отмечалось, сведение ценности к значимости приводит

к неразличению ценности и ее материального носителя, а сведение ее к идеалу

ведет, напротив, к отрыву ценности от ее материального основания.

В-третьих, оценка во всех трех концепциях представляется как субъектно-

объектное отношение и способ определения ценности или высказывания о ней.

Это приводит фактически к неразличению специфики ценности и оценки как

исходных аксиологических категорий.

Поэтому есть все основания предположить, что специфика ценностей, их

проявление и функционирование в обществе определяются не субъектно-

объектными, а прежде всего и именно межсубъектными отношениями, и в них же,

в свою очередь, реализуются. Отношения же субъекта к объекту с точки зрения

его значимости определяет специфику оценки, а не ценности. Это позволяет

четко различать понятия оценки как субъектно-объектного отношения и

ценности, фиксирующей наиболее общие типы отношений между субъектами любого

уровня от личности до общества в целом, исполняющем обратную нормативно-

регулирующую роль в обществе. При этом имеются в виду отношения не только

между личностью и обществом, о чем, как правило, упоминается в литературе,

а все возможные варианты межчеловеческих отношений.

Аксиологией доказано, что "разрыв ценностных межсубъектных отношений

представляет собой источник и основу отчуждения человека от других людей,

от самого себя, от общества и природы". При этом понятий естественных и

искусственных ценностных отношений различны. Первые несут человеку добро

(благополучие, здоровье), вторые - зло (болезни). Здесь уместно следующее

высказывание Н.О.Лосского: "Все первозданное сотворенное Богом, есть

добро; зло есть вторичная надстройка над добром, произведенная нами

самими". Задача современного человека, в представлениях русского космизма,

выступить в роли творца и совместить искусственное с естественным; сделать

разумную человеческую мысль "фактором эволюции космоса", превратить мысль в

"реальное действие и познание как жизненный, а не только логический

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты